Раздел 5. Философия и методология науки

Тема 5.1. Научное познание, его особенности

Философия и наука. Специфика науки как формы знания. Проблема обоснования научного знания. Наука как социокультурный феномен. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Структура научного познания: его уровни, формы и методы. Проблема научного метода. Классификации наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Понимание и объяснение.

Тема 5.2. Закономерности роста научного знания

Позитивистские и антипозитивистские концепции в методологии науки. Рационалистские реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Научная картина мира. Проблема роста науки в западной эпистемологии. Границы научности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Этика и наука. Актуальные проблемы науки XXI в.

 

Основная литература

1. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт, 2010.

2. Ивин, А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс − Традиция, 2005.

Дополнительная литература

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII − XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987.

2. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. − № 8.

3. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. − М.: Наука, 1986.

4. Хокинг, С. От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени / С. Хокинг. – М.: Альфа − М, 2002.

5. Чешков, М.А. Новая наука. Постмодернизм и целостность современного мира / М.А. Чешков // Вопросы философии. − 1995. − №4.

6. Юревич, А.В. Звездный час гуманитариев: социо-гуманитарная наука в современной России / А.В. Юревич // Вопросы философии. – 2003. − № 12.

План семинарского занятия

Тема 5.1. Научное познание, его особенности

1. Наука и философия.

2. Специфика научного познания, его уровни, методы, формы.

3. Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные аспекты понятия «наука»?

2. По каким основаниям может быть произведена классификация наук?

3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

4. В чем специфика социального познания?

5. Принцип соответствия, наблюдаемости, дополнительности, верификации, фальсификации, пролиферации как принципы философии науки.

6. Какие формы организации научного познания существуют?

7. В чем специфика эмпирического познания?

8. Что представляют собой интерналистские и экстерналистские концепции происхождения науки?