Концепия Т.Я. Шпикаловой «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства»

Концепция «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» и учебно-методический комплект, разработанный на ее основе, под руководством доктора пед. наук, профессора Т.Я. Шпикаловой, в настоящее время занимает достойное место среди других. Концептуальные подходы комплекта складывались постепенно.

Первой была создана программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для 1—8 классов (1994 г.) для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В дальнейшем она была переработана и дополнена (2000 г.). В авторский коллектив вошли следующие ученые: Алексеенко Е.В., Ботова С.И., Величкина Г.А., Греков А.У., Ершова Л.В., Комарова Т.С., Магомедова П.Н., Поровская Г.А., Сокольникова Н.М. и др.

Основные концептуальные позиции программы: традицион­ность народного искусства; вариативность и импровиза­ция как принципы народного творчества; коллективный характер народного творчества; синкретизм; фольклор­ность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства, в связях с обрядо­выми функциями, с умением народного мастера видеть мир поэтически, ощущать родство, единство с природой; свою причастность к народу; фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира.

Цель и задачикурса подчинены становлению и разви­тию личности школьника на национальной основе. Для их реализации необходимо:

— содействовать проявлению целостного оптимисти­ческого мироощущения учащихся, созданию их собст­венными силами нравственно-эстетически полноценной среды общения с народным искусством во всем многооб­разии его видов;

— способствовать дальнейшему формированию чувст­ва национального достоинства, культуры межнациональ­ного общения через развитие ассоциативного творческо­го мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, исто­рией страны и мира, через умение видеть памятники ис­тории и культуры в широком социально-историческом контексте;

— развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России — общее до­стояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;

— способствовать дальнейшему формированию куль­турно-исторической памяти, особых качеств мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освое­ния народного искусства с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежащих отече­ственным многообразным региональным стилевым тра­дициям, но и созданных за рубежом народами мира;

— формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной националь­ной культуре;

— развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного ис­кусства с разными областями профессионального (клас­сического) искусства;

— углублять развитие особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и
коллективного созидательных начал, связанных с переда­чей художественных традиций;

— осуществлять знакомство с традиционной культурой
и искусством России для активизации познавательного,
интереса к отечественному искусству и художественной
культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.

Программа представляет собой интегрированный курс таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению. В ее основу положен синкретический характер народного искусства. Содержание раскрывается по видам народного искусства.

Структура программы для начальной школы несколько отличается от структуры программы для основного общего образования. Часть I в программе для 1—4 классов и 5—8 классов называется одинаково «Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство». Часть II для 1—4 классов называется «Устное народное творчество» (изучение русских народных игр, пословиц, поговорок, детских праздников, былин, жанровых разновидностей сказок и др.), а для 5—8 классов – «Музыкально-поэтическое и прозаическое творчество народов» (изучение народного календаря и космологии в русском фольклоре и фольклоре народов мира, изучение народной этики, эстетики в семейно-бытовых обрядах, изучение истории народов в мифологии, эпосе, сказке, песне и др.). Особенностью программы является то, что рассматриваются опосредованные связи в общности художественных систем: сказки, песни, танца и декоративно-прикладного творчества.

Рассмотрим часть I «Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство» для 1—4 классов. Она состоит из четырех тематических разделов.

Раздел 1 – «Основы художественного изображения» –нацеливает учителя на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмо­ционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

Раздел 2 — «Орнамент в искусстве на­родов мира: построение и виды» — подкрепляет инту­итивное ощущение ребенка о незримой связности между собой народов мира, единстве человечества на Земле.

Раздел 3 — «Народный орнамент Рос­сии: творческое изучение в процессе изображения» — нацеливает на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, учит ви­деть и выделять красоту и особенности своего края.

Раздел 4 — «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремес­ла)» — помогает учителю построить занятия так, чтобы ученик смог руками и душой прикоснуться к настоящему делу и уже в этом возрасте почувствовать свою соприча­стность к тому, что делается в его родном доме и что не­разрывно связано с жизнью его региона, страны, планеты. Важно, чтобы этот путь открывался перед детьми посте­пенно и с любовью.

В разделе «Основы художественного изображения» в процессе практической работы с учащимися раскрываются основ­ные средства художественной выразительности (цвет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция и др.). Они применяются в зависимости от содер­жания и задач творческой работы.

Особое внимание обращается на трансформацию природных форм в декоративные. Предлагаетсясо­здание декоративных образов на основе натурных зари­совок с целенаправленным упрощением формы, цвета (реальных растений, насекомых и т. д.), укрупнения или уменьшения размеров, количества характерных для них деталей.

В каждом классе предусматривается изучение особенностей декоративной композиции, в том числе композиции декоративного натюрморта.

Кроме этого, в программе должное внимание уделяется композиции из беспредметных форм. Рассматриваются условия превращения гео­метрических фигур, пятен, точек, буквенных и цифровых знаков, линий в осмысленное изображение. Уделяется внимание общности настроения в беспредметной композиции и в музы­кальном произведении, музыкальности цветовых сочетаний.

В разделе «Орнамент в искусстве на­родов мира: построение и виды» орнамент рассматривается как широкая область художественной культу­ры народов разных стран; демонстрируется многообразие форм и мотивов орнамента (геометрические и природ­ные формы, изображения растений, животных, людей); изучается значение символов.

Например, в 3 классе особое внимание при изучении орнаментов народов мира обращается на особенности кружева, кованого металла, резьбы по дереву и камню, узорного ткачества. Учащиеся осуществляют перевод орнамента узорного ткачества или резного орнамента в схему (с выявлением его композиционной основы).

Раздел «Народный орнамент Рос­сии: творческое изучение в процессе изображения» предлагает развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, приобретение творческого опыта в связи с изучением главных отличительных признаков художественных изделий традиционных художественных промыслов (школ народного мастерства). Эти признаки образа художественной вещи локальной школы народного мастерства являются фундаментальными единицами эстетических знаний на протяжении всего курса обучения в школе.

Такими единицами эстетических знаний, например, в программе 1 класса являются особенности орнаментального строя (форма, цвет, ритм) росписи каргопольской и дымковской глиняной игрушки и росписи по дереву в произведениях городецких и хохломских мастеров. Главные отличительные признаки образа художественной вещи — элементы геометрического и растительного орнаментов — это своеобразные опорные сигналы при эстетическом восприятии произведений народного искусства. Они становятся исходной точкой при решении художественно-творческих задач.

Развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Простые задачи направлены на повторение главных отличительных элементов орнамента каргопольской, дымковской игрушки, городецкой и хохломской росписи по дереву. Решение таких задач связано с упражнением в рисовании кистью главных элементов орнамента.

Задачи усложненного типа направлены на повтор главных элементов с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, включение новых элементов. Ритмическая схема орнамента изображается в линей­ном орнаменте.

Наиболее сложные задачи направлены на импровизацию по мотивам народного орнамента. Ритм и симметрии такого орнамента не ограничиваются линейным ор­наментом, возможны более сложные ритмы: приблизи­тельная симметрия (сказочные ветки, «древо жизни»), изменение направления линейного орнамента в связи с формой украшаемого предмета.

Система художественно-творческих задач на повтор, вариации, импровизацию построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение задач всех трех типов в каж­дом из изучаемых видов народного орнамента. Это иск­лючает возможность выработки штампов в решении за­дач.

Например, в процессе изучения каргопольской игрушки в 1 классе:1) простая задача – повтор главных отличительных элементов геометрического ор­намента (круги, кривые линии, перекрещивающиеся ли­нии, точки) в линейном орнаменте; 2) усложненная зада­ча — вариации главных элементов орнамента («Укрась фартук каргопольской крестьянки»); 3) сложная задача ─ импровизация по мотивам каргопольского орнамента «Солнышко лучистое».

