Программа интегрированного курса «Искусство» 1-9 классы
В моделировании содержания интегрированного курса «Искусство» учитывались следующие исходные положения.
1. Культурологический подход к содержанию художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Исконные общерусские художественно-культурные ценности, заключенные в отечественной культуре, рассматриваются в связи с обширной областью художественной культуры народов мира.
2. Деятельный подход: учащиеся не только зрители или слушатели в процессе погружения в мир художественных образов, но и создатели, реализующие авторские замыслы средствами основных видов пластических искусств и музыки. Основные формы организации учебного процесса по интегрированному курсу «Искусство» составляют целостную систему уроков, факультативов и курсов по выбору, творческих мастерских и т.д. Включение учащихся в активную творческую деятельность обусловливает разнообразие уроков искусства:
– уроки по отдельным видам искусства;
– интегрированные уроки по нескольким видам искусства;
– интегрированные уроки искусства и литературы, искусства и истории и т.д. Наряду с традиционной урочной формой предлагается использовать уроки-импровизации, уроки-эксперименты, уроки-концерты и т.д.
3. Художественно-эстетический подход, направленный на выявление специфики художественно-образной системы разных видов искусства и взаимодействия их в системе культуры.
4. Комплексный подход к авторской методике моделирования педагогических систем, позволяющий создать «ключ» для интеграции. Новая система опирается на следующие основополагающие принципы:
– насыщение и обогащение всех базовых общеобразовательных дисциплин художественно-эстетическим материалом;
– открытость разрабатываемой системы в социокультурную среду (музеи, театры, планетарии, мастерские художественных промыслов и ремесел, мастерские художников, скульпторов, центры детского творчества), во все формы бытования искусства и в природу. Особое место отводится знакомству детей с подлинными памятниками отечественной истории и культуры; текстами, документами, доступными для восприятия школьников, способствующими их патриотическому воспитанию; собственная художественная творческая деятельность ребенка.
Цель программы – формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интеграции искусств.
Реализация цели программы рассматривается в связи с системой рассмотренных выше функций предмета «Искусство».
В данной программе существенно расширены хронологические рамки художественного содержания. В него включены произведения древнерусского искусства, а также искусство конца ХХ в. От освоения духовно-эстетических ценностей отечественного искусства учащиеся переходят к освоению произведений и памятников художественной культуры народов мира.
В программу включена авторская методика моделирования процессов интеграции. Осуществить ее помогает «ключ», показывающий основные понятия художественного языка и особенности его интерпретации в различных видах искусств. Межвидовая интеграция представлена на примере планирования сквозных тематических блоков уроков. Приведенные в программе схемы такой интеграции не являются строго заданными – это лишь возможные варианты и ориентиры для самостоятельного педагогического творчества преподавателей искусства. В предлагаемых тематических блоках встречаются темы из разных классов, к которым можно возвращаться на различных уровнях обучения. Материал содержания художественно-образовательного процесса также может варьироваться педагогом, дополняться или сокращаться.
Путей реализации данной программы может быть множество, в зависимости от выделенных на изучение курса «Искусство» часов и условий конкретного образовательного учреждения.
Например, в классах с повышенным уровнем обучения и гимназических классах могут проводиться один—три раза в четверть дни искусства. Обучение интегрированному курсу «Искусство» может проходить в форме творческих мастерских или погружения в изучение художественной культуры какой-либо исторической эпохи в течение четверти или другого длительного периода.
Все педагоги, работающие по интегрированному курсу «Искусство», обязательно координируют свою деятельность друг с другом. Как правило, в работе обязательно участвуют учителя ИЗО и музыки, а к ним подключаются учителя начальных классов и другие предметники. До начала занятий они согласовывают программное содержание, намечают совместные мероприятия или одновременное проведение интегрированного урока разными специалистами (преподаватель изо, музыки, танца, народный мастер и др.), то есть каждый из них подключается в необходимый момент урока.
Уровень развития художественной культуры учащихся особенно ярко выявляется в процессе их участия в коллективных праздничных вечерах, концертах, проводимых в конце четверти. Учащиеся получают возможность продемонстрировать уровень интеллекта, способность творчески мыслить, художественные способности. Это не исключает текущего контроля на каждом занятии. Осуществляется количественная и качественная оценка работ учащихся по достижении поставленной цели.
Количество часов на преподавание интегрированного курса «Искусство» желательно распределить следующим образом.
Начальная школа – 4 часа в неделю: 1 час – изобразительное искусство, 1 час – музыка, 2 часа – художественный труд, который включает: 1 час – народное и декоративно-прикладное искусство, 1 час – архитектура, дизайн и техническая графика. Средние классы – 4 часа в неделю: 1 час – изобразительное искусство, 1 час – музыка, 1 час – художественный труд (народное и декоративно-прикладное искусство), 1 час – дизайн, архитектура и техническая графика.
Дополнительно читается самостоятельный курс «Художественная культура народов мира» в 5–9 классах за счет 0,5 часа, отведенного на раздел о культуре в курсе истории или курс «Мировая художественная культура» за счет школьного компонента.
Одно из важных направлений работы по эстетическому воспитанию и развитию детей их приобщение к художественной организации среды. Учащиеся могут принять активное участие в оформлении класса, актового зала, рекреаций, коридоров и других школьных помещений. В содержание предметного блока интегрированного курса «Дизайн и архитектура» входят такие задания.
Особое значение в интегрированном курсе мы придаем народному искусству во всех его проявлениях. Народное искусство во всех его видах способствует решению многих задач формирования духовного мира человека. Оно вводит ребенка в нравственно-эстетическую культуру народа. В силу средств выразительности, используемых народными мастерами (образное слово, наглядность, напевность мелодий, форма, цвет, колорит, композиция и др.), народное искусство доступно для восприятия детьми и вызывает у них яркий эмоциональный отклик. Вместе с тем это особый вид искусства: оно открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого каждого народа. Оно несет в себе заряд национальных особенностей. Народное искусство — это то особенное, что составляет богатство общего.
Исследования А. А. Грибовской, Е. Г. Ковальской, Т. С. Комаровой, Ю. В. Максимова, Н. П. Сакулиной, Т. Я. Шпикаловой убедительно показали, что детям дошкольного и младшего школьного возраста доступно и интересно народное декоративно-прикладное искусство разных видов, дети достаточно легко осваивают элементарную, колоритную и композиционную специфику дымковской, городецкой, гжельской, жостовской и других росписей, охотно включают особенные компоненты в свои предметные и сюжетные изображения, стремясь украсить их, сделать более выразительными.
Народное искусство используется в педагогическом процессе в трех ипостасях: 1) для создания эстетической среды, в которой живут и обучаются дети (оформление интерьера класса, игровой комнаты, праздников, досуга; 2) с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, рассматривание предметов декоративного искусства); 3) для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения.
По отношению к школьному периоду обучения интеграция базируется на том, что все виды художественно-творческой деятельности (в основе которых лежат разные виды искусства) требует для своего успешного осуществления развития таких важных психических процессов как восприятие, которое обладает индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сложившиеся, вступают во взаимодействие со вновь воспринимаемыми. На базе образов восприятия формируются представления. С позиций эстетического воспитания восприятие должно быть эстетически окрашено. Тогда и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими.
Обучение по интегрированному курсу “Искусство” успешно осуществляется при условии использования разнообразных методов и приемов. В основу работы с детьми положены методы, разработанные И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, классификация которых наиболее полно отвечает осваиваемому детьми интегрированному курсу, направленного на усвоение детьми мирового художественного опыта, их духовное развитие и формирование художественно-творческих способностей. Это и составляет значительную часть общественно-исторического опыта человечества, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения в школьные годы.
Все предметы эстетического цикла, включенные в интегрированную программу “Искусство”, имеют общие психологические основы (восприятие, представления, образное мышление, память, воображение, эмоционально-положительное отношение и др.), благодаря чему интеграция их является естественной и органичной, обеспечивающей более глубокое и прочное воздействие на нравственно-эстетическое становление личности ребенка.
«Ключ» к интеграции разных видов искусства
Худ.-выразит. средства. Язык искусства | Изо | Народное и декоратино-прикладное искусство | Дизайн и архитектура | Музыка |
Точка Линия Пятно | Точка, линия, пятно как средства выразительности в живописи и графике и элементы языка изобразительного искусства | Точка, линия, пятно как элементы декора и средства выражения декоративного (видового) образа | Точка, линия, пятно как средства выразительности в дизайне и архитектуре | Точка – нота. Линия – линейки нотного стана. Линия и точка как элементы композиции. Звуковая дорожка. |
Тон | В изобразительном искусстве тон как средство передачи свето-тональных отношений и цветовой тон | Цветовой тон в декоративной композиции | Тон как средство выразительности в дизайне и архитектуре | Тон и полутон. Тональность в музыке как музыкальная краска |
Силуэт | Силуэт как средство создания образа в живописи, графике и скульптуре | Силуэт как средство передачи главных характерных видовых признаков в декоративном образе | Силуэт как средство выразительности в дизайне и архитектуре | Не используется |
Ритм | Ритм как средство передачи движения и пластики в рисунке, живописи, скульптуре | Ритм как средство выразительности видового образа, особенно ярко проявляющееся в орнаменте | Ритм как средство выразительности формы и композиции в дизайне и архитектуре | Ритм как средство выразительности музыкального произведения. Ритмический рисунок |
Контраст | Контраст —универсальное средство выразительности в изобразительном искусстве (цветовой контраст, тоновый контраст, контраст динамичного и неподвижного и др.) | Цветовой и тоновой контраст как средство выразительности в декоративном изображении | Контраст – универсальное средство выразительности в дизайне и архитектуре (цветовой контраст, тоновый контраст, контраст форм, динамичного и неподвижного и др.) | Контрастная полифония. Контрастная динамика |
Симметрия | Симметрия как элемент композиции в графике, живописи и скульптуре | Симметрия как один из приемов гармонизации художественного образа вещи, прием в двухчастной и трехчастной композиции архетипических мотивов | Симметрия как прием композиционного решения в дизайне и архитектуре | Симметрия как средство построения композиции музыкального произведения |
Цвет | Особенностивыразительных свойств цвета в живописи и графике. Эмоционально-выразительные свойства колорита. Цвет как средство создания образной характеристики персонажа. Ассоциативная роль цвета в реалистической и беспредметной живописи | Цвет как важнейший компонент декоративного образа. Прямая зависимость разнообразия колористического решения художественной вещи – от традиционной технологии обработки разных материалов, сохранения и архетипов и др. Условности цветового решения образа, принятые в декоративной композиции | Цвет – средство организации среды и передачи эмоционально-смысловой характеристики объекта.. Выразительные возможности цвета в дизайне и архитектуре | Ассоциативная роль цвета в музыке. Цветомузыка. |
Форма | Особенности передачи формы в реалистическом и абстрактном искусстве (живопись, графика, скульптура) | Художественные особенности создания формы, обусловленные: единством функции и формы вещи, зависимостью способа декорирования вещи от материала | Главные принципы формообразования. Простые и комбинированные формы. Тела вращения. Многогранники. Единство функции и формы объекта.. Взаимосвязь материалов и технологий в процессе формообразования. | Музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, сонатная и т.д.) музыки. Понятие о простых и сложных формах: одночастные, двухчастные, трехчастные |
Пропорции | Особенности передачи пропорций объектов окружающего мира в реалистическом и абстрактном искусстве. Принципы золотого сечения в живописи, графике и скульптуре. | Специфика передачи пропорций в видовом образе в разных школах народного мастерства. Человек – мера вещей. Ансамблевость и роль пропорций. | Пропорции в дизайне и архитектуре – размерные соотношения целого и его частей. Экономические и антропометрические требования к объектам дизайна. Принцип золотого сечения в архитектуре и дизайне | Принцип «золотого сечения» в музыкальных композициях |
Плоскость и объем | Создание реального объема в скульптуре и иллюзорного объема на плоскости в живописном и графическом произведениях | Единство орнаментального изображения и плоской поверхности художественной вещи. Единство орнаментального изображения с поверхностью объемной художественной вещи | Превращение плоскости в объем. Пространственное моделирование и макетирование. Выразительные сочетания плоскостных и объемных элементов в дизайне и архитектуре | Объемный звук как средство выразительности музыкального произведения |
