Парсонс Г. Философия удивления
Способность, к удивлению — одно из характерных и основных свойств человека. Она как бы «выделена» мирозданием из общего порядка вещей и со своей стороны богато и бесконечно многообразно проявляется в индивиде. Отсюда следует, что философия удивления имплицитно является философией и человека, и Вселенной, что данная философия будет «работать» до тех пор, пока люди будут достойны удивления, а Вселенная будет заслуживать удивления людей.
В античности явления природы (землетрясения, наводнения, вулканы, громы и молнии), а также рапсоды, актеры, волнующие и экзальтирующие речи пророков рассматривались как удивительное чудодейственное. По мере развития познания то или иное «удивительное» явление попадало в поле зрения науки, анализировалось, и хотя оно продолжало изумлять, ему изум-лялись уже «естественно», так сказать натуралистически. С прогрессом в естествознании, особенно в эпоху Возрождения, использование термина «admiration» распространяется повсюду. Гуманизм также возрожденный этой великой исторической эпохой, превратил в конце концов человеческого индивида из субъекта удивления в объект поклонения и удивления. Это к нему, к человеку, относится вослицание Шекспира: «Какое чудо природы человек! Как точен и поразителен по складу и движениям!».
Мы можем, следовательно, предположить, что «удивление» — это своеобразная брешь в человеческом знании, в его уверенности в своей осведомленности, неожиданное открытие «черной дыры» в установившейся и привычной системе знания, ошеломляющий удар по нему.
Качественную основу эмоции удивления составляет чувство острой новизны, переживаемой сначала на уровне ошущений, восприятий и образов и далее на уровне понятий, интеллектуально. Удивление – это искра возбуждения, проскакивающая между человеком и окружающей его реальностью. То, что представляется обыкновенным большинству индивидов, может показаться совершенно в ином свете, предстать как «чудесное», удивительное и потому восприниматься с редкостной эмоциональностью. Для возникновения феномена удивления, безусловно, требуются как минимум два компонента: человек, способный к эмотивной деятельности, и объект, могущий явиться причиной данной эмоции.
Безжалостное уродование дикой, первозданной природы делает наше восприятие «ординарным». Переделка природы в соответствии с нашими концепциями, антропоцентрический инструментализм в подходе к вещам, развитие «механических» привычек, автоматизация восприятия — все это способствует угасанию в человеке возможности видеть уникальность окружающих его вещей и, следовательно, способности удивляться. «Обычность» переживания связана с практикой, имеющей регулярный, привычный, предсказуемый характер. Но такое восприятие мира никоим образом не может быть признано единственным.
Столетия назад затмения, кометы, гром и молния были безусловным и однозначным поводом к удивлению. Так было до тех пор, пока они не стали объяснимыми и предсказуемыми для людей явлениями.
Чувство удивления порождает и поддерживает загадка сущности и значения вещей, неотвратимо и призывно влекущая к ее раскрытию. Соблазн непознанного, азарт исследования, проникновения в запутанные лабиринты мироздания — вот что делает данную эмоцию столь неоднородной, наполненной таким особенным очарованием.
Человек — это прежде всего удивляющееся, романтическое животное. Способность человека удивляться, проявлять любопытство неизмеримо возросла в результате развития его чувств и реакций. Ромео находил Джульетту удивительной не просто потому, что был мужчиной, а она женщиной, но в большей степени из-за того, что его психика, его воображение были обогащены гуманистическими ценностями человека эпохи Возрождения: целомудрием, мудростью, чувством прекрасного и т. д.
Ученые находят молекулу, простейшие организмы, ребенка или галактику удивительными, так как рассматривают их с высоты обладаемых ими знаний. Отсюда напрашивается вывод о том, что, хотя эмоция удивления с соответствующим ей стимулом к действию и может вызвать любознательность, чреватую приращением знания, знание как таковое в свою очередь может вызвать чувство удивления, ибо в свете знаний даже ординарный объект может предстать как удивительный.
Удивление поддерживает и обостряет внимание индивида, приводит его в замешательство и одновременно усиливает стремление овладеть тайной. Заключенной в себе загадкой предмет удивления притягивает и удерживает человека на пути поиска, исследования, творческой деятельности. Некоторые предметы и явления вокруг поражают его как необычайное, странное. То, что воспринимается как необычное, зависит от многих факторов: от чувствительности человека, его интересов, надежд, накопленной и до поры подсознательно хранимой информации. Необычайным может показаться что угодно: незнакомое лицо, увиденное Леонардо да Винчи на флорентийской улочке, или колебания маятника, привлекшие внимание молодого Галилея в кафедральном соборе Пизы...
Эмоция удивления возникает, во-первых, тогда, когда в уже установившуюся систему бурно вторгается новый сенсорный импульс и дезорганизует данную структуру. Это удивление ярко эмоционально окрашено. Люди ищут его в цирке, в путешествиях по экзотическим странам, эмоция эта эксплуатируется с целью получения прибыли индустрией развлечения и средствами массовой информации. Во-вторых, удивление имеет место, когда идет поиск разрешения противоречия и более объемлющего модуса мышления или поведения. В-третьих, удивление возникает там, где новое внезапно проникает в противоречивую систему и помогает ей разрешить это противоречие.
Художник, испытывая чувственное возбуждение, удивление, идет дальше: он трансформирует ирреальный туман, неопределенность чувственных восприятий, фантастическую путаницу цветов, звуков, линий, форм в конкретные образы-понятия, в коммуникативные формы произведений искусства — живопись, музыку, скульптуру. В нем удивление перед чудесным, пройдя через сознание, объективируется, становится общественным достоянием. Художник не просто испытывает удивление, но и воссоздаёт его для читателя или зрителя!
В то время как художник трансформирует и выражает удивление в активных формах своих переживаний, чтобы оказать непосредственное и опосредованное воздействие на окружающих, чтобы завлечь их, подобно
первобытному шаману, в колдовской круг своих фантазий, ученый движется от удивления к наблюдению, от наблюдения к теории, к гипотезе, а от них — к экспериментальной проверке и, наконец достигает позитивного приращения, роста знания, а порой и основанного на этом знании прогноза, контроля и господства над процессом или явлением, которые послужили толчком к удивлению.
Вся история развития удивления как существенного феномена человеческого бытия неразрывно связана с эволюцией человека, с тысячелетиями становления общества, с постепенным приближением человека к осуществлению самого себя, своей гуманистической сущности. В течение миллионов лет доисторического развития человека удивление было направлено главным образом на объекты и явления, вызывавшие благоговейный страх или являвшиеся загадочными, но постепенно пробуждавшими размышления и исследовательскую деятельность.
Продолжая поклоняться и изумляться все тем же объектам и явлениям, человек, однако, на заре неолитической революции выражает это удивление совершенно новым образом: он обожествляет и персонифицирует могущественные стихии, условия его существования — солнце, гром и молнию, зверей, растения. На свет появляются сверхъестественные существа, «отвечающие» за определенные функции природы и общества или за определенную местность, — боги, наделенные определенными человеческими и социальными качествами. Удивление перед природой дополнялось и сменялось в дальнейшем удивлением перед правителями. Цари и ханы, короли и шахи, императоры и князья вместе со своими приближенными рано поняли, что рукотворные объекты и явления также могут вызывать страх и благоговение у широких народных масс. Этой цели прекрасно служили грандиозные храмы, роскошные дворцы, монументальные пирамиды, статуи-колоссы и обелиски, развевающиеся знамена, помпезность и яркость мундиров, громоподобный топот пехотных легионов, рев боевых труб, пышные, исполненные тайного значения ритуалы и церемонии. Религия, военные парады и войны, торжественные приемы и т. п. — все это с первых же шагов мировой цивилизации поражало, удивляло, подчиняло сознание простого народа. Сильные мира сего, прекрасно сознавая мощь этой порождающей удивление силы, умно использовали ее в своих интересах.
Древнегреческих ученых-естествоиспытатей и философов волновали иудивляли загадки человека и его способностей не меньше, чем таинства природы. ярким мотивом древнегреческих трагедий является удивление и восхищение человеком. Антигона восклицает: «Нет на свете ничего более удивительного, чем человек!» Сократ, Платон, Аристотель понимали, что философия начинается с удивления и что его необходимым последствием является толчок к познанию, исследованию.
Ныне, когда многие науки сосредоточили свое внимание на человеке, стало выясняться его место и предназначение в природе, его потребность в постоянном удивлении, в сотворении объектов удивления, в творчестве.
Каждый человек может научиться радоваться собственной любознательности, совершенству познания, присущим удивлению, наслаждаться созиданием. Человеческое совершенство заключается не в возвращении назад, к импульсам и чувствам неразумного ребенка, а в движении вперед к зрелой личности, которая знает не только как поддерживать удивление, но и возвышать его до степени творческого умения делать мир лучше, более приспособленным для раскрытия новыми поколениями детей всех своих задатков и возможностей!
Долгосрочное решение проблемы обретения человеком собственного «я» заключается в воссоздании развивающегося, творческого общества, которое будет воспитывать своих детей в традициях самостоятельного и творческого отношения к действительности.
Готовность держать свой разум открытым и искать новые альтернативы — это не только психологическая и социальная, но и философская позиция. У взрослого человека «детское» удивление выполняет функцию психической открытости перед миром.
Пабло Казальс в возрасте 90 лет говорил: «Каждый день я рождаюсь заново. Каждый день я должен начинать сначала». Человеку даруются отношения между телом и миром, его свободное творчество и, наконец, чудесные создания его разума и рук, которые несут на себе яркую печать личности, признаки ее величественного удивления. Удивление — это дар и свобода, это также деятельность, направленная на создание условий, при которых человек и окружающий его мир день ото дня становятся все более удивительными.
Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985. с. 210-244
Печчеї Ауреліо (1908-1984)– видатний італійський економіст, відомий бізнесмен (член керівництва фірми «Фіат») та організатор науки. Ставши досить багатою людиною, у 1968 році він за власною ініціативою засновує Римський клуб - міжнародне науково-аналітичне співтовариство вчених. Коло інтересів цього клубу - вирішення нагальних соціальних проблем сучасного світу, прагення комплексно, в тому числі і математичними методами прогнозувати майбутнє світової цивілізації. На основі цікавих досліджень було опубліковано декілька праць, які стали видатним явищем у науковому світі й суспільстві. Серед них: «Людство на поворотному пункті» Месаровича і Пестеля, «Гранична межа зростання» Медоуза та інші. Дослідження вчених Римського клубу доводили необхідність обмежень економічного зростання, оскільки, за їх прогнозами, буде підірвано ресурсну базу економіки, а людство стане перед неминучою загрозою екологічної катастрофи. Діяльність Римського клубу спрямована на здійснення досліджень глобальних проблем сучасності з метою сприяння політикам і громадськості в прийнятті нових установок і стратегічних напрямків у подальшому розвитку людства.
Найбільш відома робота А.Печчеї – «Людські якості» (1977). Він вважає, що доля культури і всієї екосистеми Землі залежать від прийняття людьми нового гуманізму, основними якостями котрого є почуття належності до єдиного людства, любов до справедливості та непримиренність до насильства.
Печчеи А. О человеческих качествах
На протяжении моей жизни ход человеческой истории решительно и внезапно переменился. Суть этих изменений в том, что за какие-нибудь несколько десятилетий завершился продолжавшийся много тысяч лет период медленного развития человечества и наступила новая динамичная эра. Буквально ошеломленные событиями, которые свидетельствуют об этих переменах, мы все время задаем себе вопрос, что же несет нам новый век, станет ли он звездным часом человечества или ввергнет нас в пучину ужасов и зла. И как мне кажется, все перемены в сущности касаются именно изменившегося положения самого человека на Земле. Если раньше он был не более чем одним из многих живых существ, живущих на планете, то теперь человек превратил ее в свою безраздельную империю.
