Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы факультатива и кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

Приведем несколько характерных примеров.

 

Сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время. Межпредметные занятия поводятся в группе продленного дня или в кружках, возможно проведение межпредметных комплексных экскурсий. Популярны и общешкольные внеклассные межпредметные мероприятия. Например, литературно-музыкально-изобразительная викторина, вопросы для которой подбирают сами учащиеся — они оформляют их в виде специальных карточек, соединяя в этих карточках изображение и текст.

В младших классах можно провести традиционный праздник “Прощание с букварем”. К нему дети по выполненным ими эскизам изготовляют костюмы. На празднике учащиеся читают стихи, поют песни, разыгрывают сценки по мотивам литературных произведений, используют свои иллюстрации для оформления.

Аналогично проводится фестиваль “Сказка”, который обычно приурочивают к “Неделе детской книги”, традиционно проходящей в весенние каникулы. На этот праздник в гости к детям могут прийти их любимые книжки — они изготавливаются в виде больших макетов. На страницах изображают сюжеты из этих книг, обстановку действий, а роль их героев изображают сами дети или куклы (объемные, силуэтные). Дети под руководством выбранной из их числа “сказительницы” разыгрывают эпизоды из сказок, проходит конкурс иллюстраций к ним, организовываются соревнования по изобразительным играм.

Знания по различным учебным предметам потребуются учащимся и при проведении такого общешкольного мероприятия, как “Премьера книги”. На премьеру можно пригласить писателей и художников-иллюстраторов. Дети заранее изготавливают костюмы литературных героев, на празднике разыгрывают в них сценки из книг под музыкальное сопровождение. Зал можно оформить иллюстрациями к литературным произведениям и изделиями, выполненными на уроках труда, связанными также с иллюстрированием.

Большой популярностью среди школьников обычно пользуются конкурсы знатоков “Что, где, когда?”. Готовясь к ним, учащиеся ищут интересные, занимательные вопросы и ответы на них в различных областях знаний, сами эти конкурсы проходят в ходе состязания команд, поддерживаемых болельщиками.

Неисчерпаема фантазия учителей, разрабатывающих сценарии внеклассных мероприятий. Приведем несколько примеров.

Драненко Л.С., учитель школы № 436, г. Москва написала сценарий «Праздника русской матрешки», который можно проводить в начальной школе.

Учитель.Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями искусства.

Из поколения в поколение передавались секреты красоты. И сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, расписные глиняные барыни и свистульки радуют глаз. По всему свету разошлись изделия наших народных мастеров.
Смотрят люди на лакированный поднос и знают: этот поднос в Жостове сделали. А эта посуда, расписанная всего одной краской – синей, – из Гжели. А вот и миска с хохломской росписью.

Сегодня мы побываем в гостях у великой путешественницы – русской матрешки.

Ученик 1. Сколько лет матрешке? Где впервые стали точить фигурки деревянных кукол? Почему матрешку считают русским сувениром? На все эти и многие другие вопросы мы узнаем ответы.

Ученица 1. В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце позапрошлого века жили многие замечательные художники: В. Серов, К. Коровин, В. Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка – японец, в котором помещалась мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звездочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрешку. Было это почти 100 лет назад!
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым.

Ученик 2. Первых матрешек расписал художник Сергей Малютин. Это были девочки в ситцевых сарафанах с белыми фартуками, с цветастыми платками на головах, в руках – черный петух, серп или хлеб.

Ученик 3. Делают матрешку так: сперва вытачивают фигурку из липовой заготовки на токарном станке, затем раскрашивают ее анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.