ТЕМА 6. Социальная философия и философия истории

План

1. Предмет, функции, историческое развитие социальной философии.

2. Природные основы общественной жизни. Современные глобальные экологические проблемы и пути их решения.

3. Основные проблемы и понятия социальной философии.

4. Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории. Критерии деления исторического процесса.

5. Философские проблемы экономической жизни общества.

6. Понятие социальной структуры.

7. Политическая сфера жизни общества.

8. Правовая сфера жизни общества.

9. Духовная сфера жизни общества.

 

Социальная философия − это философия общественной жизни. Общество есть надприродная реальность, которая существует только в процессе деятельности людей. Общество – это открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей. Социальная философия – это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Предметом социальной философии является и сам человек, взятый не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы, т.е. в системе его социальных связей. Основными функциями социальной философии являются мировоззренческая, теоретическая, методологическая, прогностическая. Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны.

Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально-философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца XVIII в. На этом этапе происходит накопление социально-философских идей. Здесь нужно охарактеризовать спецификувзглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужноуделить взглядам Платона и Аристотеля. Вразнообразии сюжетов нужно выделить две узловыетемы: этикаи учение о государстве. В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского. В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с XVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д. В это же время (XVII − XVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах. Также развивалось философское понимание истории общества. (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский. Вальтер, Ж. Болен. Л. Вико, И. Г. Фихте, И. Г. Гердер).

В XIX − XX вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций. Социальная философия в конце ХIХ в. развивалась в русле психологического направления (Л. Уорд, Г. Тард, Э. Дюркгейм, В. Парето). Одним из влиятельных направлений философской мысли конца ХIХ – начала ХХ вв. было неокантианство.

В XX в. социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений: а) социальная философия развивалась в русле марксистских идей; б) социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления). Здесь же стоит рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого. Также социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др. Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. Также актуальной является синергетичекая трактовка общества как эволюционирующей системы, которая характеризуется взаимодействием со средой, самоорганизацией, ростом объема используемой информации.

Одна из актуальных проблем социальной философии – проблема взаимоотношения общества и природы. Природа есть весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Вопросы взаимодействия человека и природы надо анализировать через понятия «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера», «ноосфера». Географическая среда включает растительный и животный мир, воду, почву, атмосферу Земли. Она оказывает влияние на самые различные стороны жизни общества. Разнообразие природных условий является наиболее благоприятным фактором общественного развития. Понятие окружающей среды более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, также часть Солнечной системы, попадаемой в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу. Биосфера есть сфера действия всего живого. Искусственная среда обитания − это все то, что создано самим человеком. Изучению теории биосферы, ее влиянию на общество и природу, много внимания уделял русский ученый В.И. Вернадский. Он также использовал термин «ноосфера» в значении гармонизации взаимоотношений между человеком и природой. Далее необходимо раскрыть содержание направления географического детерминизма, геополитики. Выводы геополитики послужили теоретическим оправданием и обоснованием колониализма, агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, других стран, боровшихся из-за мирного перенаселения. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит от технической вооруженности общества. В настоящее время экологическая ситуация в мире близка к критической. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Для решения глобальных экологических проблем необходима экологизация производства, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, поиск новых, безопасных источников энергии, объединение усилий всех стран для спасения природы.

Третий вопрос темы призван объяснить, какие факторы определяют специфику социальной жизни. Нужно обратить внимание на характеристику человеческой деятельности как способа существования и развития общества, на труд как ядро человеческой деятельности. Деятельность людей конкретно обнаруживается в социальном действии. Нужно охарактеризовать это понятие. Основными формами человеческой деятельности являются материальная, социальная, политическая, духовная. Далее нужно определить, что является объективным и субъективным в человеческой деятельности, что представляют собой общественные отношении. При изложении этого вопроса, конкретизируя положение об обществе как целостной системе, целесообразно обратиться к синергетике − одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем. С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет следующие свойства:

а) взаимодействие со средой; б) самоорганизация; в) рост объёма используемой информации.

Одной на проблем социальной философии является проблема соотношения между материальным и духовным в обществе. Здесь нужно рассмотреть понятия материальных и идеальных факторов общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки. Важнейшим социальным законом является закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием.

Одна из проблем общественной жизни заключается в поиске того, что является способом существования и развития общества. Деятельность рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. В основе деятельности лежит социальное действие. Социальное действие – относительно локализованный конкретный акт деятельности совокупного субъекта по преобразованию общественных отношений. Субъектом всех форм деятельности является человек. В его деятельности есть субъективное и объективное. Субъективное – это то, что присуще сознанию данного субъекта. Объективное – это то, что имеет бытие вне сознания действующего субъекта, это материализованные результаты предшествующей человеческой деятельности. Результаты деятельности закрепляются в форме общественных отношений. Выделяют материальные и идеологические отношения. Существует четыре элемента всякой человеческой деятельности: люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам выделяют четыре сферы общественной деятельности: материальная, социальная, регулятивная (или управленческая), духовная. В социальной философии используется понятие социальной реальности. Это понятие включает условия общественной жизни людей, которые выступают как надиндивидуальные. Социальная реальность складывается из социальных фактов, которые содержат духовную составляющую (смысл, значение). Далее нужно охарактеризовать социальную реальность, включающую людей, язык, мир материальных артефактов, природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности, коллективные представления.

Поиск цели, смысла истории имеет свою собственную длительную эволюцию в социально-философской мысли человечества, начиная с Аврелия Августина по настоящее время. Из современных концепций о смысле и направленности человеческой истории следует отметить культурологический подход (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). В своем труде «Россия и Европа» (1869) Данилевский развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций). Смысл всемирной истории он усматривал в выявлении деятельности самобытных культурно-исторических типов. Критическое отношение Данилевского к европоцентристской однолинейной схеме общественного прогресса нашло продолжение у О. Шпенглера. Тезис об унификации всемирной истории на базе западной цивилизации отвергался английским историком и философом А. Тойнби. Предложенный марксизмом формационный подход в рассмотрении исторического процесса позволил выделить ведущие экономические общественные отношения.

Теория культурных суперсистем П. Сорокина является в некоторой степени продолжением концепции локальных культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби. Исторический процесс есть, по П. Сорокину, циклическая флуктуация (колебание), смена суперсистем культуры, совокупности социальных систем и совокупности личностей в их взаимодействии. П. Сорокин выводит три основных типа культуры: «чувственный», «идеациональный», «идеалистический». Неприятие подхода К. Маркса к истолкованию исторического процесса высказал британский философ Карл Поппер. «Антиисторицизм» Поппера отрицает существование универсальных закономерностей, смысл истории. А. Тойнби все пространство исторической жизни делит на локальные цивилизации. Формационный подход выделяет производственные отношения. Наряду с культурологическим походом у К. Ясперса осью мировой истории выступает «осевая эпоха» − время формирования философии и мировых религий. Критерии деления исторического процесса многообразны. Нужно охарактеризовать некоторые подходы.

Американский социолог и экономист И. Ростоу предложил теорию стадий экономического роста. Основанию идеи «единого индустриального общества» посвятил свои работы французский философ Р. Арон, американский экономист Д. Гелбрейт и другие. А в 70-80-е гг. появились концепции компьютерной революции, информационного общества.

В книге «Истоки истории и её цель» К. Ясперс отстаивает единство мирового исторического процесса, намечает структуру мировой истории, отправляясь от «осевого времени». В истории человечества он выделяет три периода.

В ходе исследования реального исторического процесса марксизм выработал и обосновал понятие общественно-экономической формации. Оно используется для обозначения определённой ступени в развитии общества, сущность каждой из которых составляет способ производства материальной жизни, прежде всего конкретно-исторический тип производственных отношений. В историческом материализме сформировалось понимание первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономической формации. Нужно показать методологическую, познавательную ценность учения об общественно-экономической формации. Заслугой формационной теории является то, что в её рамках впервые появилась возможность выявить то общее, что было характерно для мирового исторического процесса: связь процесса производства и общественных отношений. Но причины того, что европейская цивилизация такая, а индийская иная, формационная теория объяснить не может. Здесь и утверждает себя цивилизационный метод анализа. Что такое цивилизация и цивилизационный подход к изучению общества? Понятие цивилизации формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. В ХVIII в. оно означало высшую степень духовности.

И. Кант разграничил понятая культуры и цивилизации. О. Шпенглер, Ф. Ницше и другие утверждали, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели общества.

