Концепция Кузина В.С. «Школа реалистического рисунка — освоение графической грамоты»
Основные концепции художественного образования школьников и анализ действующих программ по изобразительному искусству на современном этапе
Уже не один год идет работа по перестройке, обновлению всей системы школьного образования. Предлагаются разные подходы, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются проекты, концепции, программы, новые методы обучения. Концепции художественного образования школьников не рождаются ежедневно. Как правило, в основе каждой из них лежит многолетний труд большого авторского коллектива, разрабатывающего теоретические положения и проверяющего их на практике. В настоящее время обучение изобразительному искусству в общеобразовательных школах в основном осуществляется на основе следующих концептуальных подходов и программ: “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” (авторский коллектив под руководством В.С. Кузина), “Изобразительное искусство и художественный труд 1—9 кл.” (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1—8 кл.” (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).
Концепция Кузина В.С. «Школа реалистического рисунка — освоение графической грамоты»
Концептуальные взгляды творческого коллектива, под руководством академика РАО, доктора пед. наук, профессора В.С. Кузина формировались постепенно, начиная с 1970-х г. В одном они всегда оставались неизменными – в основе обучения школьников ИЗО должно быть обучение рисованию с натуры с целью создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты. Эти концептуальные идеи были заложены еще Н.Н. Ростовцевым. Было произведено несколько редакций программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.), последний раз наиболее существенные изменения были внесены в 1994 г.
Главная цель художественного образования, зафиксированная в этой программе, – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
В содержание программы “Изобразительное искусство. 1—9 кл.” 1994 г. входят на равных правах эстетическое восприятие действительности и искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Имеется в виду, что на каждом уроке проводится беседа по произведениям художников, иллюстрациям или фотографиям, настраивающая учащихся на выполнение практического задания. Кроме этого, рекомендуются целенаправленные наблюдения натурных объектов и явлений действительности с целью эстетического воспитания детей.
Основными задачами курса являются: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
-тематически-поурочный принцип планирования учебного материала, подчиненное задачам осуществления нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся, вооружения их знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание у школьников интереса и любви к искусству;
- усиление идейно-воспитательной направленности методических установок в тематике учебных занятий;
- внедрение системы межпредметных связей, обеспечивающих практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, на активное развитие у них сопереживания, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
В программе по классам дается примерное содержание каждого урока, примерный перечень заданий по основным видам работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас). К беседам рекомендуется примерный перечень произведений искусства.
Четко выделены в программе знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся каждого класса к концу учебного года.
Учащимся предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.
Предметы для рисования с натуры в 1—3 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В 4 классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
В 5—9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
Так, в 6 кл. особое внимание обращается на передачу в рисунке гармонии цветовых оттенков натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета; передачу эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски; воспитание уважения к труду.
Примерные задания (карандаш, акварель):
а) рисование с натуры с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, деревянного расписного подноса, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, клубники, цветов в вазах, банках, а также натюрмортов из них;
б) рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;
в) выполнение набросков по памяти и представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, животных, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников,
овощей, фруктов, технических деталей.
В разделе “Живопись” содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти, ибо представлению акварельными или гуашевыми красками.
В целом содержание разделов “Рисунок” и “Живопись” знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изяществ их очертаний, гармоничности цветовой окраски; соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника.
Для примера приведем программное содержание нескольких уроков для 6—7 классов.
Тема урока. 6 кл.«Красота в жизни и в искусстве» — выполнение с натуры натюрморта: цветы в вазе, веточка рябины и яблоко (карандаш, акварель). Беседа на тему «Натюрморт в отечественной живописи»: И. Грабарь «Хризантемы»; А. Головин «Флоксы»; А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной»; М. Сарьян «Цветы и фрукты»; К. Коровин «Розы и фиалки» и др.
В начале урока учитель объявляет общую тему четверти.
Затем проводится беседа, в процессе которой обсуждаются и систематизируются знания ребят о видах и жанрах изобразительного искусства. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография. Жанрами изобразительного искусства являются пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематическая картина. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины: историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.