С тех пор как существует человечество, люди всегда бились над вопросом, что значит быть человеком и в чем состоит его земное предназначение. Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений. Теперь, впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо принимать во внимание, размышляя о судьбах человечества. Этот фактор – огромное и всевозрастающее материальное могущество самого человека. Это могущество возрастает по экспоненте, год за годом аккумулируя силы для дальнейшего роста. Однако развитие это в высшей степени сомнительно и неоднозначно, ибо оно может послужить на благо человеку только при разумном и сдержанном к нему отношении, при безрассудном же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.
В сущности, с тех самых пор, как появился венец творения – Человек, жизнь на планете постоянно и непрерывно изменялась, и его влияние стабильно росло на протяжении тысяч поколений. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся форм жизни на Земле – в значительно большей степени, чем в прошлом, – зависит от того, что делает или чего не делает человек. Основной вопрос сегодня сводится к тому, как умудрится он разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных и обеспечить все их многочисленные потребности и желания. Какие еще живые существа окажутся новыми жертвами его триумфального исторического восхождениям и расширения, за которые ответственным будет только он один?
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже гибридизированы, приспособлены к его требованиям и выхолены с единственной целью – производить для него как можно больше пищи и сырья На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. (А ведь до сих пор так и неизвестно, в какой мере одомашнивание снижает со временем сопротивляемость к болезням и паразитам). Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственного применения, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперед. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека, для его физической и духовной жизни.
Однако поднятая человеком грозная волна, если ее не приостановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек является результатом длительной естественной эволюции – процесса, в котором, как в сложнейшей ткани, тесно и прихотливо переплелись жизни тысяч и тысяч организмов. Сможет ли он сам выжить в роскошном замке, куда добровольно заточил себя, отгородившись от всего живого мира, взяв с собой лишь нескольких приближенных? Никогда еще судьба человека не зависела в такой степени от его отношения ко всему живому на Земле. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путем может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чем новая благоприобретенная мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость Ведь непрерывный поток новых технологических процессов, различных приспособлений, готовых товаров, машин и оружия, который с поистине захватывающей дух скоростью выливается из технического рога изобилия. поглощает тишь часть непрерывно возрастающего объема научных знаний человека. Можно с уверенностью утверждать, что поток этот и дальше будет расти.
Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех названных выше изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было – в весьма упрощенном виде, разумеется, – представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент – основанная на науке Техника.
Человеческая Техника почти так же стара, как и сам человек, и была она вначале, скорее, средством, чем самоцелью. Вплоть до недавнего времени человеку удавалось поддерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который она обеспечивала, и той социокультурной жизнью, которой она должна была служить. Теперь, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и практически независимого элемента. Прежнее равновесие оказалось безвозвратно нарушенным. За последние годы результаты технического развития и их воздействие на нашу жизнь стали расширяться и расти с такой прямо-таки астрономической скоростью, что оставили далеко позади себя любые другие формы и виды культурного развития. Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего. Техника, следовательно, превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет продолжать вызывать в нем поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что – на радость нам или на горе – техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле
Итак, человеческое развитие вступило в новую эру. С незапамятных времен человек, изобретая остроумные, но относительно бесхитростные приспособления, облегчающие ему жизнь, медленно, со скоростью черепахи, полз по пути прогресса. В начале текущего столетия темпы развития стали резко возрастать, машины стали больше и сложнее, но масштабы их все еще оставались "соизмеримыми" с самим человеком. Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусственных систем в авиации и космонавтике, вооружении, транспорте, коммуникациях, информации, с использованием этих систем при сборе и обработке данных и т. д. Все эти технические новшества радикально изменили нашу повседневную жизнь. Гигантский мир, созданный человеком, не только ошеломлял нас. но порою производил пугающее впечатление. Гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем и подсистем – при всем том разнообразии, которое они приобретали в различных районах, – оказались прямо или косвенно связаны между собой. И сеть их опутала всю планету. Любое повреждение или нарушение в одной из этих систем может легко перекинуться на другие, приобретая порой характер эпидемий.
