Основные понятия и термины

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности. В основе лежит учение о единстве и борьбе противоположностей.

Диалектика объективная – царящие в действительности (природе и обществе) объективные законы развития.

Диалектика субъективная – отражение в сознании субъекта объективных закономерностей.

Движение – способ существования (бытия) материи, изменение вообще.

Материя – «философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах.

Развитие – необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его.

Самоорганизация – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.

План семинарского занятия

Тема 3.3. Сознание как идеальная форма бытия

1. Проблема сознания в философии. Эволюционные корни сознания.

2. Деятельностная природа сознания.

3. Проблема идеального.

4. Язык и мышление.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается противоположность материального и идеального?

2. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

3. Как соотносятся понятия «идеальное», «мышление», «сознание»?

4. Каковы основные функции сознания?

5. Как связаны мозг и сознание?

6. Что такое самосознание?

7. В чем особенности сознания и бессознательного как уровней человеческой психики?

 

Темы докладов и рефератов

1. Диалог «человек – компьютер»: перспективы и трудности.

2. Проблема идеального.

3. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.

4. Иллюзорное сознание.

5. Коммуникативная функция языка.