Проводятся беседы на тему «Натюрморт в отечественной живописи». В этом жанре работали такие крупные мастера, как К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, А. Головин, М. Сарьян и др.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце беседы ребята сделали вывод о том, что в натюрморте воспевается красота обыкновенных предметов, художник видит богатство форм и красок там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
За один урок школьники выполняют линейное изображение натюрморта, включающего красивую осеннюю веточку рябины с небольшим количеством листьев, 1—2 гроздьями ягод, керамическую вазу с цветами, яблоко, расположенные на спокойном нейтральном фоне. Прорисовывается общее очертание формы всего букета, пространственное расположение листьев, ягод, яблока, вазы, уточняется их конструктивное строение.
В дальнейшем рисунок натюрморта завершается красками с передачей цветовых отношений. Обращается внимание детей на средства художественной выразительности выполняемых рисунков натюрморта — точные, уверенные линии, сочные, красочные мазки кисти, удачное композиционное и цветовое решение и т. п. Соответствие цветовых пятен рисунка окраске предметов в натуре в зависимости от освещения.
В конце урока организуется выставка детских рисунков и проводится в игровой форме («Чей рисунок лучше?») их анализ. Важно, чтобы этот анализ проводили сами учащиеся. Это необходимо, во-первых, для углубления и закрепления изобразительных знаний, а во-вторых, для формирования у детей эмоционального отношения к своему рисунку и рисункам своих товарищей, формирования самостоятельности в эстетических суждениях, формирования умения оценивать эстетические качества объектов действительности.
Тема урока. 7 кл.«Искусство натюрморта» — рисование с натуры натюрморта: гипсовая ваза на фоне гладкой драпировки, фрукты (карандаш, акварель). Беседа на тему «Голландский натюрморт» — ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства: Я. Ван де Вельде «Натюрморт»; П. Клас «Натюрморт с золотым бокалом»; Биллем Кальф «Натюрморт»; Биллем Геда (Хеда) «Натюрморт с ветчиной».
В начале первого урока в короткой беседе рассматриваются картины (репродукции или слайды) голландских художников, посвятивших свое творчество жанру натюрморта. Учитель обращает внимание учащихся на то, что полотна голландцев отличает реализм, высокое мастерство в передаче материальности и фактуры предметов, свободное владение рисунком, живописью. В своих натюрмортах художники стремятся показать мир вещей таким, как он есть на самом деле, показать красоту форм, красок, пропорции предметов, запечатлеть свое отношение к ним. Художники помогают зрителю по-новому увидеть обыденные вещи (глиняный горшок, овощи, букет полевых цветов), богатство линий и цветовых оттенков, решая одну из важнейших задач искусства натюрморта.
В итоге подчеркивается, что все художники изучают форму предметов, светотень, перспективу, цветоведение. Натюрморт — это творческая лаборатория путей и методов отражения окружающего нас мира.
Учебная постановка натюрморта может быть такой: гипсовая ваза, два гладко окрашенных яблока разной величины на фоне нейтральной драпировки без складок. Вначале задание выполняется в карандаше (линейное построение), а затем акварельными красками.
На первом уроке ведутся поиски композиции натюрморта. Для этого выполняется маленький эскиз. Определяется необходимый формат рисунка и размещение всей группы предметов. Найденную композицию переносят с эскиза на большой лист. Проводится линейное прозрачное построение формы предметов и уточнение ее характерных особенностей. Рисование группы предметов осуществляется с учетом пространственного положения. Тем школьникам, которые выполнили линейное построение рисунка и проверили его правильность, разрешается начинать работу красками. На втором, если потребуется третьем, уроке рисунок завершается в тоне. При итоговом анализе работ обращается особое внимание на художественную выразительность и цельность рисунка.
Межпредметные связи — прослушивание музыкальных и литературных фрагментов, подходящих к теме урока.
Тема урока. 7 кл.Рисование с натуры фигуры человека (карандаш, акварель, уголь, тушь, цветная бумага).
За урок ученики должны выполнить не менее двух рисунков с натуры фигуры человека. Обязательно один набросок — карандашом, второй — акварелью. Работая самостоятельно, ученики должны использовать все имеющиеся у них знания и навыки по данной теме.
Тема урока. 7 кл.«Зарубежный друг (гость)» — рисование по представлению человека в национальном костюме разных стран мира (карандаш, акварель). Беседа на тему «Одежда и национальный колорит в изобразительном искусстве» — ознакомление с произведениями изобразительного искусства: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», «Девушка с медным кувшином»; А. Головин «Цыганка»; Рембрандт «Ночной дозор»; Китагава Утамаро — серия гравюр «Современные красавицы».
В начале урока учитель проводит анализ рекомендованных к уроку картин. Во время беседы учитель предлагает ученикам представить себе на минуту невероятную ситуацию — на улицах нашего города, среди современных машин, неоновых реклам, стекла и бетона в людском потоке появляются японки в кимоно, девушки в старинных русских сарафанах, индийские женщины, одетые в узорные сари мужчины с волынками и в клетчатых юбках из Шотландии.
Костюм любой эпохи — это художественный образ, отвечающий ее эстетическим вкусам и представлениям. В создании костюма участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, вышивка и др. Но главное, что позволяет нам говорить о нем как о произведении искусства, — костюм создается руками художника. За многовековую историю человечества сохранилось и дошло до нас ничтожно малое количество материальных образцов одежды. Поэтому своеобразными хранителями костюмов всех времен и народов стали живопись, скульптура, гравюра. Особенно богатый материал дает нам живопись. Каждый живописец в присущей ему манере запечатлел образы современников и вместе с ними костюм, рожденный его веком. В процессе беседы ребята узнают, что древние индийские и японские женские костюмы являются в настоящее время своеобразным символами. Существует великое множество способов украшения ткани для кимоно и сари.
Для практической работы школьникам предлагается выполнить задание— нарисовать в цвете по представлению человека в национальном костюме любой страны по своему выбору (женский костюм Индии, Японии, Кубы или России и др.).
Тема урока. 7 кл. «Цветы весны» — рисование с натуры цветов в вазе: тюльпаны, нарциссы, веточки черемухи или сирени (карандаш, акварель). Беседа на тему «Цветы и искусство — всегда праздник» — ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства: П. Кончаловский «Сирень»; В. Дмитриевский «Черемуха цветет»; А. Кокорин «Ромашки»; Д. Налбандян «Сирень»; А. Герасимов «После дождя»; С. Герасимов «Сирень».
В небольшой беседе в начале урока, для того чтобы настроить школьников на выполнение задания, демонстрируются лучшие современные произведения изобразительного искусства, выполненные в жанре натюрморта.
Это завершающий урок рисования с натуры, поэтому ученикам предоставляется свобода творчества, чтобы они могли показать имеющийся у них уровень знаний, умений и навыков выполнения рисунка с натуры живой природы.
Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Большое значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Уделяется должное внимание развитию воображения и творчества учащихся при выполнении сюжетных рисунков.
От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке.
Эти общие задачи конкретизируются и последовательно усложняются для каждого класса. Так, в 6 кл. предлагается раскрыть в рисунке действие, выразительно передать характерное, главное в сюжете, передать эмоционально-эстетического отношение к изображаемому сюжету, персонажам; использовать в тематических рисунках законы перспективы, композиции, конструктивного строения предметов; использовать цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами; осознавать прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжить обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь картинной плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Предполагается дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Примерные задании для 6 кл.:
— рисунки на темы: «В школьном кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет
на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Улица. Транспорт. Пешеход», «Пора сенокоса», «Раздолье», «Туристский поход», «Девочка с кошкой», «В горах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «В стране невыученных уроков», «Мы бегаем», «Праздничный концерт», «Мы поем частушки», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Антарктиду», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Большая стирка», «Купание на реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;
— иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец», «СадКо»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях»; С. Аксаков «Аленький Цветочек»; П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» и «Каменный цветок»; К. Булычев «Непоседа»; Ю. Олеша «Три толстяка»; М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; иллюстрирование стихотворений русских поэтов-лассиков XIXв.: Н.Некрасова, Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.; «По дорогам сказки» — иллюстрирование произведений зарубежных писателей: Дж. Барри «Питер Пэн и Венди», Р. Стивенсон (перевод С. Маршака) «Вересковый мед», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», X. К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.
Рассмотрим в качестве примера программное содержание урока иллюстрирования литературного произведения в 7 кл.
Тема урока. «В мире литературных героев» — иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот» (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, мелки). Беседа на тему «Литературные герои в изобразительном искусстве»: Г. Доре, О. Домье, Э. Делакруа, П. Пикассо, Кукрыниксы, С. Бродский, А. Архипова — иллюстрации к роману Сервантеса «Дон Кихот».
В. Конашевич, Т. Юфа, А. Кокорин – иллюстрации к сказкам Андерсена.
Первый урок по теме начинается с беседы, продолжающей знакомство с одним из жанров изобразительного искусства — книжной графикой, рассматриваются иллюстрации к роману «Дон Кихот» Сервантеса.
Благородный рыцарь Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса известны всему миру. На первый взгляд между ними нет ничего общего: разные характеры, внешность. Один — высокий, худой, на тощей кляче, другой — маленький, толстенький, на ослике. Но все же духовно они очень близки друг другу, особенно роднит их чувство социальной несправедливости.
Каждый художник изображал этих героев по-своему. Например, Г. Доре неоднократно обращается в своих иллюстрациях к портретам Дон Кихота и Санчо Пансы. Эти образы мы встречаем не только на больших, великолепно выполненных ксилографиях, но и на многочисленных рисунках пером, заставках, концовках. Ксилографии Г. Доре выполнены в реалистической манере, насыщены деталями, характеризуются живописной передачей света и тени, но вместе с тем от них веет романтикой и даже сказочностью благодаря удивительно тонкому сочетанию действительности и вымысла, что прекрасно соответствует стилю произведения. Художник, как и писатель, иронизирует над своими героями и вместе с тем относится к ним с любовью.
Иначе выглядят Дон Кихот и Санчо Панса у П. Пикассо. В легком, казалось бы, мимолетном рисунке, без подробных деталей они изображены почти силуэтно. Художник скупыми средствами создает удивительно точные и выразительные обобщенные образы героев.
Сначала учащиеся выполняют поисковый эскиз композиции, им можно рекомендовать провести наблюдения и зарисовки, необходимые для ее уточнения, а также подобрать иллюстративный материал, характеризующий эпоху, быт, костюмы героев.
На втором и третьем уроках по теме — уточнение композиционных эскизов, выполнение иллюстрации выбранными художественными средствами, анализ завершенных работ. При этом основное внимание обращается на передачу цельного сочетания всех частей иллюстрации, наиболее точную сравнительную характеристику героев.
Второй вариант проведения этих уроков — выполнение иллюстраций к сказкам X. К. Андерсена. По выбору можно взять «Принцессу на горошине», «Сундук-самолет», «Свинопаса», «Снежную королеву» и другие сказки. В этом случае проводится беседа об иллюстрациях В. Конашевича, А. Кокорина, Т. Юфы к сказкам Андерсена.
При анализе иллюстраций обращается внимание на выбор размера изображения, его место в книге, технику исполнения, композиционные приемы, творческий почерк художника. Так же анализируются средства, какими художник добивается сказочности происходящего, передает время действия, окружающую обстановку, костюмы, предметы быта.
Для иллюстрирования можно всем учащимся взять только одну сказку или предложить каждому выбрать любимую.
Перед учащимися ставится задача выполнить портрет одного героя или сравнить двух. Могут быть задания только на изображение интерьера. Например, по сказке «Снежная королева» предлагаются портреты Кая, Герды, Снежной королевы. Можно сопоставить Герду и Маленькую разбойницу, Герду и Кая. Можно нарисовать интерьер дома, в котором жили Кай и Герда, или убранство замка Снежной королевы.
Порядок работы над иллюстрацией такой же, как в первом варианте. Кроме того, возможно выполнение заставки и концовки.
Межпредметные связи — изучение раздела истории средних веков «Культура Возрождения XV — первой половины XVII в.». На уроках в первом варианте звучит музыка из балета Минкуса «Дон Кихот».
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержание раздела “Декоративная работа” раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек, вышивке и т. д.
Так, среди задач для 6 кл. выделяются: систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.