Так пришел конец той культуре и образу жизни, которые вели свое начало от далекой эпохи неолита. Мое поколение еще успело насладиться последними плодами этой безвозвратно ушедшей поры, ее утонченностью, изысканностью и элегантностью. Сейчас все это стремительно исчезает из нашей жизни. И мы приходим в замешательство, размышляя о той непомерной власти, которая заставила всю планету сдаться на милость человека. Перед нами, как неясный еще мираж, манящий и соблазнительный, и в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека. Эта глобальная человеческая империя располагает в сущности, всем необходимым для того, чтобы затмить все предыдущие цивилизации. И в то же время вполне возможно, что ее ждет трагический конец. По-видимому, мы сейчас слишком близки к поворотному пункту истории, чтобы рассмотреть в истинном, неискаженном виде возможные варианты будущего, к которому мы идем.
Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С. 63-68.
Поппер Карл Раймонд (1902-1994) - британський філософ, логік і соціолог, один з видатних мислителів ХХ століття. Народився під Віднем у родині професора права. У 1918 році вступив до Віденського університету, де вивчав математику, фізику, психологію, історію музики, працював учителем. У 1928 році отримав диплом викладача математики і фізики в гімназії. Поппер не отримав професійного філософської освіти — до філософії він йшов самостійно.
У 1934 році, будучи шкільним вчителем у Відні, Поппер публікує «Логика научного исследования», що набула широкої популярності і була перекладена багатьма мовами. У 1937-1945 роках, живучи в Новій Зеландії, він підготував до публікації роботи «Нищета историцизма» (1944) та «Открытое общество и его враги» (1945). У 1946 році він прибув до Англії і став працювати в Лондонській школі економіки і політичних наук. В англійський період Поппером були опубліковані роботи: «Объективное знание» (1972), «Нескончаемый поиск» (1976), «Открытая Вселенная» (1982), «Реализм и цель науки» (1983) та ряд інших. Йому була присвоєно безліч почесних звань, у тому числі лицарське звання і титул «сер».
Основні принципи філософії Поппера: по-перше, віра в могутність людського розуму і його раціональну діяльність - звідси неприйняття усіх форм ірраціоналізму, обскурантизму, спекулятивної метафізики; по-друге, глибока повага до науки, непохитне переконання, що після музики і мистецтва наука є самим прекрасним досягненням людського духу; по-третє, переконання в тому, що корені філософських проблем знаходяться в науці. З цим пов’язана його теза: “Немає методу, специфічного лише для філософії». Якщо і можна говорити про метод у філософії, то це — єдиний метод будь-якої раціональної дискусії, що полягає в «ясному, чіткому формулюванні обговорюваної проблеми і критичному дослідженні різних її рішень». Свою позицію в цілому Поппер характеризує як «критичний раціоналізм».
Поппер категорично не згодний з думкою про відсутність у філософії «справжніх проблем». Є, принаймні, одна філософська проблема, що становить інтерес для будь-якої мислячої людини - проблема пізнання світу, що включає нас самих (і наше знання) як частину цього світу.І в цьому відношенні філософія нічим не відрізняється від науки. Критерій демаркації науково-теоретичного знання і метафізики Поппер розглядає в книзі «Логика научного исследования». Як відомо, Карнап запропонував розглядати як теоретично осмислені лише такі висловлювання, котрі можна скоротити до висловлювань, що безпосередньо підтверджуються даними спостереження. Ті ж з них, що не витримують емпіричної верифікації, він кваліфікував як такі, що не мають теоретичного змісту, тобто метафізичні. Основний аргумент Поппера проти емпіризму фундаменталістського типу - неможливість «чистого спостереження» у силу його теоретичної навантаженності, адже досвіду логічно передує теорія, тобто вибір об’єкта спостереження залежить від дослідницького інтересу.
