Тема 5. Философия и методология науки

План

1. Понятие, особенности, функции науки.

2. Этапы развития науки. Научные революции и смена типов научной рациональности.

3. Научная и философская картины мира. Структура научного знания. Закономерности роста научного знания.

4. Методы и формы научного познания.

 

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности общества. Философия науки изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деятельности человечества.

Философия науки как направление философии представлена множеством концепций (логический позитивизм, критический рационализм), предполагающих ту или иную модель развития науки. Философия науки возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях научно-технической революции.

Наука в переводе с латинского означает «знание». Поэтому распространено понимание науки как системы знаний. Но наука имеет место там, где имеет место процесс создания нового знания. Наука – это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Целью науки является получение объективной истины. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо охарактеризовать эти принципы. Существует и вненаучное знание, в котором результаты не воспроизводятся и не предсказываются (паранаучное, донаучное, лженаучное, донаучное, антинаучное, псевдонаучное). Наука выполняет функции: а) культурно-технологическую; б) социальной регуляции; в) непосредственной производительной силы; г) описания, объяснения, предсказания; д) мировоззренческая и др. Основной функцией науки считается объяснительная функция. Научное знание характеризуется экстенсивным и интенсивным развитием, дифференциацией и интеграцией.

Наука – это не только система новых знаний, но и сложный социальный институт. В таком качестве наука возникла в ХVII в. и включает в себя: а) производство нового знания; б) доведение знания до их практического использования; в) подготовка научных кадров.

Отечественный ученый В.С. Степин выделяет три периода в развитии современной науки и три типа научной рациональности. Он выделяет классическую науку (ХVII в. – конец ХIХ в.), неклассическую (конец ХIХ в. – сер. ХХ в.), постнеклассическую (сер. ХХ в. по настоящее время). Подготовили рождение классической науки Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно. Классическая наука характеризуется механической картиной мира. Но, начиная с И. Канта, в науку начинают проникать диалектические идеи. Для неклассической науки доминирующим является представление о природе как сложной динамической системе. В постнеклассической науке мир предстает как сложная самоорганизующаяся система. Классический тип научной рациональности соответствует классической науке. В научном знании концентрируется внимание на объекте, элиминируя то, что относится к субъекту. Неклассический тип научной рациональности соответствует неклассической науке. В научном знании учитывается связь между знаниями об объекте и характером используемых средств. Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность научных знаний с ценностями и целями ученого. В постнеклассическом периоде развития науки возникают новые этические проблемы: в области биоэтики, генной инженерии, технологий клонирования, трансплантологии. Культ науки привел к утверждению в ХХ в. сциентистского мировоззрения. Антисциентизм исходит из негативных последствий научно-технической революции, он пессимистичен по отношению к возможностям науки. Необходимо дать характеристику этим направлениям.

Научная картина мира – это система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира – это система наиболее общих философских понятий, принципов, концепций, которая дает на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Данные картины мира взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимозависимость проявляется в структуре научного знания. Научное знание включает в себя эмпирическое знание, теоретическое, идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания науки. Нужно дать характеристику структурных компонентов научного знания. Возникает вопрос: влияют ли социальные и культурные факторы на содержание научных идей?

В западной философии науки существует две точки зрения при ответе на этот вопрос: а) интерналисты (К. Поппер, И. Лакатос и др.) считают, что наука имеет свою историю независимо от социокультурного окружения. По К. Попперу, рост научного знания совершается благодаря постоянной смене теорий. Он выдвигает принцип фальсифицируемости: теория считается научной, если она может быть опровергнута на опыте. И. Лакатос вводит понятие «исследовательской программы»; б) экстерналисты (Т. Кун, Тулмин, Фейерабенд) утверждают, что только обращаясь к социокультурным факторам, можно объяснить развитие науки и научного знания. Т. Кун вводит понятие парадигмы, как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу. Наука развивается путем смены парадигм через научную революцию. Фейерабенд выдвигает принцип пролиферации, размножения гипотез.

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания являются его методы. Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Методы подразделяются на общелогические и научные. Общелогические методы присущи всему познанию в целом. Они используются как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование. Эти методы используются и в научном познании. Но в научном познании принято еще выделять методы эмпирического уровня познания – наблюдение, измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня – идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ. Необходимо дать развернутую характеристику этим методам. Существуют и частнонаучные методы, представляющие собой системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.

Большую роль в научном исследовании играет философия. Такие принципы, как принцип объективности, детерминизма, развития, системности и др. являются составной частью диалектического метода. Применение этого метода к научной деятельности является заслугой немецкой классической и марксистской философии. Система философских категорий (рассмотренных ранее: единичное, общее, причина, следствие, необходимость, случайность, сущность, явление, возможность, действительность) также выполняет методологическую функцию. Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах называют методологией. Методы способствуют дальнейшему развертыванию и углублению знания.