Примерные задания для 6 кл.:
а) выполнение эскизов по мотивам народного русского костюма;
б) выполнение эскизов интерьера крестьянской избы русского Севера;
в) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;
г) выполнение эскизов приглашения, памятки ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
д) выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы,
концовки, эмблемы городов и т. п.).
Например, для 5—7 кл. предлагаются следующие уроки.
Тема урока 5 кл. Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда и роспись готового изделия — сосуд-зверь, сосуд-птица (карандаш, акварель или гуашь). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о его красоте: керамика Скопина, Опошни.
На этих уроках углубляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления примеров народной керамики Скопина, Опошни с образцами устного фольклора. В волшебных сказках, действие которых происходит в тридевятом царстве в тридесятом государстве, герои не только наделены сверхъестественной силой, но и владеют чудесными предметами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой и т. д. Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные. Такое же волшебное превращение обычных Предметов в необычные мы встречаем и в творчестве народных мастеров — создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды Народного гончарного искусства продолжают жить сегодня в г. Скопине на Рязанской земле, в с. Опошне Полтавской области.
Во время беседы учащиеся знакомятся с фигурными керамическими сосудами мастеров Скопина и Опошни. Обращается их внимание на разнообразную тематику скульптурных изображений старинной скопинской фигурной посуды: птица, лев, медведь, дракон, кентавр, заяц, собака и многое другое. Традиции народного гончарства Скопина продолжают в настоящее время художники Скопинского завода художественной керамики.
В числе традиционных сосудов опошнинских мастеров характерны сосуды в виде барана, льва, быка. Скульптурная моделировка в меру условна, поэтому сосуд не воспринимается как скульптурное изображение.
Эскизы декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда учащиеся выполняют, соблюдая следующие условия: 1) определить форму фигурного сосуда (кувшин, кружка, солонка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи; 2) нарисовать декоративную фигуру зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного сосуда с учетом предназначения этого сосуда какому-то герою волшебной сказки (автор эскиза называет сказку, героя); 3) использовать эскиз «волшебного» фигурного сосуда на уроке труда для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.
Урок росписи «волшебного» сосуда по эскизам тоже начинается с беседы, закрепляющей знания школьников о народной керамике, о связи художественных приемов устного и изобразительного фольклора. С этой целью во время демонстрации фигурной керамической посуды Скопина, Опошни показываются другие примеры из различных областей народного искусства: ковши-утицы (скобкари), птицы-солонки, кони-качалки, звери-свистульки и т.д. Подчеркивается, что в народном творчестве примеры художественного единства скульптурного начала и функциональности вещи широко распространены. Это один из примеров волшебного реализма, присущего народному мастеру и слова, и керамики.
Межпредметные связи — чтение отрывков из русских сказок: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка» для установления связи художественных приемов устного и изобразительного народного творчества; выполнение объемных фигурных сосудов на уроках труда.
Тема урока. 6 кл.«Мы мастера игрушки» — выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам басен И. Крылова, русских народных сказок (карандаш, акварель, тушь, перо, фломастеры, восковые мелки). Беседа на тему «Мастера русской народной игрушки: деревянная резная из с. Богородского, кустарная из Сергиева Посада».
Данная тема предоставляет возможность по-новому увидеть мир народной игрушки, оценить художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей, связать выразительность движений и звуковых эффектов игрушек с городским фольклором ярмарок.
После беседы и демонстрации игрушек учащимся предлагается сочинить свой сюжет для игрушки с элементами движения. При выполнении эскиза учитываются следующие условия: игрушечные фигурки располагаются в профильном положении (это облегчит исполнение эскиза, поиск выразительности движения); игрушечные фигурки должны быть веселыми, выразительными, силуэты обобщенными; в характере фигурок, движении должны учитываться герои русских народных сказок или басен И. Крылова: в эскизе рисуется общий вид игрушки и отдельные элементы для показа способа соединения деталей, чтобы присутствовал эффект движения.
Межпредметные связи урока декоративной работы с уроками труда, на которых возможно выполнение лучших эскизов в материале (например, дерево).
