Дискуссия (конференция) – 2 ч.

Цели дискуссии: целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями не столько ради поиска единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией, поощрение разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений, возможность критиковать любое из высказываемых мнений, побуждение к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения:

а) выступление представителей всех групп поочередно;

б) переход к общей дискуссии.

Основные правила дискуссии.

1. Все открыто выражают свои мысли.

2. Все точки зрения должны уважаться.

3. Слушайте других, не перебивая.

4. Не говорите слишком долго и слишком часто.

5. Вместе говорит лишь один человек.

6. Следуйте позитивных идей и отношений.

7. Не критикуйте себя и других.

8. Несогласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретное лицо.

Подведение итогов:

а) краткое обобщение, сделанное преподавателем;

б) анализ дискуссии:

- выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

- отклонялись ли от темы?

- все ли принимали участие в обсуждении?

 

Учебный спор-диалог – 2 ч.

Для данной формы необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе группа делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого группа готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе группа сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках.

Когда дискуссии почти закончены, преподаватель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.