В России в XIX в. концепция цивилизованного развития разрабатывалась Н. Я. Данилевским, который рассматривал цивилизацию как определённый «культурно-исторический тип общества», существующий в рамках особенных локальных образований. В XX в. традиции культурно-исторического подхода к анализу цивилизации развивал английский историк и философ А. Тойнби, определявший её как особый вид отдельного конкретного общества.

В настоящее время цивилизация рассматривается как социокультурная общность и её основными критериями являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Различные ученые выделяли различное количество социальных блоков, которые образуют механизм цивилизованного процесса. Например, H.Я. Данилевский отмечал четыре таких блока: религию, культуру, государство, социалъно-экономическую среду. В настоящее время ученые считают, что цивилизация структурно состоит из общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуры. Цивилизация характеризуется определенной философией, общественно значимыми ценностями, идеалом, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый технологией и культурой. Он представляет собой мораль народа, убежденность, поведение, веру, надежду.

Цивилизационный подход к анализу общества исключает жесткое * разделение объекта и субъекта истории. При таком подходе теряет свою правомерность вопрос: «что первично?», поскольку в каждом из элементов общества присутствуют как материальные, так и духовные факторы. В настоящее время в понятие цивилизации добавляется способность общества решать глобальные проблемы. Необходимо дать характеристику типам цивилизаций, через которые исторически происходило человечество в своем развитии: космогенная, техногенная (или индустриальная) и антропогенная (информационное общество).

Антропогенная (информационная, постиндустриальное общество) цивилизация конкретным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Процесс модернизации современного общества на информационно-технической основе происходит различным образом в странах и регионах с различными религиозно-культурными особенностями. В русле этих глобальных тенденций находится и Россия. Выход страны из кризисного состояния возможен только в результате перехода на информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественной жизни, сущность которого определяется принципом социальной справедливости, а формой развития является демократия. В социальной философии XX в. также развиваются системные теории общества. Американский философ и социолог Д. Белл разработал концепцию «постиндустриального общества». В новейших концепциях информационного развития общества (например, А. Тоффлера) раскрывается возрастающее революционное воздействие информационных систем на производство, управление, систему образования и быт.

Экономическая жизнь общества – это, прежде всего, производство, распределение, обмен, потребление разного рода предметов и услуг. Способ общественного производства оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Положение о значительной роли способа производства раскрывается в теории исторического процесса К. Маркса. Материальное производство включает в себя труд, способ производства материальных благ, цели материального производства. Необходимо дать характеристику труду как способу деятельности. Маркс определяет труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Необходимо дать определения содержанию труда, характеру труда, новым видам труда, обусловленными компьютеризацией. Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы состоят из применяемых в производстве орудий труда, предметов труда. Это вещественная сторона производительных сил. Производственные отношения состоят из отношений собственности на средства производства, отношений обмена деятельностью, отношений распределения и потребления. Необходимо раскрыть диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, которую Маркс выразил в форме сформулированного им закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Экономические интересы и потребности людей, определяющие содержание и направленность их деятельности, представляют собой объективную сторону экономической жизни общества. Субъективная сторона экономической жизни общества – это проявления сознания людей, их ценностей, целей. Эта составляющая носит название экономического сознания. Оно включает в себя обыденное и теоретическое экономическое сознание, экономическую психологию людей. Некоторые мыслители придавали большое значение психологическим факторам экономической жизни общества (Т. Веблен, В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Тард и др). Результатом осознания объективных экономических интересов является возникновение мотивов деятельности людей, их желаний, стремлений. В настоящее время растет роль научной рациональности воздействия на экономические процессы.

Социальная сфера общества – это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей. К социальным общностям относятся классы, страты, профессиональные и отраслевые группы, народности, нации, интернациональные и региональные сообщества, демографические группы, трудовые, семейные и другие образования. Важное место в структуре социальных общностей занимают классы. Причиной возникновения классов является общественное разделение труда. Первое крупное общественное разделение труда – выделение земледельческих племен среди пастушеских племен. Второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от сельскохозяйственного труда. Третье крупное общественное разделение труда – отделение умственного труда от физического. В результате появляются классы как группы людей, различающихся местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, а следовательно, способами и размерами той доли общественного богатства, которой они располагают. В настоящее время, кроме выделенных В.И. Лениным факторов, все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня доходов, положения индивидов на рынке труда и др. М. Вебер выдвинул концепцию социальной стратификации, которая имела своей целью противопоставить понятие «страта» понятием «класс». Нужно дать определение страты, объяснить понятие «стратификация», указать на различные варианты стратификации общества, на основания социальной стратификации. Также дать определение социальной мобильности (П. Сорокин). Большинство американских социологов не согласны с игнорированием понятия «класс».