 

Во 2 классе изучают особенности росписи деревянной полхов-майданской и глиняной филимоновской игрушки, определяют особенности северодвинской росписи по дереву из Пермогорья, гжельской керамики, изучают русские изразцы, рассматривают и характеризуют орнаментированное изображение птиц и животных в русской вышивке.

В 3 классе учащиеся знакомятся с павлово-посадскими набивными платками, русскими матрешками, прялками и мезенской росписью.

В 4 классе при решении художественно-образных задач преобладает импровизация. Например, учащиеся выполняют эскиз костюма и головного убора по мотивам праздничного народного костюма, изготавливают сувениры для школьной ярмарки на основе народных орнаментов.

При анализе произведений народных мастеров дети учатся находить композиционную основу орнамента (линейный, замкнутый, симметричный или асимметричный, динамичный или статичный), вычленять его ритмические узлы, определять характер цветовых сочетаний.

В решении всех типов художественно-творческих задач образ художественной вещи рассматривается в разнообразных связях с жизнью, бытом, обычаями, историей народа-творца. Особое внимание уделяется местным мастерам.

Одной из особенностей программы является то, что в декоративных работах много внимания уделяется связи орнамента и декоративно-сюжетного изображения с формой и мате­риалом украшаемого предмета, зависимости композиции орнамента от типа художественно-творческих задач (сво­бодный выбор орнаментального мотива или в зависимости от народных традиций).

В итоговых работах по полугодиям должны найти свое место все типы художественно-творческих задач. В этих случаях особенно целесообразно опираться на синтез разных видов народного творчества как художественной системы (музыкальное и устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство), на произведения на­родного искусства различных регионов России.

Раздел «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремес­ла)» включает азбуку бумажной пластики, работу с тканью, глиной и природными материалами.

Учащимся предлагается исследовать свойства бумаги, найти оригинальные художественные решения: изготовление форм путем сминания бумаги в виде комочков («колобков», «камешков») различной величины; скручивание бумажной ленты в завиток, без использования подручных средств или с помощью карандаша
или ножниц; сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо с последующим вырезанием силуэта листа, дерева,
цветка и т. п. С этой целью выделяются следующие виды творчества: вырезание из белой бумаги, аппликация способом обрывания, вырезания; моделирование способами сгибания, складывания и вырезания (создание фигурок животных и птиц, изготовление маски — «личины» для участников на­родных праздников, обрядов); художественное конструирование (создание шапки-маски для детского праздника), папье-маше, плетение из полос и др.

Происходит освоение простейших приемов орига­ми: изготовление оригинальных изделий (лодочки, пти­цы и др.) на основе показа различных вариантов раци­ональных способов складывания бумаги.

Учащиеся знакомятся с техникой аппликации народных масте­ров Украины, Польши («вырезанки» – декоративные вырезки из бумаги). Поощряется создание собственных композиций из вырезанных узоров.

Ознакомление с художественным оформлением ткани осуществляется на примере искусства вышивки, ткачества, набойки, кружевоплетения. Работа с тканью включает: формирование первичных практических умений и навыков простого шитья, лоскутного шитья, ткачества, набойки, вышивки и др.

Работа с глиной предполагает лепку на основе знакомства с народной глиняной игрушкой, лепку с натуры по памяти и представлению (посуда, животные, транспорт и др.).

Работа с природными материалами включает изготовление поделок из соломы, травы, коробочек мака, веток, шишек и др. дети получают представление об эстетике народного творчества: куклы-«лесовики», куклы-«стригушки» (Россия, Белоруссия).

Часть I «Изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство» для 5—8 кл. содержит следующие разделы.

В разделе 1 – «Основы художественного изображения» – изучаются цвет, тон, линия, силуэт, пятно, пространство, форма, пропорции и конструкции предметов в процессе создания живописных, графических и декоративных композиций. Дети выполняют натюрморты, пейзажи и портреты с натуры, рисуют композиции на темы, иллюстрируют стихи и др. В 6—8 классах добавляется освоение элементов графического дизайна (знак как абстрактный символ, графический стиль), дизайна книги и дизайна среды (интерьер, экстерьер, ландшафт).

Раздел 2 – «Орнамент – образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве» – посвящен выявлению значения символики на мотивах произведений древнейших цивилизаций (Египет. Греция, Сирия, Византия, поселения скифов и славян).

Как и на первом этапе обучения в начальной школе, в разделе 3 – «Народное искусство России: работа в творческих мастерских» в 5—8 классах принципы народного творчества (повтор, вариация, импровизация) опосредованно соединяют процесс обучения с творчеством. В данной возрастной группе возникает совокупность новых художественно-творческих задач с учетом синкретизма и ансамблевости народного искусства. Импровизация осуществляется в рамках традиции. Целостное освоение и восприятие народного искусства дает возможность школьнику ощутить себя частью своего народа.

Так, в 5 классе работа в творческих мастерских предполагает знакомство с художественной резьбой по дереву (занятия для мальчиков), знакомство с художественной росписью по дереву (занятия для девочек). В 6 классе работа в мастерских по изучению особенностей строительства крестьянского дома и его убранства сначала проводится для всего класса, а затем часть занятий строится с учетом освоения особенностей мужских и женских ремесел для мальчиков и девочек отдельно. В 7 классе работа в мастерских посвящается ознакомлению с народным костюмом.

Раздел 4 – «Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность» – знакомит с особенностями жилища и предметов быта, как этнографическим комплексом и как отражением глубинных слоев народного мировоззрения.

Кроме этого, предлагается в 5—8 классах дополнительно проводить уроки искусствознания, знакомящие с историей русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры.

Следующим значительным этапом было создание под руководством Т.Я. Шпикаловой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1—4 кл. и программы «Изобразительное искусство» для 5—9 кл. общеобразовательной школы, комплекта учебников, тетрадей творческих заданий для учащихся и методических рекомендаций для учителя (2000—2006 гг.).

Комплект учебников «Изобразительное искусство» для 1—4 кл. содержит художественно-творческие задания и упражнения, направленные на освоение основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры. В настоящее время авторский коллектив продолжает работу над учебным комплектом для средней школы, в котором развивает заявленные позиции. Уже вышли учебники для 5 и 6 классов, а также тетради по художественному труду.

Рассматриваемый УМК Шпикаловой Т.Я. помогает осуществлять на занятиях с детьми интеграцию познавательной и созидательной творческой деятель­ности школьников. С этой целью предлагаемые в этом УМК теоретически обоснованные и практико-ориентированные новые образовательные технологии преподавания изобразительного ис­кусства реализуются на следующих принципах:

Достижение качественных изменений в содержании и методи­ке преподавания интегрированного курса «Изобразительное ис­кусство и художественный труд» (Шпикаловой Т.Я.) обеспечивается следующими па­раметрами УМК:

— преемственность ценностных ориентиров содержания образования, а также образовательных технологий преподавания интегрированного курса «Изобразительное искусство и художест­венный труд» для учащихся 1—4 классов;

— единство задач программы «Изобразительное искусство и художественный труд» и УМК по годам обучения.

— включение регионального компонента;

— усиление эмоционально-образного компонента преподава­ния интегрированного курса;

— активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, а также создание условий для реализации ими своих творческих способностей и роста такого рода потребностей;

— рост профессионального мастерства, творческого потенци­ала, общекультурных интересов учителя при обращении к новым общеобразовательным технологиям преподавания интегрирован­ного курса «Изобразительное искусство и художественный труд».

Все это возможно реализовать в педагогической практике при искренней заинтересованности учителя в творческом, нравствен­но-эстетическом развитии своих учеников.

Содержание программы и учебников встраивается в соответствии с временами года, календарными и народными праздниками, пронизано духом патриотизма. Должное внимание уделяется освоению основ художественного изображения.

В 1 кл. (уроки 4—6 и уроки художественного труда) учащиеся экспериментируют с элементами художественного изображения. Это раздельный мазок, пятно, точка. Но познание технических приемов не ограничивается формальными упражнениями, а включено в процесс создания образа художественного изображения. В содержании заданий учитывается воздействие красоты осенней природы. Поэтому задачи создания педагогических условий, помогающих учащимся превратить реальный мазок, пятно, точку в художественное изображение, могут быть следующими:

- уметь непосредственно, заинтересованно и эмоционально воспользоваться игровым приемом «О чем могла рассказать нарядная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы;

- способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации с увиденными произведениями искусства и приметами осеннего пейзажа в местности, где живут учащиеся;

- не препятствовать желанию учащихся при выполнении упражнений создавать свои композиции;

- обратить внимание на прием уподобления в создании образа художественной вещи в народном творчестве и детских работах;

- способствовать формированию представления о том, что создание художественного изображения с помощью мазка, пятна, точки может быть достигнуто не только при рисовании кистью, но и при обращении к технике аппликации, а также при «рисовании» ножницами, при эксперименте с природными материалами.

Именно последняя задача особенно наглядно помогает решать следующий важный момент в интеграции разных видов художественно-творческой деятельности учащихся: первоклассники учатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении реальных предметов и пейзажа. Поэтому так органично вписываются в циклы уроков изобразительного и народного искусства уроки художественного труда.

Знакомство с тем, как можно из бумаги вырезать нарядное осеннее дерево, происходит на уроке с помощью пояснений мастера. Они представлены в технологической карте, графический язык которой доступен и понятен первокласснику. Выразительный силуэт, ритм прорезей-веточек – эти элементы присущи и декоративной росписи народных мастеров, которые с такой любовью и изобретательностью рисовали «древо». Одиночные декоративные силуэты первоклассники собирают в панно. И чем больше будет декоративных силуэтов, больших и маленьких, тем выразительней станет по силуэту и ритму осенний лес.

Тема дерева, «древа» может иметь продолжение и развитие в очень интересном задании на эксперимент с засушенными листьями в альбоме. Учащиеся выполняют декоративную композицию, в которой каждый лист уподобляется дереву: лист-дерево, цветок-дерево. Прием уподобления очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, корабль-птица, свистулька-конь и т.д. Мы еще не раз будем обращаться к заданиям, в которых этот художественный прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа вещи с миром природы.

Этот же прием художественного уподобления находит отражение и в задании «Преврати глину в рябину». Листочки и ягодки рябины преобразуются в бусинки разной формы (новый материал – глина и новые возможности в создании художественного образа).

Заключительный урок-эксперимент посвящен красоте симметричной формы. Выбранный предмет – сечка, как и многие орудия крестьянского труда, сочетает красоту формы с целесообразностью, практическим назначением предмета. Палехская миниатюра «Капустница» вводит в светлый мир крестьянского труда. Изящному кованому рисунку сечки вторят ритмы листьев капусты.

Завершающие уроки о нарядной осени посвящены народному искусству. Типы уроков согласуются с видами художественно-творческих задач на основе принципов народного творчества: повтор, вариация, импровизация. Задачи разного типа решаются учащимися с использованием примеров орнамента (частично и сюжетно-декоративного) как на плоскости, так и в объемно-пластической композиции. Обратимся к краткой характеристике задач в детском творчестве.

Повтор. Задача простая и направлена на повтор главных отличительных элементов орнамента, характерных для определенной школы народного мастерства. Решение таких задач связано с упражнением в рисовании кистью главных элементов орнамента. Повтор предполагает индивидуальное видение ребенком орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

Вариация. Задача усложненного типа, направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

Импровизация. Наиболее сложная задача, направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетическое восприятие природы с целью создания нового образа (декоративного мотива или художественной вещи). Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.

На начальном этапе обучения эффективность развития творческого потенциала личности в процессе решения совокупности художественно-творческих задач трех типов определяется следующими психологическими особенностями младшего школьника: цельностью взгляда на мир в единстве познания и эмоциональной сферы, способностью естественно принимать правила игры, легкостью перевоплощения и обмена ролями. Одновременно по мере усложнения условий творческих задач, перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Именно эти качества обеспечивают дальнейшее развитие личности в подростковом возрасте и необходимы для становления индивидуальной культуры подростка, его художественных интересов и эстетического вкуса.

В 1 кл. обозначенные типы художественно-творческих задач решаются на материале народного искусства, например на материале хохломской росписи (уроки 7--10).

Основные темы учебника для 2 кл. следующие: «В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная», «В гостях у чародейки-зимы», «Весна-красна! Что ты нам принесла?», «В гостях у солнечного лета». Детям предлагается полюбоваться многоцветьем земли в произведениях живописцев, подивиться палитре и форме сокровищ земли, поэкспериментировать с кисточками и красками для получения различных мазков, побывать в гостях у мастера-гончара и узнать тайну рождения древних сосудов. Познакомиться с мастерством русских зодчих и многое другое. Много внимания уделяется освоению секретов филимоновских узоров, рождения гжельской розы, изучению искусства украшения изразцами русских храмов и печей, знакомству с изделиями мастеров из Полховского Майдана, Палеха и др.

Через все содержание курса проходят темы по цветоведению: «Узнай, почему красный называют прекрасным», «Узнай, как белый и черный цвета создают образ», «Передай цветом радость зимнего праздника », «Черный не только цвет печали» и др.

Много внимания уделяется идейно-патриотическому воспитанию, например, таким темам как: «Русское поле. Доблестные воины в работах народных мастеров и художников», «Образ русской женщины в искусстве» («А сама-то величава, выступает, будто пава…»), «Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре».

Дети учатся рисовать с натуры осенние листья, фрукты, посуду, натюрморты и др. При этом большое значение придается созданию художественного образа.

Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 кл. основной школы была создана под руководством Шпикаловой Т.Я. с учетом современных процессов обновления содержания образования в России.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетиче­ский, художественный, нравственный опыт народа, как целост­ность, состоящая из народного искусства и профессионально-ху­дожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и на­ходящихся в постоянном взаимодействии.

Отсюда в содержании программы по-новому отражены инте­грационные связи различных художественных пластов и видов ис­кусств, в результате чего народное искусство наряду с профессио­нально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на про­тяжении всех лет обучения в основной школе.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Среди задач программы можно выделить следующие:

- формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства. Приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной худо­жественно-творческой деятельности;

- развивать творческий потенциал личности в процессе освое­ния образного языка пластических искусств и приемов художе­ственной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

- развивать умение создавать художественные проекты-импрови­зации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декора­тивно-прикладного искусства и приемов художественного конст­руирования;

- развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к тра­дициям, культуре разных народов России и установке на меж­национальное согласие и культурное взаимодействие.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—9 клас­сы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

содержательно-деятельностный подход. Деятельность как система учебных действий в предлагаемой программе представлена
включением учащихся в активную учебную и художественно-
творческую деятельность, в которой учитывается специфика художественного освоения мира учащимися основной школы: ин­терес к пространственным, пластическим и декоративным видам
деятельности, ориентация на ее положительный результат;

системно-комплексный подход.Основой эстетического позна­ния целостной картины мира является художественный образ. В программе художественно-образный язык рассматривается в про­цессе интеграции различных видов и жанров искусства, освое­ния выразительных средств различных художественных подсис­тем и через многообразие способов художественной деятельно­сти и их творческого применения учащимися. Это создает усло­вия для свободы погружения в различные эпохи и художествен­ные стили, а также участия в диалогах в пространстве культуры, понимания целостной картины мира;

личностно ориентированный подход.Изобразительное искусст­во — культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, спо­собности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориента­ции в современном информационном пространстве культуры и искусства;

региональный подход.Учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России, что создает возможности для участия в создании эсте­тического и этнохудожественного пространства и развития само­сознания школьника как члена этноса и носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскры­вающим народное искусство как этническую культурную целост­ность. Соответственно это:

• представление о ведущих качествах народного искусства:
универсальность художественного языка, общечеловечность ду­ховных ценностей, коллективное начало, традиция как закон
развития народного искусства; эстетическое восприятие и эмоционально-ценностная оценка содержания произведений народного искусства; художественно-творческая деятельность на основе творческих принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация, умение применять в собственном творчестве народные художественные традиции, сохранять и развивать их.