Специфіка позиції Поппера полягала у висуванні в якості критерію розмежування наукових і метафізичних тверджень принцип фальсифікації -спростування. До наукових теорій відносяться лише такі, для яких можна знайти суперечні їм положення - «потенційні фальсифікатори», істинність яких установлюється за допомогою деяких загальноприйнятих процедур експериментального порядку. Відповідно до цього критерію, твердження несуть у собі інформацію про емпіричний світ лише тоді, коли вони можуть систематично перевірятися, тобто піддаються випробуванням, результатом яких може бути їхнє спростування. З принципу фальсифікації випливає, що, хоча ми і не в змозі установитиістинність тієї чи іншої теорії, ми можемо — на основі строгих раціональних процедур - визначити, коли ця теорія є помилковою. Кожну теорію можна розглядати як певне наближення до істини, а прогрес наукового знання полягає в послідовній зміні одних помилкових теорій іншими, теж помилковими, але вже ближчими до істини. К.Поппер називає себе «реалістом», тобто вважає, щонаше знанняявляє собою знання про реальність, а не про ідеї у свідомості. Через гіпотези і спростування, проби і помилки наука рухається до збагнення все більш глибоких структур реальності.
Для спростування релятивізму, який Поппер характеризує як інтелектуальну і моральну хворобу нашого століття, він використовує біолого-еволюційний аргумент: як успадковані, так і надбані механізми адаптації організму, тобто знання в об’єктивному і суб’єктивному сенсі, сягають своїми коренями в біологічну еволюцію, у фундамент природженого чи інстинктивного знання, запрограмованого в генах людини. Другим важливим моментом еволюційного підходу до знання є розгляд його крізь призму природного добору. У процесі адаптації до навколишнього середовища тварини здобувають справжнє знання про світ - у іншому випадку вони були б еліміновані природним добором. Кожна виникаюча новизна — будь то біологічний організм чи наукова гіпотеза — розглядається Поппером як деяка «структура-очікування», що несе в собі «заявку на життєвість». Адаптація наукових гіпотез полягає в модифікації «теорій-очікувань» через пробні мутації, добір найбільш «пристосованих» з них шляхом «елімінації помилок». Отже, для Поппера характерний біолого-еволюційний образ науки. Узагальнюючи, він зазначає, що саме наше розуміння світу впливає на цей світ і змінює його. Творчість нового постійно змінює співвідношення можливостей і, отже, робить майбутнє непередбачуваним, об’єктивно відкритим для різних можливостей. Отже, Поппер виступає проти лапласівського детермінізму і віри у передбачуваність майбутнього розвитку Всесвіту, вважаючи що він схожий не на годинник, а на хмару з мінливими і непередбаченими обрисами.
К.Поппер був одним з небагатьох філософів науки, що звернувся до соціальної філософії. Його соціально-політичні погляди знайшли вираз у роботах «Нищета историцизма» і «Открытое общество и его враги», в яких він застосовує принципи, вже напрацьовані в «Логике научного исследования». За Поппером соціально-філософські вчення Платона, Гегеля, Маркса сповідували історицизм - переконання, що можливо відкрити закони історії і на цій основі робити довгострокові історичні пророкування і навіть створювати програми, розраховані на практичну реалізацію. Але, якщо наукові передбачення можна перевірити і скоригувати, то філософські концепції майбутнього, будучи утопіями, перевірці не піддаються. За Поппером, можна припустити існування певних тенденцій суспільного розвитку, але приписувати їм характер загальних законів зовсім неправомірно.