Тема урока. 7 кл.«Мы охраняем памятники нашей Родины» - эскизы плаката или обложки туристкой схемы, посвященные памятникам истории и культуры города, села, области. Беседа о культурно-исторической ценности этих памятников.
Принципы сбережения и использования национального культурного наследия на данном уроке можно раскрыть и конкретизировать, выбрав одно из направлений беседы: архитектурное наследие или музеи-усадьбы писателей, поэтов.
Среди литературных заповедников выбираются музеи, связанные с творчеством выдающихся писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Шевченко, Некрасова.
Эффективность воспитательного воздействия беседы возрастет, если в ней используются факты из деятельности членов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры места, где учатся учащиеся.
В самостоятельной работе для декоративного оформления эскиза могут быть использованы изображения наиболее характерных элементов памятников истории и культуры родного края (например, силуэты башен крепости или монастыря, кремля, изразцы, резной деревянный или каменный узор в украшении жилища и т. д.).
В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел “Лепка”. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) фигуры человека, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению.
Так, для 6 кл. предлагается: Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
В содержание раздела «Аппликация» входит составление сюжетных композиций и декоративных работ на основе наклеивания элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. Тематика заданий этого раздела отражает различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.). Предусматривается индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Например, основные темы бесед для 6 кл:
— картины русской жизни в произведениях художников
XIX в., в творчестве передвижников;
—значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных
русских художников;
—образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова
и М. Врубеля;
—образы выдающихся деятелей России в творчестве
русских художников;
—красота пейзажа в русской живописи;
—натюрморт в русской и советской живописи;
—Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — величайшие достижения русских зодчих;
—красота спорта в изобразительном искусстве.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, показом репродукций, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1—3 классах проводится в начале или в конце урока в течение 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или 3—4 иллюстрации, 3—4 предмета декоративно-прикладного искусства). В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе показываются, как правило, 2—3 произведения (или 3—4 иллюстрации, 3—4 предмета декоративно-прикладного искусства). В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
В процессе осуществления связей изобразительного искусства с уроками труда следует использовать не только учебный материал, изучаемый в это время в классе, но и изделия, поделки учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).
В 5—9 классах наряду с ознакомлением с отдельными произведениями художников на уроках рисунка, живописи, тематического и декоративного рисования отводятся отдельные уроки, на которых проводятся обобщающие беседы по картинам на определенную тему. От искусства своего народа к пониманию значения искусства других народов — таков путь приобщения к прекрасному.
Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неделю, в зависимости от выбранного для работы варианта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в неделю проводятся сдвоенные уроки, — это дает возможность в один день выполнять рисунки натюрмортов, композиций, декоративные работы (за один час — рисунок, за другой — завершение работы в цвете). Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе.
Рассмотрим формулировки примерных тем блоков уроков по годам обучения. Они содержат темы, посвященные временам года, праздникам, сказочные и литературные, исторические и патриотические, о видах и жанрах искусства и др.
1 класс. Темы: «В мире волшебных красок»; «Мы готовимся к празднику»; «Красота вокруг нас»; «Встреча с Весной-красной».
2 класс. Темы: «Мы рисуем осень»; «Мы рисуем сказку»; «Мои друзья»; «С чего начинается Родина».
3 класс. Темы: «И снова осень к нам пришла»; «В мире сказок»; «Красота в умелых руках»; «В каждом рисунке – солнце».
4 класс. Темы: «В мире изобразительного искусства»; «Мы любим смотреть картины и рисовать».
5 класс. Темы: «Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве»; «Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве»; «Край, в котором ты живешь»; «Наша Родина».
6 класс. Темы: «Изобразительное искусство и архитектура в жизни людей»; «В мире русской живописи, литературы, и народного творчества»; «Красота в жизни и в искусстве».
7 класс. Темы: «Труд в изобразительном искусстве»; «Многонациональное отечественное искусство»; «Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры».
8 класс. Темы: «Искусство моего народа»; «Труд и искусство»; «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»; «Изобразительное искусство в жизни людей».
В программе осуществляется преемственность между начальной и средней школой. В 5—9 классах на уроках изобразительного искусства обеспечивается развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.
Учителю рекомендуется проявить творческий подход к программе – включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т.п.