Композиция | Композиция как процесс создания произведения искусства. Картина, скульптура, произведение графики как композиция | Композиция как процесс создания образа художественной вещи. Активные элементы декоративной композиции: орнамент, сюжет, объемно-пластическое решение | Композиция в дизайне и архитектуре как элемент проектной культуры. Элементы композиции в дизайне и архитектуре. Общее и различное | Композиторская деятельность. Музыкальные композиции (сочетания) |
Пространство | Способы и средства передачи иллюзорного пространства на плоскости в изобразительном искусстве и создание реального пространства в скульптуре | Принципы создания декоративных объемно-пространственных композиций | Способы и средства передачи иллюзорного пространства и создание реального пространства в дизайне и архитектуре | Не используется при создании музыкальных произведений. Важно в процессе их воспроизведения |
Гармония | Гармония как универсальное средство сочетания всех элементов художественного языка (форма, пропорции, цвет, светотень, композиция и др.) в процессе создания произведения искусства | Гармония функции, формы и декора художественной вещи на основе народных художественных традиций, связи с природой. | Гармония конструкции, формы, декора объекта на основе принципов художественного конструирования и архитектурного проектирования | Гармония в музыке как средство выразительности и элемент музыкальной грамоты |
Первый класс
Тематический блок уроков
«Народные музыкальные инструменты»
ИЗО | Музыка | Народное искусство | Дизайн | |
Тема уроков | «Шумы, шорохи, звуки сосен, елей, берез» – рисование деревьев | «Ударные народные музыкальные инструменты» | «Золотые травы России» – роспись ложек | «В мастерской музыкальных инструментов» (литавры, барабан) |
Выразительные средства | Образ, ритм линий | Образ в музыке, ритм, ритмический рисунок | Образ и ритм в орнаменте. Плоскость, силуэт, цвет | Ритм пятен. Плоскость и силуэт. Композиция |
Технология (муз. материал) | Графика (тушь, кисть) | Ложки, трещотки, бубен | Гуашь, кистевая роспись силуэтов, ложек | Вырезание темных силуэтов музыкальных инструментов (бумага, пленка) |
В данном тематическом блоке представлены четыре основные компонента интеграции. Открывает блок урок ИЗО, посвященный изучению выразительных возможностей линий и пропорций при графическом изображении деревьев различных пород. Формулировка темы направлена на то, чтобы учащиеся постарались не только освоить азы реалистического изображения, но и попытаться графическими средствами передать, как шумят деревья. На уроке следует поговорить о музыке природы. Это помогает перейти к изучению ритмического рисунка небольших народных музыкальных произведений на следующем в блоке уроке музыки. На уроке народного искусства учащимся предлагается расписать силуэты деревянных ложек травным орнаментом в стиле хохломы. Поскольку ложка традиционно использовалась на Руси не только для еды, но и как музыкальный инструмент, то можно интересно обыграть на уроке этот момент (прослушать соответствующие записи фольклорного ансамбля или пригласить выступить исполнителей непосредственно на урок). Дети сами могут попробовать поиграть на ложках. Завершает блок урок дизайна, на котором учащимся предлагается в игровой форме превратиться в мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты, вырезать и красиво разместить с учетом ритма повторов в коллективной итоговой композиции силуэты музыкальных инструментов. Интеграция в рассматриваемом блоке осуществляется на уровне ключевых понятий языка искусств. Таким «ключом» к данному блоку является ритм. Учащимся предоставляется возможность ощутить особенности ритма линий и пятен, прочувствовать как важен ритм в орнаменте и освоить некоторые ритмические рисунки при исполнении фольклорных мелодий на народных музыкальных инструментах.
Тематический блок уроков
«Архитектура – застывшая музыка»
Музыка | Архитектура | Изо | |
Тема уроков | «Музыкальная форма» | «Образы архитектуры» | «Город будущего» |
Выразительные средства | Образ в музыке, 2-х и 3-х – частные музыкальные формы | Образ в архитектуре, форма, силуэт, пропорции, ритм | Образ, форма, силуэт, пропорции, цвет, |
Технология (муз. материал) | Песни. Вальсы | Конструирование (бумага) объемно-пластическая или рельефная композиция. | Живопись (гуашь) |
Этот блок объединяет три вида искусств. Ключ для интеграции понятие «форма». На уроке музыки учащиеся на примере песен и вальсов изучают особенности 2-х и 3-х частных музыкальных форм. Некоторые закономерности построения архитектурных форм учащиеся постигают в процессе конструирования из бумаги зданий на следующем в блоке уроке. Обращается внимание на соответствие формы и образа сооружений. Можно создать образ изящный, величественный, структурный, решетчатый, геометрический, растительный, фантазийный и др. Важно, что создание объемных архитектурных форм предшествует выполнению живописной композиции на тему «Город будущего», в которой учащиеся продолжают придумывать новые формы зданий, мостов, башен и осваивать способы их изображения на плоскости.
Тематический блок уроков «Чудо-звери»
Дизайн | ИЗО | ИЗО | ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | «Волшебный конструктор» (конструирование животных и птиц: «Веселая буренка», «Курочка-ряба», «Петушок») | «Веселый котик» | Кошечка с котятами | «Утро в сосновом лесу» (дикие звери и птицы) | «У кого какой голос?» |
Выразительные средства | Образ, объем, цвет, пропорции | Образ, объем | Образ, линия, пятно, силуэт | Образ, цвет, пропорции | Образ в музыке, тембр, тон |
Технология (муз. материал) | Конструирование из бумаги на основе цилиндров разного диаметра и высоты | Лепка (пластилин) | Графика (фломастеры или уголь и мел на цветном фоне) | Живопись (карандаш, гуашь) | Голоса зверей (фонограмма), музыкальные произведения с элементами голосов зверей |
В этом блоке уроков в основе интеграции тематический принцип. Каждый урок связан с темой животные. Сначала учащиеся осваивают способы их конструирования на основе цилиндров, лепят объемную форму, затем постигают закономерности изображения графическими и живописными средствами животных. Завершается блок уроком музыки, на котором дети изучают взаимосвязь голосов зверей и птиц в природе с музыкальными произведениями. Интеграция осуществляется на полихудожественной основе, когда один вид искусства взаимодополняется другим.
Тематический блок уроков «Чудо-птицы»
Народное искусство | Народное искусство | Музыка | |
Тема уроков | «Сказки бабушки Ульяны». Лепка свистулек в традициях каргопольской игрушки | «Сказки бабушки Ульяны». Роспись свистулек в традициях каргопольской народной игрушки | «У кого какой голос?» |
Выразительные средства | Видовые образы, объем, пропорции | Видовые образы, цвет, узор, единство формы изделия и декора | Образ птиц в музыке, тембр, тон |
Технология (муз, материал) | Лепка с учетом традиционных приемов. | Гуашь. Роспись вылепленных игрушек | Голоса птиц (фонограмма). Свирель, окарина, свистульки. Музыкальные произведения с элементами имитации птичьих голосов |
Это пример интеграции народного искусства и музыки на основе создания образа птиц в народном искусстве и музыке.
Тематический блок уроков «Красота золотой осени»
ИЗО | Народное и дек.-прикл. искусство | ИЗО | Народное и дек.-прикл. искусство | ИЗО | |
Тема уроков | Красивое дерево в осеннем убранстве | Роспись салфетки «Золотая осень» | «Осенний пейзаж» | «Чудесные звери и птицы из осенних листьев» | «Осенний натюрморт» |
Выразительные средства | Образ, цвет, пятно, линия | Образ в декоре, цвет, теплый цвет, ритм линий и пятен | Образ, основные и составные цвета | Образ, цвет, силуэт, пропорции | Декоративный образ, цвет |
Технология | Живопись (гуашь, цветная бумага). | Роспись (батик) и печатание на ткани штампом (цветная тушь, гуашь) | Живопись (акварель, гуашь, цветные восковые мелки. Смешение красок на палитре и на работе) | Флористика | Декоративная живопись (гуашь, раздельный мазок) |
Ключом для интеграции в этом блоке является цвет. Учащиеся знакомятся с теплыми и холодными цветами, основными и составными цветами и выразительными возможностями цвета при изучении различных жанров (пейзаж, натюрморт) и технологий (живопись, батик, печать, флористика, смешанная техника и др.). Все уроки также связаны осенней тематикой.
Тематический блок уроков «Родная природа»
ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | «Рисуем грозные стихии» | «Музыкальные пейзажи» |
Выразительные средства | Образ, ритм, линия, пятно | Образ, ритм, мелодия |
Технология и муз. материал | Графика (восковые мелки или чернила, тушь, перо, кисть) | Медитативная музыка. Произведения русской классической музыки, посвященные природным стихиям |
Это пример интеграции изобразительного искусства и музыки на основе тематизма и межпредметных связей. Ключом к интеграции является понятие «ритм». Примерные сюжеты рисунков: грозовое небо, буря на море, деревья, склоняющиеся под порывом ветра и т.п. Жанровая взаимосвязь: пейзаж в графике и музыке. Взаимное иллюстрирование искусств: прослушивание произведений русской классической музыки, посвященные природным стихиям, на уроке ИЗО, а также использование выполненных учащимися рисунков и соответствующих произведений художников на уроке музыки.
Тематический блок уроков «Встреча со сказочными героями»
Дизайн | ИЗО | Дизайн | ИЗО | |
Тема уроков | «Веселый конструктор». Конструирование зверей. Лисичка. Мышонок | Иллюстрирование сказки Бианки «Лис и мышонок» | «Сказочная избушка» | Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка» |
Выразительные средства | Образ, пропорции, объем | Образ, пропорции, композиция, цвет | Образ, пропорции, объем | Образ, пропорции, композиция, цвет |
Технология | Конструирование на основе конуса | Графика (гуашь) | Конструирование (бумага, гофрированный картон, прорезание) | Графика (гуашь) |
Ключом для интеграции в этом блоке является понятие «пропорции». Именно на них в первую очередь обращается внимание при выполнении заданий. Конструирование на основе конуса зверей позволяет прочувствовать их характерные признаки. Это поможет лучше их изобразить на иллюстрациях к сказке Бианки «Лис и мышонок». Продолжается изучение пропорций в процессе конструирования сказочной избушки и иллюстрирования сказки «Заюшкина избушка». Последнее в блоке задание позволяет использовать полученные на предыдущих уроках умения в передаче пропорциональных отношений зверей и избушки. При этом в каждом задании необходимо добиваться образной характеристике персонажей.
Тематический блок уроков «Волк и семеро козлят»
ИЗО | ИЗО | Музыка ИЗО | ИЗО | |
Тема уроков | «Добрый козленок» | «Злой волк» | «В гостях у сказки» (беседа и ролевая игра; передача характера героев сказки изобразительными и музыкальными средствами) | Иллюстрирование сказки «Волк и козлята» |
Выразительные средства | Образ, форма, пропорции, цвет | Образ, форма, пропорции | Образ, форма, пропорции, цвет, тембр | Образ, форма, пропорции, цвет композиция |
Технология и муз. материал | Живопись (гуашь). | Графика (черные чернила, кисть) | Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», иллюстрация Е. Чарушина, Е. Рачева, Ю. Васнецова | Живопись (карандаш, гуашь) |
В этом блоке уроков два ключевых понятия «форма» и «пропорции». Кроме этого четко прослеживается тематическая взаимосвязь уроков. Сначала живописными и графическими средствами дети учатся изображать главных героев сказки «Волк и козлята». Затем изучают передачу характера героев сказки изобразительными и музыкальными средствами. Создать выразительные образы в процессе иллюстрирования учащимся помогут знания и умения, приобретенные на предыдущих в блоке уроках.
Второй класс
Тематический блок уроков «Встреча со сказкой»
Дизайн | ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | «Конструируем сказочный теремок» | Иллюстрирование сказки «Теремок» | Музыкальная сказка |
Выразительные средства | Образ в архитектуре, рельеф, пропорции | Образ в сказке, цвет, пропорции, композиция | Образ и настроение в музыке, тембр, сольное пение |
Технология (муз. материал) | Конструирование (гофрированный картон, бумага) | Живопись (гуашь) | «Теремок» (фольклорно-музыкальная игра). |
Дан пример интеграции дизайна, изобразительного искусства и музыки на основе тематизма и межпредметных связей. Все уроки посвящены сказке «Теремок». Сначала в рельефной композиции учащиеся конструируют сказочный теремок, создают выразительный образ, соблюдают пропорциональность частей. При этом следует помнить, что в сказочном теремке пропорции могут отличаться от реального дома. Именно преувеличение верхней части, крыльца, окон может помочь в передаче сказочности строения, его необычности. Особое внимание следует обратить на декоративные детали украшения теремка: резные или расписные наличники окон, декор фронтона, крыльца, металлические украшения для дымников, кованые решетки и др. В иллюстрации к сказке «Теремок» важно точно отразить выбранный сюжет, передать смысловую связь между героями, их пропорциональные соотношения, найти выразительную композицию. Учащимся будет легче справиться с поставленной задачей, так как у каждого уже сложился сказочный образ теремка при выполнении предыдущего задания. Цвет важно использовать как средство передачи эмоционального настроения персонажей и сюжета в целом. Межпредметная связь с уроком музыки также направлена на передачу настроения героев сказки, их характеристики, но уже музыкальными средствами. Тембр рассматривается как музыкальная краска.
Тематический блок уроков «Сорока-белобока»
ИЗО | ИЗО | ИЗО | Дизайн | Музыка | |
Тема уроков | Лепим птицу | Рисуем сказочную птицу | Иллюстрирование сказки «Сорока-белобока» | Книжка-раскладушка «Сорока-белобока» | «Народные попевки» |
Выразительные средства | Реалистический образ птицы, объем, пропорции | Сказочный образ птицы, цвет, пропорции | Сказочный образ птицы, цвет, пропорции, композиция | Образы в книжной графике, объем, пропорции | Образ в музыке, ритм, интервал |
Технология (муз. материал) | Лепка (пластилин) | Живопись (гуашь) | Графика и живопись (карандаш, гуашь) | Конструирование книжки-раскладушки (иллюстрации, картон, клей) | Музыкальный фольклор |
Интеграция изобразительного искусства, дизайна и музыки осуществляется на основе тематизма и межпредметных связей. Весь блок уроков объединен темой «Сорока-белобока». Сначала учащиеся лепят птицу, чтобы прочувствовать ее форму, объем пропорции. Затем они учатся преобразовывать реальный образ в сказочный живописными средствами. Осуществив такую подготовку, дети смело приступают к иллюстрированию сказки, выбирают из нее все эпизоды. Затем они занимаются дизайном книги – изготавливают из своих рисунков книжку-раскладушку, делают для нее обложку. Если учащихся в классе много, то может получиться не одна книжка. Музыкальный фольклор дополняет тему и расширяет ее знакомством с различными народными попевками.
Тематический блок уроков «В гостях у Бабы Яги»
Музыка | Изо | |
Тема уроков | Музыкальный портрет Бабы Яги | Образ Бабы Яги |
Выразительные средства | Образ, темп, регистр | Образ, линия, пятно |
Технология и муз. материал | П. Чайковский «Баба Яга» (Из «Детского альбома»). А. Лядов «Баба Яга». М.П. Мусоргский «Баба Яга» (из цикла «Картинки с выставки») | Графика (фломастер, тушь, чернила, смешанная техника) |
Интеграция музыки и изобразительного искусства осуществляется на основе единства художественного образа в разных видах искусств (взаимное иллюстрирование и дополнение). Образ Бабы Яги, который возникает при прослушивании музыкальных произведений, дети смогут передать в своих рисунках графическими средствами. При этом важно отметить, что каждый из композиторов (П.Чайковский, А. Лядов и М.П. Мусоргский) создали свой образ с Бабы Яги, нашли для него свои выразительные средства. Также и учащиеся должны найти наиболее запоминающиеся детали для характеристики Бабы Яги, передать ее характер, создать образы, отличающиеся яркой индивидуальностью. Разнообразное применение линии, штриховки, пятен, смешанной техники работы фломастерами и чернилами по сухой и мокрой бумаге поможет учащимся в работе.
Тематический блок уроков «Там чудеса, там леший бродит»
Музыка | Дизайн | |
Тема уроков | Портрет сказочного героя | Образ лешего |
Выразительные средства | Образ и характер героя в музыке | Передача образа и характера героя средствами живописи и дизайна. Объем, пропорции |
Технология и муз. материал | Н. Римский-Корсаков Опера «Кащей бессмертный», А. Лядов «Кикимора» (симфоническая картина) | Конструирование из природного материала (опилки, шишки, ветки и др.) |
Интеграция музыки и дизайна осуществляется на основе единства художественно-образного содержания разных видов искусств (взаимное иллюстрирование и дополнение). Уместно показать на обоих уроках произведения живописи, иллюстрации из книг с образами Кащея, Лешего, Кикиморы. Можно подобрать соответствующие примеры в народном и декоративно-прикладном искусстве.
Тематический блок уроков «Снегурочка»
ИЗО | ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | «Девочка-снегурочка» | Иллюстрирование сказки «Снегурочка» | «Музыкальные портреты сказочных героев» |
Выразительные средства | Образ, объем, пропорции | Образ, колорит, композиция | Образ, тембр, регистр, динамические оттенки |
Технология и музыкальный материал | Лепка (пластилин). | Графика (карандаш, гуашь) | Народная музыка. Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». П.И. Чайковский «Снегурочка» |
Интеграция изобразительного искусства и музыки осуществляется на основе единства художественного образа в разных видах искусств (взаимное иллюстрирование и дополнение).
Тематический блок уроков «Полхов-Майданские тарарушки»
ИЗО | ИЗО | ИЗО | Народное искусство | Народное искусство | ИЗО | Народное искусство | |
Тема уроков | Грибы. | Лепим яблоки. | Рисуем яблоки. | «Полхов-Майданские узоры» Изучение особенностей и элементов росписи. | Роспись вылепленных грибочков и яблочек в стиле Полхов-Майданской традиции. | Рисование с натуры игрушки-птички. | Тематическая декоративная композиция «Тарарушки на снегу». |
Выразительные средства | Объем, форма. | Объем, форма. | Цвет (локальный), форма. | Цвет, форма, линия. | Цвет, форма, линия. | Форма, силуэт, пропорции, цвет. | Форма, силуэт, пропорции, цвет. |
Технология (материал) | Лепка (пластилин) | Лепка (пластилин) | Живопись (акварель, гуашь). | Роспись (гуашь). | Роспись (гуашь). | Графика (карандаш, гуашь). | Декоративная живопись (гуашь). |
Это - пример интеграции изобразительного и народного искусства на основе тематизма и межпредметных связей. Прослеживается взаимосвязь реалистического изображения грибов и яблок с их декоративным обобщением в народном и декоративном искусстве. Ключевым понятием, проходящим через все блоки, является «форма». На всех уроках, кроме уроков лепки, еще одним ключевым понятием является «цвет». Лепить можно из пластилина одного цвета, без передачи окраски грибов и яблок, обращая основное внимание на верную передачу объемной формы.
Тематический блок уроков «Сказки деда Филимона»
Народное искусство | Дизайн | Дизайн | Народное искусство | Дизайн | |
Тема уроков | «В гостях у деда Филимона». Упражнение. Элементы узоров филимоновской игрушки | «Сад деда Филимона». Роспись по мотивам филимоновских узоров | «Дом деда Филимона». Фасад русской избы. Роспись по мотивам филимоновских узоров | «Хозяйство деда Филимона». Лепка домашних животных. Роспись вылепленных фигурок | «В гостях у деда Филимона» (глубинно-пространственная композиция) |
Выразительные средства | Силуэт игрушки, цвет, линия, | Силуэт, пропорции, объем, цвет, | Силуэт, пропорции, цвет, элементы декора в архитектуре русской избы | Силуэт, пропорции, объем, цвет | Силуэт, пропорции, соотношение целого и частей, цвет |
Технология (материал) | Кистевая роспись (акварель, гуашь). | Макетирование, роспись, бумага, акварель, гуашь | Макетирование (бумага), роспись (акварель, гуашь) | Лепка из целого куска (глина или пластилин). Кистевая роспись, акварель, гуашь | Макетирование (бумага, картон), филимоновские игрушки |
Это пример интеграции народного искусства и дизайна на основе изучения филимоновских игрушек. При выполнении заданий этого блока особое внимание обращается на силуэт и цвет. На всех уроках, кроме первого, существенную роль играют пропорции. Освоив элементы филимоновской росписи, учащиеся применяют свои умения и украшают смоделированные из бумаги деревья для сада, забор и дом деда Филимона. Для хозяйства деда Филимона дети лепят филимоновские игрушки: коров, баранов, коней, птиц и других домашних животных. Можно также слепить собачку и кошечку. Вылепленные фигурки расписывают. Затем изготавливают макет, в котором объединяют все выполненные изделия.
Тематический блок уроков «Святки»
Музыка | Народное искусство | Народное искусство | Дизайн | |
Тема уроков | «Святки» | «Пряник в подарок» | «Новогодний пряник-сувенир» | «Маска-личина к святкам» |
Выразительные средства | Музыкальные жанры. Календарные песни как жанр народной музыки. Тропарь как жанр церковной музыКи | Силуэт, форма, цвет, рельеф, линия, пропорции | Силуэт, форма, цвет, линия, пропорции | Силуэт, форма, цвет, фактура, пропорции |
Технология и муз. материал | Колядки, Рождественский тропарь, П. Чайковский «Времена года: декабрь Святки». Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» | Лепка (соленое тесто, глина или пластилин) | Роспись вырезанных силуэтов или вылепленных пряников (картон, пластилин, соленое тесто, гуашь) | Конструирование. Сочетание различных материалов (бумага, мох, кора, мочало, ткань и т.д.) |
Музыка, народное искусство и дизайн интегрируются на основе тематизма и межпредметных связей. На уроках народного искусства и дизайна ключевые понятия «силуэт», «форма» и «цвет».
Тематический блок уроков «Гжель»
Народное искусство | Дизайн | Народное искусство | |
Тема уроков | Рождение голубого цветка Гжели | Рождение формы гжельской посуды. | Узоры Гжели. Роспись объемной посуды |
Выразительные средства | Декоративный образ цветка, живописный мазок, цвет | Объем, форма, функциональное назначение | Цвет, единство объемной формы и декора на поверхности вещи |
Технология | Кистевая роспись, гуашь, акварель. | Лепка (пластилин или глина), водоэмульсионная белая краска. | Кистевая роспись, гуашь, акварель |
Дан пример интеграции народного искусства и дизайна на основе изучения росписи изделий из Гжели. При выполнении всех заданий особое внимание обращается на и характерный синий цвет гжельской росписи. На уроках может звучать русская народная музыка.
Третий класс
Тематический блок уроков «Краски цветов»
Музыка | Дизайн | ИЗО | Декоративное искусство | |
Тема уроков | «Вальс цветов» | «Полевые цветы» (цветы синие и голубые – колокольчики, незабудки) | «Солнечные цветы» (нарциссы, герберы, золотые шары) | «Цветы на лугу» (тематическая декоративная композиция) |
Выразительные средства | Танец и танцевальность в музыке, ритм, ассоциативное восприятие цвета | Конструктивный образ цветка, холодный колорит | Реалистический образ цветка, теплый колорит | Декоративный образ цветка, цвет, ритм |
Технология (муз. материал) | П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» | Конструирование (цветная бумага) | Живопись (гуашь) | Панно, кистевая роспись, (гуашь) |
Музыка, дизайн, изобразительное и декоративное искусство интегрируются на основе цветочной темы и межпредметных связей. На всех уроках ключевое понятие «цвет».
Тематический блок уроков
«В стране музыкальных инструментов»
Музыка | Дизайн | Музыка | |
Тема уроков | «У кого какой голос». Деревянные инструменты (гусли, гудок, домра, балалайка) | «В мастерской музыкальных инструментов (гусли, гудок, домра) | «Оркестр русских народных инструментов» |
Выразительные средства | Звук, тембр. Силуэт, форма музыкальных инструментов | Звук, тембр. Силуэт, форма музыкальных инструментов | Звук, тембр. Силуэт. Форма. Инструментальная музыка. Оркестровые партии |
Технология (муз. материал) | Музыкальный фольклор | Вырезание из бумаги силуэтов музыкальных инструментов | Записи русской народной музыки в исполнении оркестров русских народных инструментов |
Взаимосвязь музыки и дизайна осуществляется на основе знакомства с силуэтом, формой и звучанием народных музыкальных инструментов. Реализуется принцип тематизма, взаимного иллюстрирования и дополнения искусств.
Тематический блок уроков «Времена года. Весна»
ИЗО | Музыка | ИЗО | |
Тема уроков | «Весенние воды» | «Звенит апрель» | «Подснежник» |
Выразительные средства | Образ, ритм, цвет, композиция | Образ, ритм, ассоциативное восприятие цвета, лад, регистр | Образ, ритм, цвет, форма, пропорции |
Технология (муз. материал) | Живопись (гуашь) | П. Чайковский «Подснежник» | Графика (цветные карандаши, акварель) |
Все уроки в блоке объединены весенней темой. Ключевые понятия «образ», «ритм» и «цвет».
Тематический блок уроков «Русская прялка»
Народное искусство | Дизайн | Музыка | ИЗО | |
Тема уроков | «В заповедном Мезенском краю». Роспись мезенской прялки | «Позолоченная прялица» панно (коллективная работа) | «В низенькой светелке» | «Девица прядет, да песни поет». Тематическая композиция |
Выразительные средства | Образы орнамента. Силуэт, ритм, цвет. Единство формы и функции предмета, связь декора с украшаемой поверхностью. | Декоративный образ, силуэт, ритм, цвет | Протяжные песни как жанр народной музыки. Образно-выразительные средства народной музыки. | Образ, силуэт, ритм, цвет |
Технология (муз. материал) | Народная роспись бумажного силуэта прялки (гуашь, черная тушь, перо) | Коллаж (ткань, иголки, нитки, пяльцы) | Русские народные песни А. Лядов «Протяжная» из цикла «Восемь русских народных песен». Русские народные картинки как иллюстрации к песням. | Живопись (гуашь). Русские народные песни как музыкальные иллюстрации |
Все уроки в блоке объединены изучением русских народных обычаев и традиций, в частности таково важного для крестьян процесса как прядение. На первом уроке дети украшают мезенской росписью вырезанный из бумаги силуэт прялки, постигают взаимосвязь декора с формой и назначением предмета, стремление русского человека окружать себя красотой, даже предметы быта превращать в произведения искусства. При выполнении панно «Позолоченная прялица» учащиеся используют полученные на предыдущем уроке умения и учатся создавать произведение дизайна на основе народных традиций. Далее идет взаимное иллюстрирование и дополнение темы средствами музыки и изобразительного искусства. Ключевые понятия в блоке для всех уроков, кроме музыки, «силуэт», «ритм», «цвет».