В программу включены следующие основные виды художествен­но-творческой деятельности:

• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность
(диалоги об искусстве);

• изобразительная деятельность (основы художественного изображения) — графика, живопись, скульптура;

• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архи­тектуры);

• художественно-конструкторская деятельность;

• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Охарактеризуем каждый из них:

ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность
(диалоги об искусстве) способствует обогащению зрительной
памяти и активизации образного мышления, которые являются
основой изобразительной творческой деятельности. Восприятие
действительности и произведений разных видов искусства на­правлено на развитие активного эстетического отношения к
искусству как части духовной культуры, к природе и деятельности человека как источнику жизни и красоты. Восприятие произведений пластических искусств способствует развитию активного эстетического потребления искусства как части духовной культуры. Диалоги о пластических искусствах развивают у уча­щихся представление о видах и жанрах профессионального ис­кусства и видах народного искусства, об особенностях отечественной национальной культуры и искусства и мировой худо­жественной культуры, воспитывают художественный вкус.

В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение учащимися высших духовно-нравствен­ных ценностей и идеалов отечественной культуры; учащиеся также приобретают компетентность активного зрителя, способно­го вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Диалоги об искусстве являются обязательной составляющей каждого урока;

изобразительная деятельность(основы художественного изображения) включает практическую деятельность учащихся учеб­ного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графичес­ких умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объема, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы.

Графические, живописные и скульптурные работы ведутся с натуры, по памяти и представлению.

декоративно-прикладная деятельность(основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архи­тектуры) включает практическую деятельность учащихся учебно­го и творческого характера. Это предполагает развитие художе­ственно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в созда­нии художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цве­та, композиции, видового (декоративного) образа.

Постижение закономерностей орнаментальных, сюжетно-декоративных, объемно-пластических решений композиции согласуется со следующими условиями: учет назначения художественной вещи (предмета) при выборе материала, из которого она созда­ется; связь декора с формой и практическим назначением художественной вещи (предмета); связь художественной вещи (предмета) со средой бытования; понимание духовной ценнос­ти, отношения мастера — создателя произведений народного искусства — к миру (народная точка зрения на мир); умение применить в своей художественной деятельности творческие принципы народного искусства (повтор, вариации, импровиза­ции);

художественно-конструкторская деятельностьвключает зарисовки

с плана объекта, проектирование объекта, конструирова­ние изделия с опорой на план проектируемого объекта. Решение учебных задач осуществляется на уроках народного творчества с элементами художественного конструирования, на уроках декоративного творчества с элементами художественного конструи­рования. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, уме­ния работать в разном материале с применением приемов художественного конструирования (макет крестьянского подворья, макет театральной сцены с декорациями, конструкция тростевой куклы и др.); в этом виде деятельности предоставляются большие возможности для применения современных мультимедийных технологий обучения;

художественно-творческая деятельность на основе синтеза
искусств.
Впрограмме уделяется внимание синтезу искусств,
который объединяет пространственные и временные искусства:
изобразительное искусство и музыку; театральное действо, на­
родное песенное творчество и народное изобразительно-пластическое искусство на фестивалях и народных календарных праздниках. Прием взаимодействия разных искусств создает большие возможности для эффективного преподавания уроков изобрази­тельного искусства. Этот вид деятельности особенно ярко отра­жает идеи интеграции разных видов искусства и учебных пред­метов (истории, литературы, мировой художественной культуры, музыки), способствует установлению связей, отражающих целостное представление о мире, человеке, культуре, об универсаль­ных человеческих ценностях, служит формированию системно-
целостного взгляда на мир.

В содержании программы все основные виды художественно-творческой деятельности представлены для каждого класса.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основ­ной школы дает большие возможности для профессио­нального роста учителей, активизации их творческого поиска и самореализации. Примерное тематическое планирование уроков не является педагогическим трафаретом и не препятствует творчеству как учителя, так и ученика. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с возрастными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития. В частности, среди них:

• вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся. Предлагаемые темы учитель может расширить с учетом реальных интересов, потребностей и проблем его учеников;

• вариативность и широкий выбор учителем произведений ис­кусств;

• вариативность и импровизация в организации самостоятель­ной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, прове­дение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;

• свободный выбор учеником литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

• вариативность задания по композиции: в натюрморте, ин­терьере, портрете, пейзаже;

• выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследователь­скую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;

• широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия с учетом национально-регионального компонента;

• выражение собственного отношения к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллек­тивное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.

В 5 кл. общая тема года – «Природа и человек в искусстве». Соответственно темы четвертей: «Образ матери-земли в искусстве», «Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве», «Лад народной жизни и образы его в искусстве», «Образ единения человека с природой в искусстве».

В 6 кл. тема года «Художественные народные традиции в пространстве культуры», темы четвертей следующие: «Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве», «Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира», «Исторические реалии в искусстве разных народов», «Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни».

Обучение в 7 кл. проходит под девизом «Человек и рукотворный мир в искусстве», который раскрывается через темы четвертей: «Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве», «Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве», «Народный мастер – носитель национальной культуры», «Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство».

Общая тема года в 8 кл. – «Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох». При этом 1-я четверть посвящается изучению исторического и бытового жанров в искусстве, 2-я четверть раскрывает художественные достоинства портрета в разных видах искусства, в 3-ей четверти произведение искусства рассматривается как ценностное ядро в характеристике эпохи и раскрытии картины мира, а 4-я четверть знакомит с искусством ХХ в., направленным на поиск новых художественных форм изображения действительности.

Обучение в 9 кл. направлено на формирование понимания места и значения художественного наследия России в мировом культурном процессе. Общая тема года: «Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия». Темы четвертей раскрывают отдельные грани общей темы: «Духовная культура Древней Руси и современное искусство. Традиции и новаторство в отечественном искусстве», «Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии синтетических видов искусства», «Искусство и среда. Садово-парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры», «Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала человека и культуры». Тема 4-й четверти может быть углублена в следующих направлениях: «Памятные подарки для фестиваля искусств народов России», «Искусство оформления массовых празднеств».

Как видно из названий тем четвертей, они развивают идеи, заложенные в программе для начальной школы, отражают времена года, патриотизм, виды и жанры искусства, его историческое развитие от Древней Руси до искусства авангарда. Многие темы, например, карнавальное начало в искусстве (9 кл., «Твоя маска для маскарада»), натюрморт в стиле кубизма, твой автопортрет в историческом костюме и экспрессия образа в современной пластике (8 кл.), весенняя ярмарка как праздник народного мастерства (7 кл. «Проект оформления площади») раскрываются на новом уровне обобщения и художественной образности.

Существенное значение в программе придается диалогам об искусстве, которые открывают изучение каждой темы. Учителю рекомендуется организовать поисковые искусствоведческие группы из учащихся, которые соберут необходимый материал о произведениях профессиональных и народных художников и сделают сообщения по теме.

Особые трудности при подготовке учителя к урокам может вызвать установка на эстетическое восприятие произведений искусства. Интеграция разных видов искусства, создающих единое образовательно-эстетическое пространство, помогающее маленькому человеку ощутить себя частицей вселенной, наследником культуры народов России и ее представителем, – ведущая идея УМК Шпикаловой Т.Я.. Поэтому в учебниках и тетрадях многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа. Ребенку надо помочь при разглядывании репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведений художника, народного мастера.

Творческий коллектив педагогов под руководством Т.Я. Шпикаловой проделал большую, плодотворную работу и продолжает разрабатывать актуальные проблемы художественного образования, внося неоценимый вклад в развитие методики преподавания изобразительного искусства.