На основе обобщения чувственных данных.

Рациональное познание наиболее полно выражено

В мышлении. Мышление - это активный процесс

Овладения знанием и обобщения понятий о действи-

Тельности, раскрывается на основе чувственных дан-

Ных ее закономерных связей и их выражении в систе-

Ме абстракций.

Человеческое мышление тесно связано с речью,

А его результаты фиксируются в языке как определен-

Ной знаковой системе, которая может быть естествен-

Ной или искусственной.

Мышление человека не чисто природное его

Свойство, а выработанная в ходе истории функция

Социального коллективного субъекта, общества в про-

Цессе своей предметной деятельности и общения,

Идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы,

Принципы, категории, законы и их последовательность

Внутренне связаны с историей социальной жизни,

Обусловлены развитием труда, практики.

Исходя из древней философской традиции, восхо-

Дящей к Античности, следубт выделить два основных

Уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок -

Это способность последовательно и ясно рассуждать,

Правильно строить мысли, четко классифицировать,

Строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление) - высший уро-

Вень рационального познания, для которого прежде

Всего характерны творческое оперирование абстрак-

Циями и сознательное исследование их собственной

Природы (саморефлексия).

со

со

КРАСОТА И ЦЕННОСТЬ ИСТИНЫ

(ЕДИНСТВО КРАСОТЫ, ИСТИНЫ И ДОБРА)

Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как

Истина, красота и добро (и каждая ценность по от-

Дельности), является отличительным признаком гу-

Манного в человеке. Известные разногласия дают

Себя знать, когда рассматривается сзязь ценностей

Друг с другом. Часть мыслителей серьезно сближает

ценности. ≪Прекрасное - это законченное выраже-

Ние Добра. Добро же - законченное выражение Пре-

красного≫, - считал Р. Тагор. По Сократу, знание,

истина есть добро. Категоричен и Г. Флобер: ≪Все,

что прекрасно, - нравственно≫. Другие авторы

настроены менее оптимистично: ≪Понятие красоты не

Только не совпадает с добром, но, скорее, противо-

Положно ему, так как добро большей частью совпада-

Ет с победой над пристрастиями, красота же есть ос-

нование всех наших пристрастий≫ (Л. Н. Толстой).

Выясняется, что полное сведение о'дной ценности

к другой несостоятельно. Б. Паскаль замечает, что

≪у сердца есть свой разум, который нашему разуму

неизвестен≫. Иногда нельзя свести одну ценность

К другой, но есть возможность представить их взаимо-

Связь.

Не счесть утверждений, которые в той или иной