Научное знание о предметах, явлениях материального и духовного мира, их свойствах выражаются в различных формах. Основными формами развития научных знаний являются: факт, теория, проблема, гипотеза. Факт – это достоверное знание о единичном. Фактом признается не всякий научный результат. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях. Гипотеза – форма научного познания, представляющая собой научно обоснованное предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объектов и связях между ними, о причинах их возникновения и развития. Теорией называют обширную область знаний, описывающую и объясняющую совокупность явлений, дающую знание реальных отношений всех выдвинутых положений и сводящую открытые в данной области законы к единому объединяющему началу. Научная проблема – это вопрос, на который нет однозначного ответа в научном знании. Решение научной проблемы − это получение нового знания и постановки новой проблемы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каковы признаки научного знания?

2. Какие существуют точки зрения на время возникновения науки и этапы ее развития?

3. Каковы особенности и структура научного знания?

4. Охарактеризуйте типы научной рациональности (по В.С. Степину).

5. Какие существуют методы эмпирического и теоретического уровня научного познания?

6. Каким требованиям должны удовлетворять основные формы научного знания – факт, гипотеза, теория, проблема?

7. Какова структура научной теории?

8. Какова роль философии в научном исследовании?

 

 

ТЕСТЫ

 

1. Наука в современном понимании появилась: а) в I в. н.э.; б) в ХV в.; в) в VI в. до н.э.; г) в ХVII в.; д) в ХХ в.

2. Тип научной рациональности согласно, которому истинным является знание только об объекте научного познания, называется ……………………………….

3. Выделите уровни научного познания: а) чувственный; б) эмпирический; в) теоретический; г) рациональный; д) гносеологический.

4. Неклассическая наука развивалась: а) с VI в. до н.э. до XVII в.; б) с XVII в. до конца XIX в.; в) с конца XIX в. до середины XX в.; г) с середины XX в. по настоящее время

5. Механическая картина мира появилась: а) в XVII в.; б) в XIII в.; в) в XIX в.; г) в XX в.

6. Диалектизация современной науки предполагает: а) развитие представлений о структурности материи; б) внедрение идеи развития во все сферы научного познания; в) эволюцию взглядов на развитие науки; г) применение принципа историзма.

7. Сциентизм: а) провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры; б) обращает внимание на негативные последствия научно-технического прогресса; в) считает, что сущность мира принципиально непознаваема; г) полагает, что первичным является материя.


 

8. К общенаучным методам относятся: а) наблюдение; б) идеализация; в) дедукция; г) аналогия; д) эксперимент; е) системный подход; ж) формализация; з) аналогия; и) моделирование.

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте текст: «Древневосточная математика представляла собой совокупность правил вычисления, схем действия, которые всегда были ориентированы на применение к конкретным реальным объектам: площадям, объемам, множествам. Для формирования же математики как науки необходимо было найти особое пространство, в котором знание существовало бы как особого рода «идеальное бытие».

– Дайте комментарий этому тексту.

– Где впервые появляется подход к математике как науки?

2. Что представляют собой «философские основания науки»? Приведите примеры из своей области профессиональной деятельности.

3. Прочитайте текст: «Рост научного знания, согласно Попперу, совершается благодаря постоянной смене теорий, он является следствием того, что каждая новая теория ставит и решает новые, более сложные проблемы, то есть несет больше информации о мире (а потому обладает и большей фальсифицируемостью).

– Что представляет собой принцип фальсифицируемости Поппера?

– Насколько модель развития науки у Поппера соответствует действительному положению дел?

4. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовлявших скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?

5. Существуют ряд областей знания, которые претендуют на статус наук, однако не признаются таковыми. Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?

6. Ответственна ли наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса – таков центральный вопрос дискуссий в области этики науки.

– Какова степень влияния ученого на негативные последствия науки?

– Какова роль науки в предотвращении негативных эффектов?

– Возможно ли прогнозировать результаты научных исследований?

При ответе на данные вопросы можно использовать книгу: Йонас Г. Наука как персональный опыт // Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.

7. Понятие «этос науки» было введено в оборот американским социологом Р. Мертоном, который понимал под этосом совокупность воспроизводящихся в науке норм и принципов. Ответьте на вопросы:

– какова природа этих ценностей?

– в какой мере они способны подчинить себе и трансформировать черты характера отдельного ученого, от которого может зависеть судьба научного открытия?

При ответе на данные вопросы можно использовать работу: Барбур И. Этика в век технологии. М., 2004. Также можно вспомнить образы ученых, созданные писателями-фантастами: «человек-невидимка» Г. Уэллса, инженер Гарин А. Толстого.