Надо отметить те коррективы, которые вносят в систему критериев определения социального состава классов современные условия. Многообразие элементов, образующих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей: классово-статусная модель М. Вебера, дихотомная классовая модель К. Маркса, классовая модель Р. Дарендорфа, классовая модель Э. Гидденса, классовая модель Э. Райта, классовая идентификация Дж. Голдорпа, классовая модель И. Девиса.

В настоящее время частная собственность на средства производства продолжает играть важнейшую роль в общественной жизни, однако ее влияние на дифференциацию общества в экономически более развитых странах постепенно ослабевает. В XX в. доминирует коллективный капитал. Растёт численность и влияние социальных групп, представляющих профессиональную элиту в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. В этой связи заслуживает внимания положение интеллигенции. Нужно дать определение понятию «интеллигенция», указать на тенденции развития интеллигенции. Нужно дать характеристику основных классов экономически развитых стран мирового сообщества. Также необходимо рассмотреть современную социальную структуру в России.

Политическая жизнь общества − практическая, теоретическая и идеологическая деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим институтам и политическому режиму. Политическая жизнь общества возникает в результате появления политических отношений, основу которых составляют классовые отношения. Нужно описать сущностные характеристики политической жизни, обращая внимание на обусловленность ее властными отношениями, на противоречивую форму, особое пространственно-временное измерение. Единство и многообразие составляющих ее компонентов находит выражение в структурных элементах: политической системе (государстве, политических партиях и общественных организациях, политических режимах), политической деятельности и политических отношениях. В политическую жизнь общества включается также политическая идеология, политическое поведение, политический процесс, политические конфликты, политические ситуации. Важнейшим элементом политической жизни общества является политическая власть. Власть – это средство осуществления политики.

Ядром политической жизни выступает государство. Нужно рассмотреть возникновение государства в результате эволюции родового строя, выделить причины, признаки возникновения государства, определить классовую сущность государства, функции государства. Экономически господствующий класс при помощи государства становится политически господствующим классом.

Основу функционирования структуры большинства государств составляет принцип разделения властей. Эго позволяет представить классификацию органов государственной власти: органы законодательной власти (парламент, законодательные органы на местах), органы исполнительной власти, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Способ осуществления властью своих функции называется политическим режимом. Исторически имели место демократический, тоталитарный или смешанные типы политического режима.

В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями государственной власти государства различаются по формам правления. Надо дать характеристику основным разновидностям организаций верховной государственной власти: республиканской и монархической, трёх основных разновидностей республиканской форме правления: президентской республики, парламентской республики, полупарламентской республики.

Государства также различаются по формам государственного устройства. Нужно описать формы государственного устройства: унитарные государства, федерация, конфедерация. Различаются государства по типам политических режимов. Нужно назвать признаки демократических и диктаторских режимов. Важным структурным элементом политической системы являются партии и партийные системы, обладающие определенным механизмом борьбы за власть. Необходимо объяснить типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

В состав политической системы входят также общественные организации и движения. Особую роль в политической системе играют средства массовой информации (СМИ). Новейшие компьютерные технологии оказывают воздействие на функционирование государства и механизмы реализации политической власти. Политическое общество представляет собой совокупность политических форм жизнедеятельности людей. Гражданское же общество – это совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов.

Важную роль в эффективном взаимодействии гражданского и политического общества играет правовое государство. Главное назначение правовой сферы жизни общества – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные формы, приемлемые для общества в целом. Существует две точки зрения на сущность права: традиционный и запретительный. Согласно традиционному подходу, право отождествляется с законом. Право – это система общеобязательных норм поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Согласно либеральному подходу, в праве первичны не запреты, а свободы. В современных условиях этот подход является определяющим. Классическое определение права дал И. Кант: равенство в свободе по всеобщему закону. Правовая сфера жизни общества обязана своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Особенностью права является: а) объективный характер развития; б) классовый характер; в) тесная связь с политической жизнью общества. Специфика права выражена признаками равенства, свободы, справедливости.

Важнейшей характеристикой правового состояния общества является определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства. Правовое государство признает в качестве своих основных институтов разделение властей, (законодательной, исполнительной, судебной), независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического – один из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира. Духовная жизнь общества включает в себя духовные потребности, духовный интерес, духовную деятельность, духовные ценности. Духовное производство − это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых умственным трудом. Духовное производство имеет основные виды освоения действительности: научное, эстетическое, нравственное, религиозное. Конечным продуктом духовного производства являются идеальные образования. Духовный труд – это всеобщий труд. Всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется индивидуальным образом. Важнейшим видом духовного производства является наука. Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов. Искусство – обособленная область духовной жизни, предназначенная для выражения эстетического. Определяющее значения для эстетического имеет ценность прекрасного. Эстетическое есть «внешне чувственная выразительность внутренней жизни предмета», которая воспринимается как объект незаинтересованного любования. Наиболее общие черты эстетического представлены категориями: эстетическое, прекрасное, безобразное, трагическое, возвышенное, низменное, эстетический идеал, эстетический вкус, изящное, грациозное. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение. Главным в искусстве является художественный образ. Необходимо остановиться на характеристике понятий эстетического сознания, эстетического чувства, эстетического идеала. Искусство способствует выработке ценностной ориентации человека, пониманию смысла жизни.

Мораль – это один из видов регуляции общественной жизни наряду с традицией, обычаем, правом. Мораль – это система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Каковы особенности морали? Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер. Моральные нормы – это правила, которые выступают в качестве примера нормального поведения. Одобряя или порицая, мораль повелевает, как следует себя вести. В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Это значит, что мораль постоянно сравнивает наличное поведение с идеалом. Спецификой морали является ее действие изнутри самого сознания. Нравственный поступок – это выражение внутренней установки личности. Все области человеческого существования несут в себе моральную оценку. Мораль регулирует человеческие отношения, опираясь на общественное мнение. Право опирается на господствующую в обществе мораль. Мораль выполняет следующие функции: регулятивную, воспитательную, коммуникативную, познавательную, жизненно-ориентационную. Мораль обусловлена социально-историческими условиями. Существовали исторические типы морали: первобытная, христианская, средневековая, буржуазная, социалистическая, коммунистическая. Прямо противоположно морали насилие. Насилие есть узурпация свободной воли человека. Ненасилие – принципиальное воздержание от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого. Запрет на насилие − первый и основной моральный запрет. Требование ненасилия представляет собой конкретизацию золотого правила нравственности. Золотое правило требует поступать так, как человек хотел бы, чтобы по отношению к нему поступали другие.

Религия – одна из форм мировоззрения, которая пришла на смену мифологическому мировоззрению. Признаками религии являются: а) чувство веры в существование, кроме природы потустороннего, сверхъестественного мира в виде различных существ (боги, духи, ангелы и т.д.), в их способность творить чудо; б) вера в судьбу – зависимость жизни человека от потусторонних сил, представления о сверхъестественном, о сотворении мира, о жизни богов, духов. Религия у народов различна, но вера в сверхъестественное едина. В структуре религии выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозная идеология, религиозный культ, религиозные организации. Нужно дать краткую характеристику этим элементам. Религия как общественное явление имеет причины: социальные, гносеологические, психологические. Основная функция религии иллюзорно-компенсаторная. От первобытных верований (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм) общество с укреплением государств переходило к единобожию. Наиболее распространенными оказались три мировых религии: буддизм, христианство, ислам. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед богом независимо от социального положения, цвета кожи, национальности. Далее необходимо охарактеризовать три мировые религии. Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Для характеристики духовной и материальной сфер общественной жизни пользуются понятием «культура». Философский анализ культуры приобретает важнейшее теоретическое и практическое значение. Вне его невозможно осмыслить культуру как определённую социально-экономическую целостность. Задача философского анализа культуры состоит в постижении культуры как универсального способа бытия человека в мире. Впервые термин «культура» возник в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура». Затем возникает переносный смысл этого термина. Нужно указать историческое формирование этой категории с древности до настоящего времени, изложить современные трактовки культуры (например, определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей), ответить на вопрос о главном источнике, причине и способе существования культуры, изложить деятельностный, ценностный, информационно-семиотический, системный подходы к культуре. Через категории «опредмечивание» и «распредмечивание» надо раскрыть связь человека и созданного им предметно мира, выявить формы развития человека в культуре, показать: (1) единство и различие природы и культуры, (2) взаимосвязь культуры и человека в современном обществе, (3) влияние культуры на общество, (4) сходство и различие понятий «культура» и «цивилизация», (5) функции культуры, (6) материальную, духовную, художественную сферы культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Что изучает социальная философия? Каким образом происходило ее историческое развитие?

2. Как развивались взгляды на общество в ХIХ – ХХ вв.?

3. В чем заключается принцип материалистического понимания истории К. Маркса?

4. Каково содержание понятий «материальные факторы», «идеальные факторы»?

5. Что такое социальная реальность? Каковы ее компоненты?

6. Раскройте связь между понятиями «биосфера», «техносфера», «ноосфера».

7. Прочтите приведенное ниже высказывание. Какая философская концепция нашла отражение в нем? Объясните ответ: «народы жарких климатов робки как старики; народы холодных климатов отважны как юноши».

8. Дайте характеристику «осевого времени» К. Ясперса.

9. Как решается проблема направленности истории в трудах П. Сорокина, У. Ростоу?

10. Что понимает О. Шпенглер и А. Тойнби под цивилизацией?

11. Что представляет собой культурно-историчческий тип в концепции Н. Я. Данилевского?

12. Что представляет собой формационный подход к периодизации исторического процесса?

13. Дайте характеристику информационного общества.

14. Что такое труд? Каковы его функции?

15. Что представляет собой способ производства материальных благ?

16. Каковы причины появления классов?

17. Дайте характеристику социальной структуры современного российского общества.

18. Что представляет собой форма правления, форма государственного устройства, политический режим?

19. Какова роль государства в политической системе общества?

20. Охарактеризуйте основные правообразующие принципы.

21.В чем состоят сущность и основные функции права?

22. Каково происхождение, сущность, основные функции искусства?

23. Расскажите о сущности и историческом развитии морали.

24. Дайте характеристику современных мировых религий.

ТЕСТЫ

 

1. К. Ясперс в работе «Истоки истории и ее цель» писал, что осевое время имело место: а) в V в. до н.э. б) с VI в. до н.э. по VI в. н.э. в) с X в. н.э. по XX в. н.э. г) с XVII в. по XIX в.

2. Соотнести правую и левую половину текста:

а) культура определяется не законом, 1)О. Шпенглер;

а судьбой;

б) пять законов определяют развитие 2) А. Тойнби;

культурно-исторических типов;

в) цивилизации существуют как

взаимодействие «вызова» и «ответа»; 3) Н. Я. Данилевский;

г)один из этапов развития цивилизации

носит название «осевое время». 4)К. Ясперс.

3. Н.Я. Данилевский считал, что культура (или цивилизация) состоит из 4-х видов деятельности: а) общественно-экономической; б) политической; в) культурной; г) …………………………….

4. Этот социолог, культуролог, философ XX в. считал, что в истории культуры происходит чередование 3-х типов культур: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) П. Сорокин; г) А. Тойнби.

5. В понятие географической среды входит: а) неживая и живая часть природы; б) искусственная среда обитания; в) окружающая среда; г) биосфера; д) ноосфера.

6. Гражданское общество – это:а) деятельность граждан в сфере социальной жизни; б) система взаимоотношений государства и индивида; в) совокупность негосударственных организаций и отношений между ними; г) система действий граждан в сфере государственной власти.

7. Религия – это: а) любая вера как таковая; б) совокупность символических форм и действий, которые связывают человека с «предельными» условиями его существования; в) вера в сверхъестественное и возможность общения с ним; г) вера в Бога и загробную жизнь.

8. Кто является создателем теории общественно-экономической формации? (О. Конт; П. Сорокин; А. Смит; К. Маркс).

9. Гражданское общество – это:а) деятельность граждан в сфере социальной жизни; б) система взаимоотношений государства и индивида; в) совокупность негосударственных организаций и отношений между ними; г) система действий граждан в сфере государственной власти.

10.Что из перечисленного относится к социальной сфере жизни общества?а) социальная структура; б) государство; в) партии;

г) церковь.

11. Политическая сфера жизни общества включает:а) семью;

б) систему образования; в) театры и музеи; г) государство.

