ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Развитие немец. классической ф-фии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770—1831). Основными его работами явл.: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия Филос.их наук» («Логика», «Ф-фия природы», «Ф-фия духа»), «Лекции по истории Ф-и» и др.

Г. — философ-идеалист (и диалектик). Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Г., сущ. вечно и независимо от природы и чел-ка, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолют. идея представляет собой настоящ. действительность, а реальный мир — природа и об-во — есть лишь отражение идеи, результат ее развития. Абсолют.идея – это мысль, существующая объективно и порождающая природу и чел-ка, а они- рез-ты (мышление, логич.идеи) и развитие (движение от низш. к высшему, от прост. к сложному, развитие идеи – процесс её движения к истине).

Диалектика- развитие реального мира (природы и об-ва).

Филос.ая система Гегеля.М. сказать, что ф-фская система делится Г. на 3 частиили что «Абсолютная идея» в своем движении проходит 3 ступени: 1)идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Г. рассматривает в «Науке логики»; 2)идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе. Эту ступень рассматривает в «Ф-и природы»; Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3)развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и об-вом, тождеством идеи и мира, по терминологии Г., — «абсолютным знанием». 3-я ступень развития идеи показана Г. в «Ф-и духа». На этом этапе идёт строительство чел-ка.Чел-кв онтологии (бытии) Г. играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого чел-ка — частица Мирового духа. Именно в чел-ке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Т. о., чел-к есть "конечный дух" Мир. духа.

Логика, с его (.) зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом (этот тезис вводит без доказательств). Диалектический идеализм Г. именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. Исходным пунктом Ф-и Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия (сознание вплетено в бытие). Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей – это одно и то же.

Для Гегеля «в мире нет ничего, кроме движущегося мышления». Т. о., значение центральной ф-фской дисциплины приобретает логика — наука об идее, о мышлении, а все остальные части Ф-и (и — шире — все прочие науки) становятся как бы прикладнойлогикой. Онтология и логика совпадают.

Поддиалектическим методом Г. понимал путь, кот. должно пройти мышление, обрести такое понимание мира и нашего места в нём, которое позволяет жить осмысленно, приходя в соответствие с имманентными смыслами самого мира. Диалектич. метод Г. – метод Филос.ого осмысления мира, а не просто научного его познания.

Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало: должно существовать некое первичное понятие. Такой категорией явл. бытие, т.к.начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений. Это полное отсутствие определений, «чистая мысль» — абсолютная абстракция. С чистого бытия, фактически с пустоты (чистое бытие есть ничто) Г. начинает движение своего метода, в процессе кот. будет последовательно порождено все богатство ф-фской теории. Г. называет свой метод спекуляцией. Как при финансовой спекуляции прибыль умножается без привлечения дополнит. средств, сама из себя, так и в гегелевском методе мы, имея в начале только пустое бытие, в конце концов приобретаем весь мир.

Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот. Г. действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал.

Для Г. нет пропасти между мышлением и реальностью, потому что реальность — одно из проявлений абсолютного мышления. Логический метод занимает центральное место в Филос.ой системе Гегеля. Он формирует вокруг себя эту систему, производя все ее составные части — онтологию, гносеологию, этику, Ф-ю истории, историю Ф-и и др.

Задача ф-фии - раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, кот. заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения, которых и явл. их самодвижение. Г. обосновал основные диалектические законы развития:закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания.

Исходя из гегелевского объективного идеализма понятие бытия приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения.


1.Ф-фия Людвига Фейербаха(1804 — 1872) считается завершающим этапом немец. классической ф-фии, видными представителями кот. были Кант, Гегель, Шеллинг, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой ф-фии.

Главное направление Ф-и Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Ф-я Ф. стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами кот. были: • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; • попытка объяснить Бога и религию с материалистич. (.) зрения, исходя из человеч. природы; • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окр. мира и чел-ка; • большой интерес к социально-политическим вопросам; • убеждение в познаваемости окружающего мира.

2.Ранний период Ф-и Фейербаха характерен критикой идеалистической Ф-и,особенно Гегеля (кот. называл «вторым отцом»). Так, Фейербах:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства Ф-и и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Ф-ю Гегеля Ф. считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

3.В противовес объективному идеализму Гегеля Ф. выдвинул теорию антропологического материализма.Свою Филос.ую систему Ф. называл «новой философией» и «философией будущего». Сутьэтой теории в том, что: • единственно существующими реальностями явл. природа и чел-к; • чел-к явл. частью природы; • чел. есть единство материального и духовного; • чел. должен стать главным интересом Ф-и; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания чел.а; • Бога как отдельной реальности не сущ; Бог — плод воображения чел-ка; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

4.Особое место в Ф-и Ф. занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Основные положенияатеистическо-антропологической теории Ф.:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания чел.а;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает чел.а, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ чел.а, созданный чел.ом, это то, чем хотел бы себя видеть чел.;

• Бог в действительности не явл. творцом, Он — творение чел.а, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — чел..

5. Социально-политические взглядыФ. были обусловлены его антропологич. философией:• чел-к — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; • полнокровная реализация чел.ом своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты"— чел. может жить только в обществе; • основой связей между людьми в обществе, стержнем об-ва должна стать религия, кот. должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах; • необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе чел.а; • смыслом жизни чел.а должно стать стремление к счастью.

Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм,в центре кот. стоит реальный чел., являющийся субъектом для себя и объектом для другого чел.а.