Бондарь Игорь Валерьевич
ГОУ НПО ЯО
«Профессиональный лицей № 21»
Ярославской области
Дипломная работа
На тему: «Тормозная система автомобиля Камаз»
Выполнил студент гр. ½ спра
Дарин Дмитрий
Преподаватель:
Бондарь Игорь Валерьевич
г. Ярославль 2012г.
Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4×2, 6×4 и 6×6 – для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные – по бездорожью [1].
Также выпускается специализированная техника на базе этих автомобилей (банковские, пожарные, строительные – подъемные краны, бетоносмесители)
На рисунке 1 представлена схема автомобиля КамАЗ–53215 с колесной формулой 6?4, предназначенного для перевозки грузов массой до 10 тонн по дорогам с улучшенным покрытием в составе автопоезда (с прицепом) [1].
Рисунок 1 – Автомобиль КамАЗ–53215
Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили и самосвалы, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др [1].
Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля.
Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной, вспомогательной и приводом аварийного растормаживания [2].
Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
При этом необходимо помнить, что нормальная работа всех узлов не может быть обеспеченабез использования качественных запчастей камаз.
Тормозные механизмы системы барабанного типа с двумя внутренним
и колодками, диаметр тормозных барабанов 400 мм, ширина накладок 140 мм.
Передние тормозные камеры — диафрагменные, для автомобилей КАМАЗ 65115 типа 30, для остальных моделей типа 24; задние тормозные камеры — для автомобилей КАМАЗ модели 43253 типа 24/24, для остальных моделей типа 20/20.
Привод рабочих тормозных систем — пневматический, раздельный. Количество ресиверов 5, общим объемом 100 л. Номинальное давление в пневмоприводе (6,5—8,0 кгс/ см2).
Регулируйте ход штоков тормозных камер в случае превышения величины 40 мм. В зависимости от хода штока меняется зазор в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном. Тормозные барабаны должны быть холодными, а стояночная тормозная система выключена. Регулируйте зазор поворотом оси червяка регулировочного рычага, предварительно ослабив пробку-фиксатор на один-два оборота (см. рис. Регулирование зазорав тормозных механизмах). Поворачивая ось червяка, установите величину хода штока тормозной камеры 20 мм. Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2…3 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.
После регулировки через 2…5 км проверьте нагрев тормозных барабанов, при необходимости отпустите регулировочный рычаг на один щелчок. На автомобилях предусмотрена также установка регулировочных рычагов с автоматической регулировкой зазора в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном (см. рис. Автоматический регулировочный рычаг).
Регулировку ходов штоков тормозных камер с автоматическим рычагом следует производить при переборке тормозных механизмов (замена колодок и т.д.), когда шток тормозной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозите энергоаккумулятор с помощью крана управления стояночным тормозом).
Регулировку осуществляйте согласно схеме (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами) в следующем порядке:
· убедитесь, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью возвращается в исходное положение;
· вращением червяка регулировочного рычага совместите отверстия корпуса рычага и вилки штока тормозной камеры. Присоедините шток тормозной камеры с помощью пальца, шайбы и шплинта (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 1);
· нажмите на управляющий блок регулировочного рычага до упора в направлении его вращения по стрелке на корпусе (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 2);
· соедините фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не нарушая положение управляющего блока;
· вращением червяка регулировочного рычага разожмите колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 3);
· поверните червяк в обратную сторону приблизительно на 3/4 оборота (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 4). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и момент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м;
· убедитесь в работоспособности рычага. Для этого подайте 5 раз сжатый воздух при давлении 0,6...0,7 МПа (6...7 кг/см2) в тормозную камеру. При этом червяк рычага должен повернуться по часовой стрелке на некоторый угол (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 5);
· проверьте, чтобы при подаче и выпуске сжатого воздуха шток тормозной камеры перемещался без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах 40...45 мм. При большей величине хода отрегулируйте его, вращая червяк;
· убедитесь, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок.