Раздел 4. Теория познания
Тема 4.1. Познание: его возможности и границы
Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Природа творчества. Многообразие форм познания и типы рациональности. Рациональное и иррациональное знание. Интуиция. Диалектика чувственного и рационального познания.
Тема 4.2. Проблема истины в философии и науке
Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции. Проблема истины в философии и науке. Истина и ее критерии. Соотношение истины с оценкой и ценностью. Проблема соотношения веры и знания: история и современность.
Основная литература
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.
2. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. – М.: Высшее образование, 2009.
3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.
4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.
Дополнительная литература
1. Вейнгартнер, П. Фундаментальные проблемы теорий истины / П. Вейнгартнер. – М.: РОССПЭН, 2005.
2. Косьмин, А.Д. Теория и методология познания / А.Д. Косьмин [ и др.].– М.: Экономика, 2006.
3. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс − Традиция, 2005.
4. Поппер, К. Знание и психофизическая проблема / К. Поппер. – М.: URSS, 2008.
5. Рассел, Б. Человеческое познание / Б. Рассел. – К.: Ника − центр, 2001.
План семинарского занятия
Тема 4.1. Познание: его возможности и границы
1. Проблема познаваемости мира в истории философии.
2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
3. Структура процесса познания:
а) чувственное познание, его формы;
б) рациональное познание: его специфика и формы.
4. Общелогические методы познания.
Вопросы для самопроверки
1. В чем смысл спора между гностицизмом и агностицизмом?
2. Какие вопросы рассматривает гносеология?
3. Что такое знание и познание?
4. Что такое внерациональные формы познания?
5. Перечислите основные формы чувственного познания.
6. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?
7. Существуют ли границы возможности познания?
Темы докладов и рефератов
1. Познание и понимание.
2. Понимание и объяснение.
3. Характеристика познавательных способностей человека.
4. Проблема личностного знания.
5. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь.