Краеведение в урочной и внеклассной работе по ИЗО

Васильева Римма Ивановна – талантливый педагог, заслуженный учитель школ РСФСР, много лет работала в гимназии N 7 г. Переславля-Залесского, Ярославской области. Она всегда стремилась обеспечить единство урочной и внеклассной работы, направленной на развитие творческих способностей и деятельности учащихся, на создание зала детского творчества, детской художественной галереи искусств. Опыт Васильевой Р.И. примечателен тем, что она разработала для углубленного изучения программу "Краеведение", учитывающую взаимосвязь различных учебных дисциплин.

Среди условий достижения результативности обучения Васильева Р.И. большое внимание уделяла интегративным связям с литературой, историей, музыкой, биологией, географией; созданию ситуаций сотрудничества, содружества, сотворчества учителя и учащихся; диалогичности и тематизму обучения.

Общение учителя и учащихся осуществлялось на основе дружеского расположения, доверия, увлеченности совместной творческой деятельностью. Все обучение строилось на диалоге учителя и учащегося, внутреннем диалоге учащегося с самим собой, диалоге учителя и учащихся с той исторической эпохой, в которую идет "погружение". Диалоги проходили в форме бесед-рассуждений, выводящих учащихся на проблемы духовного развития человека. Диалоги были направлены на эмоциональное восприятие как реального мира, так и прошедшей исторической эпохи, восприятие образа, средств выразительности, совместное видение, обсуждение ситуаций. Диалогичность обучения способствовала созданию благоприятного морально-психологического климата на уроках ИЗО, а также изменила акценты в оценке: оценка стала взаимооценкой и самооценкой.

Тематизм преподавания осуществлялся на основе погружения в мировую художественную культуру определенной исторической эпохи. Ведущая тема года по ИЗО определялась содержанием работы школы. Тема четверти учитывала содержание изучаемого материала по изобразительному искусству, уровень развития школьников, их интересы и запросы, а также юбилейные и календарные даты, связанные с историей зарождения и развития России, г.Переславля-Залесского, христианства на Руси. Ведущими темами последних лет были следующие: "Татаро-монгольское иго", "Жизнь и деятельность Петра I", "Детство и отрочество А.С.Пушкина", "Произведения А.С.Пушкина", "Отечественная война 1812 г.", "Древняя Греция", "Древний Египет". Содержание работы по теме зависит от возрастной группы учащихся, требований программы к умениям и навыкам. Так, при работе над темой "Жизнь и деятельность Петра I":

- учащиеся 1─3-х кл. делали отдельные зарисовки фрагментов событий без фигур или однофигурных объектов: корабль, лодка, озеро, Петр I;

- учащиеся 5─6-х кл. выполняли сюжетные композиции, связанные с изображением природы и фигур людей;

- учащиеся 7─8-х кл. осуществляли иллюстрирование литературных произведений и сложные сюжетные композиции: "Свадьба Петра I", "Ассамблея", "Бал во дворце" и др.

Тематическое построение содержания обучения развивало дух сотрудничества и сотворчества детей разных возрастных групп, в результате детская художественная галерея искусств пополнилась новыми тематическими и индивидуальными выставками рисунков и эскизов, а также коллективными работами. Например, учащиеся 4-х классов коллективно сделали книгу по мотивам творчества А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый".

Материалы тематических выставок ученики и учителя использовали для проведения литературно-музыкальных гостиных: "Ассамблея", "Суд над Чингиз-ханом" и др. Они организовывались как на базе гимназии, так и на базе Дома культуры, городской художественной галереи. Лучшие работы пополнили зал детского творчества.

В авторской трехгодичной учебной программе Васильевой Р.И. по изобразительному искусству (5─7-й кл.) была реализована главная задача ─ преподавание ИЗО через краеведение. Программа помогла детям постичь "краеугольные камни" любой культуры: мир природы, историю родного края, архитектуру. Изучение народной национальной культуры способствовало пониманию того, что добро и красота ─ понятия неотделимые. Познавая мир, дети учились отображать его образным языком рисунка, передавать ярким и эмоциональным языком декоративно-прикладного искусства, приемами новой техники.

Интегрированные занятия ИЗО с литературой, музыкой, историей, биологией дали новую окраску изучаемому материалу, способствовали воспитанию эмоциональной культуры, помогли развитию творчества.

Древняя русская история на примере г. Переславля-Залесского вошла в жизнь детей. Они смогли ощутить гордость за подвиги защитников Родины, печаль за погибших героев и сострадание к раненым. Заключительная тема: "Что сделал бы я для своего города" позволяет не только осмыслить настоящее, но и подумать о будущем города, предложить конкретные сюжеты или композиции.

Рассмотрим перечень тем по углубленной программе ИЗО "Краеведение" ( 5─7-й кл.).

1. "Красота природы родного края" (экскурсии в дендросад в разное время года; «Осенние цветы»; «Щедрые дары осени»; "Фея-осень"; "Весна-буквица"; «Озеро Плещеево, р. Трубеж»).

2. "Птицы и животные г. Переславля-Залесского" («Герб г. Переславля-Залесского»; «Птица счастья города»; «Моя любимая птица»).

3. "Героическое прошлое нашего города" («Александр Невский»; «Ополчение переславских богатырей под руководством боярина А.Серкизовича»; «Татаро-монгольское иго»; «Петр I»; «300-летие русского флота»; «Мы у памятника Кошкину М.И.»).

4. "Историко-архитектурные памятники Переславля-Залесского" (экскурсии в историко-краеведческий музей "Ботик Петра I"; походы и экскурсии по родному краю: к Синему камню, первому поселению города Клещино и др.; знакомство с архитектурными памятниками города: Красной площадью, Спасо-Преображенским собором, Никитским монастырем и др.).

5."Декоративно-прикладное искусство г. Переславля-Залесского" («Русский костюм»; «Русский орнамент»; «Переславская деревянная резьба»; «Переславские дымники, керамика, кружева»).

6." Обычаи и праздники переславского края" (композиции "Иванов день"; праздники воды, дерева и др.).

7. "Переславль сегодня и завтра глазами художника" («Экология г. Переславля-Залесского»; «Что я бы сделал для своей школы, города»).

Во время экскурсий на природу, на предприятия города, походов по родному краю, встреч с мастерами-умельцами и других форм работы учащиеся не только пишут (рисуют с натуры, выполняют эскизы на темы русской жизни, природы, зарисовки предметов декоративно-прикладного искусства, собирают материалы для музея народного творчества), но и сочиняют стихи к эскизам, создают коллективные работы.

В ходе поисково-краеведческой работы школьная художественная галерея, музей народного творчества пополняются экспонатами, тематическими выставками "Деревянная резьба г. Переславля-Залесского", "Дымники нашего города", "Переславская керамика", совместными работами мастеров и учащихся. По мотивам творчества мастеров создаются коллективные работы: панно "Вологодские узоры" 6-й кл. (по мотивам творчества Козликовой Н.И.), ковер "Мир" (по народным мотивам). Дети учатся различать загорские, ростовские, переславские мотивы в народном декоративном искусстве.

Например, в 5-м кл. вся I четверть посвящена теме "Наличники г. Переславля─Залесского".

Цель этих уроков: знакомство с резьбой по дереву, поиски мастеров деревянной резьбы, предметов декоративно-прикладного искусства: наличников, карнизов, фронтонов и др.

Технология состоит из двух этапов и включает внеклассные и урочные формы работы.

1. Подготовительный этап. Лекция учителя, беседа с учащимися по ознакомлению с архитектурными памятниками г.Переславля, особенностями резьбы по дереву.

2. Основной этап.

Внеклассные формы работы:

- походы по старым районам города ─ Рыбацкой, Ямской, Луговой, Никитской слободам с целью исследования и выявления старинных и удивительных построек, предметов народно-декоративного искусства, наличников;

- зарисовки учащимися с натуры эскизов наличников, карнизов, фронтонов;

- встречи и беседы учащихся с местными жителями с целью поиска мастеров-умельцев;

- запись рассказов и зарисовок по впечатлению, по ходу беседы; - сочинение стихов на темы походов, встреч;

- изучение техники изготовления предметов под руководством мастера-умельца;

- самостоятельное изучение учащимися техники изготовления предметов мастером;

- изготовление совместных работ из бумаги, дерева, глины, металла в мастерской мастера.

Урочные формы работы:

- индивидуальное оформление эскизов по теме "Наличники" (точная передача наличника, соразмерностей его пропорций, точности украшений, запись цвета и других элементов);

- построение оклада и воплощение в работе замысла мастера;

- уподобление ученика мастеру-резчику: вырез рисунка по контуру;

- тонировка гуашью, роспись узора;

- вырезание рамы наличника;

- продумывание и выполнение рисунка ─ картины из истории г. Переславля─Залесского, архитектуры города, русского фольклора;

- вставка картины вместо рамы наличника;

- оформление работы: рисунки клеем крепятся на объемный планшет из белого картона размером 30х45 см, с выпуклыми краями, на планшете (на вставке) подписывается место нахождения наличника (улица, дом, Ф.И.О. мастера и художника). Планшет вкладывается в полиэтилен для лучшей сохранности;

- изготовление коллективного альбома по теме: "Наличники г. Переславля-Залесского".

3. Заключительный (итоговый).

Тематические выставки рисунков "Наличники г. Переславля─Залесского". Они проходили в школьном музее народного творчества, в городской художественной галерее, в г. Новосибирске, в США.

Васильева Р.И. использует разнообразные методы и приемы по развитию эстетического восприятия действительности, связи художественного образа с жизнью и природой. Она применяет систему упражнений, направленных на стимулирование творческой деятельности учащихся (самомосажные, двигательные, с природным материалом и др.). Любой учащийся по желанию может 2-3 раза в неделю (вторник, четверг) во внеурочное время поработать в кабинете (кистью на планшетах) над различными средствами выразительности по созданию творческой темы, образа, композиции. Ученики могут заниматься самостоятельно или под руководством учителя. Каждый ученик может почувствовать себя художником. Время выполнения творческих работ не регламентировано.

Многие методы и приемы Васильевой Р.И. направлены на предупреждение ошибок. Так она разработала индивидуальные карточки по предупреждению ошибок. Такая карточка-задание состоит из альбомного листа, с двух сторон которого наносятся на разном уровне контуры линий горизонта с точкой схода, рисунки дороги, предмет, который необходимо изобразить в пространстве (дерево, столб, человек). Внизу листа ─ условие игрового характера (проведи телефонную связь, посади деревья вдоль дороги и т.д.). Карточка помещается в прозрачную пленку. Рисунок ученики выполняют на пленке карточки фломастером. Карточка ─ многоразового использования.

Васильева Р.И. разработала самомассажные осязаемые упражнения, воздействующие на рефлекторные точки и способствующие эмоциональному восприятию природы и др.

Двигательные упражнения используются в младших классах: на фоне звучащей музыки дети изображают движениями, позой летящих птиц, березку и другие образы по заданию учителя. Упражнения применяются для предупреждения усталости мышц руки, как двигательная пауза-разрядка.

Упражнения с природным материалом в предметной аппликации используются для приобретения умений и навыков в передаче композиции, формы, цвета. При анализе формы травинки, цветка, листка у ребенка возникают ассоциации с реальным миром. Перед учениками стоит задача: изобразить образ рыбы, птицы, зверьков, игрушки. Возникший образ он монтирует на листе бумаги. Наблюдения показали, что монтаж идет от общего к частному, нет ошибок в выборе положения листа бумаги к форме изображения, выполненные задания из осенних листьев имеют теплые родственные цвета.

На уроках по теме "Декоративное искусство" при усвоении понятия красоты ритма в орнаменте также используются упражнения с природными материалами. Дети по заданию учителя приносят на урок засушенные листья рябины, клевера, березы и т.д. На столах учеников ─ баночки с клеем и полоски разноцветной бумаги размером 30 x 6 см. Листья в работе используются как готовый элемент орнамента. Располагаясь в полосе через определенный интервал, они создают впечатление строгого ритма. Передвигая, убирая, добавляя листочки, ученики ведут творческий поиск узора в полосе. Найденное решение приклеивается к бумаге. Не перегружая орнамент и учитывая цвет, ученики рисунком соединяют элементы и усиливают выразительность мотива (наносят фломастером или тонкой кистью завитки, штрихи, две-три ягоды в любом сочетании). На выставке работ дети вырабатывают убежденность, что четкость ритма вносит красоту в орнамент.