На основе обобщения чувственных данных.
Рациональное познание наиболее полно выражено
В мышлении. Мышление - это активный процесс
Овладения знанием и обобщения понятий о действи-
Тельности, раскрывается на основе чувственных дан-
Ных ее закономерных связей и их выражении в систе-
Ме абстракций.
Человеческое мышление тесно связано с речью,
А его результаты фиксируются в языке как определен-
Ной знаковой системе, которая может быть естествен-
Ной или искусственной.
Мышление человека не чисто природное его
Свойство, а выработанная в ходе истории функция
Социального коллективного субъекта, общества в про-
Цессе своей предметной деятельности и общения,
Идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы,
Принципы, категории, законы и их последовательность
Внутренне связаны с историей социальной жизни,
Обусловлены развитием труда, практики.
Исходя из древней философской традиции, восхо-
Дящей к Античности, следубт выделить два основных
Уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок -
Это способность последовательно и ясно рассуждать,
Правильно строить мысли, четко классифицировать,
Строго систематизировать факты.
Разум (диалектическое мышление) - высший уро-
Вень рационального познания, для которого прежде
Всего характерны творческое оперирование абстрак-
Циями и сознательное исследование их собственной
Природы (саморефлексия).
со
со
КРАСОТА И ЦЕННОСТЬ ИСТИНЫ
(ЕДИНСТВО КРАСОТЫ, ИСТИНЫ И ДОБРА)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как
Истина, красота и добро (и каждая ценность по от-
Дельности), является отличительным признаком гу-
Манного в человеке. Известные разногласия дают
Себя знать, когда рассматривается сзязь ценностей
Друг с другом. Часть мыслителей серьезно сближает
ценности. ≪Прекрасное - это законченное выраже-
Ние Добра. Добро же - законченное выражение Пре-
красного≫, - считал Р. Тагор. По Сократу, знание,
истина есть добро. Категоричен и Г. Флобер: ≪Все,
что прекрасно, - нравственно≫. Другие авторы
настроены менее оптимистично: ≪Понятие красоты не
Только не совпадает с добром, но, скорее, противо-
Положно ему, так как добро большей частью совпада-
Ет с победой над пристрастиями, красота же есть ос-
нование всех наших пристрастий≫ (Л. Н. Толстой).
Выясняется, что полное сведение о'дной ценности
к другой несостоятельно. Б. Паскаль замечает, что
≪у сердца есть свой разум, который нашему разуму
неизвестен≫. Иногда нельзя свести одну ценность
К другой, но есть возможность представить их взаимо-
Связь.
Не счесть утверждений, которые в той или иной