Тематический блок уроков «Русалка на ветвях сидит»
ИЗО | Народное искусство | Музыка | |
Тема уроков | Образ русалки | Образ русалки– берегини в народном искусстве. Декоративная композиция | Русалии |
Выразительные средства | Образ, силуэт, ритм, линия | Образ, силуэт, ритм, зависимость декора от выбора художественного материала и способа его обработки | Образ, мелодия, ритм. Русальные песни как жанр обрядового фольклора |
Технология (муз. материал) | Графика (восковые мелки, зеленая бумага) | Смешанная техника, разные художественные материалы | Русальные песни: «Русалка-царица» и др. А.С. Даргомыжский опера «Русалка» (хор русалок) |
Ключ к интеграции - понятие «образ». Уроки ИЗО и народного искусства объединяют еще и такие средства выразительности как «силуэт» и «ритм». Осуществляется взаимное иллюстрирование и дополнение искусств на комплексной основе.
Четвертый класс
Тематический блок уроков «Прогулка в зоопарке»
ИЗО | Дизайн | ИЗО | Дизайн | ИЗО | |
Тема уроков | Зеленый крокодил | Семья жирафов | Семейство слонов | «Волшебный конструктор» (2 ч) | Композиция на тему «Звери в зоопарке» |
Выразительные средства | Образ, пропорции, объем, цвет | Образ, пропорции, силуэт, плоскость, цвет | Образ, пропорции, цвет | Образ, пропорции, объем, цвет | Образ, пропорции, цвет, теплый колорит |
Технология (мате-риал) | Лепка (пластилин) | Аппликация (цветная бумага) | Гуашь или пастель, тонированный фон (серый, серо-зеленый, серо-голубой, желтый и др.) | Конструирование из бумаги на основе цилиндра, конуса и призмы животных: тигр, обезьяна, верблюд | Живопись (гуашь) или коллаж (коллективная работа) |
В этом блоке два ключа «пропорции» и «цвет». Учащиеся осваивают различные способы создания образов диких зверей в объеме и на плоскости.
Тематический блок уроков «Травы России»
ИЗО | Дизайн | Дизайн | |
Тема уроков | «Букет из сухих трав». Рисование с натуры | «Травушка-муравушка» | Мобиль «Разнотравье» (подвесная композиция) |
Выразительные средства | Образ, ритм, пропорции, линия, пятно | Образ, ритм, пропорции, объем | Образ, ритм, пропорции, объем, |
Технология (материал) | Графика (уголь, тонированный фон) | Рельефная композиция (полоски бумаги) | Конструирование (сухие травы, проволока, пластилин и др.) |
Интеграция на основе единства художественно-выразительных средств пластических искусств и тематизма. Красиво составленный букет из сухих трав, преображается средствами графики в художественный образ, пластика и ритм трав по-новому прочитывается средствами дизайна. Ключевые понятия «ритм» и «пропорции».
Тематический блок уроков «Русские богатыри»
Музыка | Народное искусство | ИЗО | |
Тема уроков | «Богатырская музыка» | «Полкан – защитник земли русской» | Образ русского богатыря |
Выразительные средства | Образ, музыкальные краски. Гусли. Симфонический оркестр. Симфония. Опера | Образ, объем, единство декора и формы | Образ, силуэт, пропорции |
Технология (муз. материал) | А. Бородин «Богатырская симфония». Песнь Баяна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». М. Мусоргский «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки»); А.Т. Гречанинов из оперы «Добрыня Никитич» (фрагменты) | Лепка (глина) и роспись (гуашь) по мотивам каргопольской народной игрушки | Графика (карандаш, акварель, тушь и др.). Картины В. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина |
Интеграция на основе единства художественно-образного содержания. Желательно осуществить взаимное иллюстрирование и дополнение искусств на каждом уроке. Например, произведения русских художников и рисунки учащихся на богатырскую тему, каргопольские игрушки можно использовать не только на уроке ИЗО, но и на уроке музыки. Соответствующая музыка также может звучать в процессе объяснения или самостоятельной работы учащихся на уроках народного искусства и ИЗО.
Тематический блок уроков «Жар-птица»
Народное искусство | ИЗО | Музыка | Дизайн | |
Тема уроков | «Червленое солнце по траве бежит». Декоративная композиция «Птица-жар» | «Рисуем птицу «Жар» | «Сверкающие краски музыки» | «Жар-птицы в саду» |
Выразительные средства | Взаимосвязь материала и образа Жар-птицы в разных видах народного творчества | Образ, цвет, теплый колорит | Образ в музыке. Ассоциативная передача цвета в музыке | Декоративныйобраз птицы, цвет, фактура |
Технология (муз. материал) | Изовикторина, роспись пера Жар-птицы (гуашь) | Живопись (гуашь) | И. Стравинский «Жар-птица» и др. | Панно (аппликация из ткани) |
Ключ к интеграции понятие «цвет» как средство выразительности в разных видах искусства.
Тематический блок уроков «Цветы России»
ИЗО | Музыка | Народное искусство | Народное искусство | |
Тема уроков | «Букет цветов» (рисование с натуры) | «Вальс цветов» | «Жостовские подносы». Рисование декоративных цветов | «Жостовские подносы». Композиция букета в росписи подноса |
Выразительные средства | Реалистический образ, цвет | Образ и цвет в музыке | Декоративный образ цветов, стилизация, цвет, форма, композиция | |
Технология (муз. материал) | Живопись (карандаш, гуашь) | П. Чайковский «Вальс цветов» | Роспись (гуашь) |
Интеграция осуществляется на основе тематизма – через все уроки проходит тема цветы. Дети учатся реальные цветы перерабатывать в декоративные. Они осваивают традиции жостовской росписи. Живописные образы дополняются музыкальными (взаимное иллюстрирование).
Тематический блок уроков «Древо жизни»
Народное искусство | Дизайн | ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | Декоративная композиция «Древо жизни» | «Русский лес» | «Хоровод деревьев» (деревья разных пород) | «Поющее дерево» («В стране музыкальных инструментов») |
Выразительные средства | Образ, силуэт, цвет | Образ, объем, силуэт | Образ, силуэт, линия и пятно | Образ в музыке. Звучание струнных музыкальных инструментов симфонического оркестра |
Технология (муз. материал) | Изовикторина. Роспись древа жизни (гуашь) | Конструирование (белая бумага) | Графика (карандаш, тушь и др.) | Деревянные струнные музыкальные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) |
Ключ к интеграции – взаимосвязь материала и образа в разных видах народного творчества, дизайне, изобразительном искусстве и музыке.
Тематический блок уроков «В царстве славного Гвидона»
Музыка | ИЗО (2 ч) | Дизайн | Дизайн (2 ч) | |
Тема уроков | «Музыкальные сказки» Н.А. Римского-Корсакова | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» | «Теремной дворец» | «Город славного Гвидона» |
Выразительные средства | Жанр оперы-сказки. Музыкальные образы. Три чуда. | Композиция, цвет, образы | Композиция, конструкция, объем, цвет, образ | Композиция, конструкция, объем, цвет, образ |
Технология (муз. материал) | Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» | Графика (карандаш, гуашь, акварель, фломастер, смешанная техника) | Конструирование (упаковочный материал) | Выполнение плана города. Макетирование (разнообразный материал) коллективная работа |
Интеграция на основе принципа тематизма и взаимного дополнения искусств. Создание сказочных образов средствами музыки и изобразительного искусства. Образ в архитектуре и дизайне. Конструирование из упаковок и другого разнообразного материала дворца и города славного Гвидона развивает объемно-пространственное мышление.
Тематический блок уроков «Русские скоморохи»
Музыка | Народное искусство (2 ч) | Дизайн (2 ч) | |
Тема уроков | «Скоморошьи потехи» | «Народные картинки – русский лубок». | «Скоморохи» |
Выразительные средства | Образ, плясовые наигрыши | Образ, стилизация, линия, цвет, форма, композиция | Образ, пропорции, цвет |
Технология (муз. материал) | Скоморошины. Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (пляска скоморохов) | Авторский лубок «Скоморошьи потехи». Графика (тушь, акварель). | Изготовление плоской (силуэтной) куклы (ткань, картон, клей и др.) |
Интеграция через художественный образ и взаимное дополнение искусств.
Тематический блок уроков «Запечатленная в узоре сказка»
Народное искусство | Изо (2 ч) | Дизайн | |
Тема уроков | «Сказочные образы» (Вологодское кружево и новгородская вышивка) | «Морозко» (иллюстрирование русской народной сказки) | «Зимнее окно» |
Выразительные средства | Линия, ритм, композиция | Линия, ритм, цвет, композиция | Линия, ритм, композиция |
Технология | Имитация вышивки (черный фон, белая гуашь) | Графика (смешанная техника – восковые мелки, тушь, фломастер, акварель) | Моделирование из бумажной ленты морозных узоров и сказочных образов (складывание, разрезание и др.) |
Интеграция сказочных образов, воплощенных одними выразительными средствами в разных видах искусства.
Тематический блок уроков «Городец»
Народное искусство | Народное искусство | Музыка | |
Тема уроков | «Сцены народной жизни». Сюжетная композиция в городецкой росписи. Эскизы для украшения предмета быта. | «Городецкие узоры». Роспись предметов быта | «Славянский базар» («Музыкальные путешествия по России») |
Выразительные средства | Образ, цвет, композиция | Образы коней и птиц. Ритм, цвет, композиция | Образ в музыке, плясовые ритмы, звучание балалайки, рожка и других народных музыкальных инструментов |
Технология (муз. материал) | Кистевая роспись (гуашь, акварель) | Кистевая роспись деревянных заготовок (гуашь) | Записи нижегородских частушек, плясовых песен и наигрышей |
Сначала учащиеся осваивают сюжеты городецкой росписи, затем они украшают ими и изученными ранее городецкими узорами различные деревянные предметы быта (кухонные разделочные доски, стаканчики, тарелки и др.). Завершается блок уроков праздником «Славянский базар», на котором дети имеют возможность не только послушать и разучить нижегородские частушки и наигрыши, но и продемонстрировать выполненные на предыдущих уроках изделия, а также разыграть соответствующие сценки в русских народных костюмах.
Пятый класс
Тематический блок уроков «Там, где лотос цветет»
ИЗО | Декоративное искусство | ИЗО | ИЗО | Музыка | |
Тема уроков | Рисуем цветок лотоса | «Зарождение цветочного орнамента» (рисуем стилизованный цветок лотоса) | «Лес колонн» (рельеф) | «Лес колонн» (роспись) | «Услады фараона. Нежное созвучие» |
Выразительные средства | Образ, цвет, силуэт | Образ, цвет, силуэт | Образ, цвет, силуэт, объем | Образ, цвет, силуэт | Образ, гармония, тембр |
Технология (муз.материал) | Живопись (карандаш, гуашь) | Декоративная живопись (карандаш, гуашь) | Лепка рельефа с колоннами, у которых капители в виде цветка лотоса (пластилин) | Роспись рельефа с колоннами, у которых капители в виде цветка лотоса (гуашь) | Звучание музыкальных инструментов: двойная флейта, цитра, лютня. Прослушивание записей. Игра-драматизация |
Создание художественного образа древнеегипетской культуры в различных видах искусства. Главные средства художественной выразительности в группе пластических искусств – цвет и силуэт. Сначала дети рисуют реалистический образ цветущего лотоса, затем они учатся его декоративной стилизации. Продолжая погружаться в художественную культуру Древнего Египта, учащиеся выполняют рельеф с колоннами, у которых капитель в виде раскрытого цветка лотоса. Здесь же можно вылепить и другие виды капителей – в виде цветка папируса, листа пальмы и др. Таким образом, образ цветка лотоса создается в живописи, орнаменте и рельефе. Завершается блок уроков игрой-драматизацией – праздник во дворце фараона. Дворец и костюмы можно украсить выполненными на предыдущих уроках работами. Ведущую роль на празднике играет музыка. Осуществляется взаимосвязь с курсом истории Древнего мира, которая изучается в 5 классе.
Тематический блок уроков «Древнеегипетская усадьба»