12. Отечественный ученый В.С. Стёпин дал определение культуры как системы исторически развивающихся ……………………………………………………………………………….13. Основная функция культуры – это гуманистическая, коммуникативная, нормативная, гносеологическая, релаксационная.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. В главе о первоначальном накоплении Маркс поставил вопрос об объективных предпосылках капитализма. Вебера занимает вопрос о предпосылках капиталистического строя мышления. Объясните подробнее, используя произведения Маркса «Капитал» и Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»:

– Чем отличается трактовка Вебера о генезисе капитализма от марксистской?

2. Прочитайте следующий отрывок: «можно ли смоделировать общество? Здесь сразу же возникает та проблема, что у нас отсутствует сколько-нибудь убедительная теория о том, каковы силы внутреннего сцепления социального механизма… Моделировать можно лишь закрытую или конечную систему. Однако общество становится все более открытым и индетерминированным…» (Д. Белл. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986).

Ответьте на следующие вопросы:

– Существуют ли законы развития общества?

– Что такое индетерминизм?

– Что представляет собой синергетическая трактовка общества?

Сделайте вывод: насколько обоснованно высказывание Д. Белла?

3. Известно, что сфера услуг включает в себя огромный пласт доиндустриальных и индустриальных видов деятельности. Является ли правомерным отождествление постиндустриального общества и сферы услуг? (При ответе на вопрос можно использовать: А.В. Бузгалин. Постиндустриальное общество – тупиковая ветвь социального развития? // Экология и жизнь. 2003, №3; его же: Ренессанс социализма: Курс лекций, прочитанных в молодежном университете современного социализма. М.: Едиториал УРСС, 2007.

4. Что представляет собой системные теории общества ХIХ – ХХ вв.? Какой категориальный аппарат социальной философии они использовали?

5. К средствам труда относятся не только орудия труда и источники энергии, но и земля, производственные помещения, транспорт (в том числе нефтепроводы, газопроводы), средства связи (в том числе компьютерные сети).

– Что представляют собой компьютерные сети в качестве средства труда?

– Как они соотносятся с предметами труда? Какова их роль в процессе труда?

6. Прочитайте два высказывания:

В постиндустриальном обществе люди освобождаются от монотонного труда и перемещаются в сферу производства знания, информации, в сферу услуг. Труд приобретает все более интеллектуальный и творческий характер.

Труд теряет былую значимость. Все больше людей смотрят на труд как на тяжелую повседневность и были бы рады навсегда от нее избавиться. (Т. Ю. Сидорина. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху // Общественные науки и современность, 2007, №3). Ответьте на вопросы:

− Труд в информационном обществе приобретает черты творчества или становится тяжелой повседневность?

− Каковы тенденции развития труда в информационном обществе?

7. Каковы положительные черты формационного и цивилизационного подходов к развитию общества? Назовите авторов этих теорий? Какие еще существуют подходы в социально-философской мысли о направленности истории? Назовите их. Подробнее опишите подход К. Поппера («антиисторицизм»).

8. Большинство американских социологов не согласны с игнорированием понятия «класс». Профессор Кембриджского университета Э. Гидденс отмечает, что марксистская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Представители рабочего класса имеют меньший средний вес при рождении, более высокую детскую смертность, они медленнее растут, чаще болеют и умирают в более молодом возрасте, чем представители высшего класса.

– Какие классы существуют в современной России?

– Устарело ли понятие «класс»?

При выполнении работы можете воспользоваться следующими материалами: Коломийцев В.Ф. Классы: устаревшее понятие? // Социально-гуманитарные знания, 2008, №1.

9. Прочитайте следующий текст: «не позитивный закон регулирует экономические отношения, а наоборот, экономические отношения лежат в основе закона и определяют его содержание, а там, где нет полного соответствия между этими отношениями и законом, именно последний должен приводиться в соответствие со своей объективной основой». ( Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Современное правопонимание. М., 2007. С.101).

Ответьте на вопросы:

– Какова роль объективного в праве?

– Может ли закон быть неправовым?

10. Одной из глобальных проблем современности является проблема преодоления отсталости в развитии большей части человечества.

– В чем проявляется отсталость развивающихся стран?

– Можно ли развивающимся странам преодолеть отсталость?

11. Какие новые нравственные проблемы возникли во второй половине ХХ в. в связи с бурным развитием медицины?

12. Охарактеризуйте понятия «насилие», «ненасилие».