Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

Наука:особым образом организованная специализированная деятельность Ч;рез-т этой деятельности – особ знание о мире; соц институт, благодаря кот возможны 1) и 2).

Наука это ф-н техногенной Ц, но предпосылки её обнаруживаются в предыдущих эпохах. Выделяют два осн этапа развития науки: протоноаука и собственно наука.

2. Античная протонаука. Протонаука возникает в античной культуре. Она существенным образом отличается от рецептурного знания Востока и от обыденного позн-я: это теоретический сп-б постижения мира. Культура древней Греции создаёт ряд предпосылок возникновения протонауки:

1) Представление о закономерном ходе природных процов (т.е. что природные процы подчиняются некот законам). Это появил из понятия Логос – закон, кот следует мироздание независимо от Ч или закон божественного разума. Отсюда возник принц тождества бытия и мышления.

2) Представление о вариабельности мира <= демократические формы правления (граждане могли что-то менять в устройстве г-ва).

3) Формирование диалогового стиля мышления.

4) Неутилитарное отношение Ч к миру (интерес к миру “просто так”) => предпосылка фундаментальных исследований.

5) Разделение трудовой деятельности на проективную (интеллектуальную) и исполнительную (физическую). Это придаёт нов соц статус познавательной деятельности (она становиться как бы более престижной).

6) Сп-бность оперировать идеальными объектами как самостоятельными сущностями в отрыве от предметов.

Первая исследовательская программа была реализована в Евклидовой геометрии: индуктивный ход от аксиом, не требующих доказательства к выводам с помощью логических приёмов. Но:

- весь массив науч знания ещё не был пропущен через этот канон;

- наука не оформилась ещё как соц институт;

- отсутствовали научные коммуникации.

3. Предпосылки генезиса науки в средние века. Средние века считались дикими и темными, но в них на протяжении 1000 лет развивались предпосылки науки:

1) развивались работа с текстом (анализ священного писания);

2) развивалась риторика и логика (богословские дискурсы);

3) усиливалось рефлексивное начало человеческой психики (приходя на исповедь, нужно было прежде обдумать свои поступки, проанализировать их).

4. Предпосылки генезиса науки в эпоху Возрождения. Реформация и протестантизм также фундируют появление науки:

1) Протестантская церковь отказывается от посредничества священника между Чом и абсолютом =>возникает идея соц равенства, а также разрушается представление о мире как о сов-ти локальных мест – топосов. В протестантстве рождается идея об однородности пространства, о равнозначности всех топосов => обращение к эксперименту, т.к. люб корректно поставленный эксперимент благодаря однородности мира будет воспроизводим.

2) Практическая, трудовая деятельность приобретает нов статус в культуре: служение Богу через труд, а не через аскезу или молитву.

5. Возникновение и развитие науки в Новое время. Наука оформляется как естествознание в 17 в. в Западной Европе, что связанно с сильными традициями реформации и протестантизма. Развивается производство => возникает интерес не только к объекту, но и к средствам преобразования его в продукт.

В естествознании возникает две интенции:

1) Эмпиризм – экспериментальное изучение прир.

2) Рационализм – предпол дедуктивный подход, опору на силу и мощь чел разума, решение проблем умозрительным путём, не прибегая к действиям.

- Первоначально естествознание не дифференцированно и нацелено на освоение всего прир мира.

- В середине 19 в. возникает дисциплинарно организованная наука.

- Наука входит в производство, возникает одна из осн функций науки – наука как производительная сила. Появляется технознание.

- Развитие общ-а вызывает появление социо-гуманитарного знания, кот позволило бы преобразовать общ-во на разумных началах. Лидируют дисциплины эк профиля.

6. Этапы развития естествознания (сравниваем по двум хар-кам: объект и стиль науч мышления).

1) Классическая наука. Рассматривает объекты сравнительно простые, включающие в себя небольшое число эл-в. Ст-рой объекта пренебрегают. Интересуется объектом в отрыве от субъекта и средств исследования (т.е. стремится к объективному знанию). Основным методом является анализ – расчленение на части и изучение частей(+ принц суперпозиции ). В науч мышлении доминирует идеал объективности: понять мир, какой он есть в отрыве от субъекта и средств исследования.

2) Неклассическая наука. Появляется в начале 20 в. Обращается к исследованию сложн систем (1017 эл-в). Системные характеристики играют оч важную роль => интерес к строению к ст-ре. => новые методы исследования и новые математические формализмы. Понимание того, что знание получают сквозь призму средств и их нельзя элиминировать.

3) Постнеклассическая наука. Исследование грандиозных систем, саморазвивающихся, самоорганизующихся (исследования Земли, экологические исследования, исследования Чоразмерных комплексов). Новые сп-бы обоснования знаний. Напр – прохождение гуманитарной экспертизы – чем может обернуться это знание, что оно принесёт обществу.