Самоуправление и самосовершенствование менеджера
Очень часто не сложность проблем, а нехватка времени на их решение являются главной причиной неудовлетворенности результатами деятельности делового человека. Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и эффективно использовать свое время.
Главная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Каждому человеку вообще и в особенности тому, который готовит себя к работе организатора-менеджера, в первую очередь необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа вас прямо-таки захлестывает, вы сумеете благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени для действительно руководящих функций.
К сожалению, многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают: правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела; решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы; сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств; выполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов; уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.
Ежедневное решение разнообразных задач и проблем можно представить в виде цепи различных функций, которые находятся в соответствующей взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций может охватывать шесть фаз:
— постановка цели — анализ и формирование личных целей;
— планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
— принятие решений по конкретным делам;
— организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
— контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей);
— информация и коммуникации — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента (рис. 38).
Формирование личности менеджера
Рис. 38. Функциональная модель самоменеджмента
Заметим, что отдельные функции не обязательно следуют строго одна за другой, как это представлено в модели, а могут многогранно переплетаться.
Овладение искусством самоменеджмента дает такие преимущества: выполнение работы с меньшими затратами; лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
При этом вы должны научиться: рационально использовать свое время; мыслить целенаправленными категориями и работать в соответствии с целями; при помощи планирования приобретать уверенность в себе и освобождаться от стрессов; ежедневно добиваться успехов и находить свободное время (не менее часа).
Дейл Карнеги в своей знаменитой книге "Как приобретать друзей..." однозначно утверждает: "Самосовершенствование — прежде всего". Для того чтобы управлять другими, необходимо сначала научиться управлять собой.
К характерным чертам руководителя, который хорошо управляет собой, относят следующие: здоровое тело, отсутствие вредных привычек, энергичность и жизнестойкость, спокойный и уравновешенный подход к жизни и работе, способность преодолевать стрессы, эффективное использование времени и др. При этом следует помнить, что все аспекты управления между собой взаимосвязаны.
Большинство видов деятельности в сфере менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того, как возрастает степень изменений, возникает потребность развивать свой творческий потенциал. При таких условиях менеджерам необходимо поддерживать свой уровень, несмотря ни на что. Труд менеджера, который постоянно изменяется и выдвигает новые требования к менеджеру, предусматривает высокую способность к саморазвитию.
Саморазвитие необходимо и для тех, кто собирается переходить на более престижную работу или находится между двумя важными этапами своей карьеры, т. е. всякий раз, когда менеджеру необходимы наибольшая восприимчивость, энергичность или находчивость.
Глава 1
К саморазвитию побуждают такие желания, как достижение служебно] карьеры; более эффективное выполнение текущей работы; получение боль шего удовольствия от работы, жизни и др.
Под самосовершенствованием подразумеваются личностные изменения, возникновение новых взглядов, ощущений. Эти изменения личности и являются развитием вашего "Я".
Главным направлением самосовершенствования является развитие навыков самостоятельного мышления, выработка собственных идей на базе собственного опыта. Оба направления тесно связаны и предполагают выработку собственных идей на основе получаемой информации, общения с другими людьми и обратной связи.
Результативность процесса самосовершенствования рассматривается с точки зрения мышления (наши идеи, убеждения, концепции, теории); ощущения (наши чувства, настроения); готовности к действиям (способность или неспособность действовать в зависимости от ситуации) может быть представлена в виде таблицы (табл. 24).
Таблица 24. Качественные результаты самосовершенствования
Аспекты развития личности | Результат совершенствования | ||
Мышление | Ощущение | Подготовка к действию | |
Здоровье | Последовательность идей Способность учитывать и детали, и ситуацию в целом. Персональные стандарты. Ценности. Мораль. Философские, религиозные и другие убеждения | Осознание и признание чувств. Внутренняя сбалансированность. Внутреннее спокойствие | Калорийность, диета, физическая подготовка, здоровые привычки и образ жизни |
Навыки | Умственные и концептуальные способности, профессиональные знания, память, логическое мышление, способность к творчеству, интуиция | Способность общения с людьми. Артистические способности | Профессиональные способности |
Способность к действиям (мотивация и решимость) | Способность делать выбор и идти на компромисс, способность отказываться от предложенного решения | Способность осмысливать и трансформировать помехи — разочарование, несчастье, страдание — и управлять ими | Способность выйти из состояния депрессии, взять инициативу в свои руки, снова приняться за решение проблемы |
Личность | Осознание и понимание себя | Примирение со своими недостатками. Способность радоваться имеющимся достоинствам | Самомотивация, знание пределов своих возможностей. Цель жизни |
Формирование личности менеджера
Рассмотрим более подробно различные аспекты развития личности. Первый аспект развития личности — здоровое мышление. Если вы признаете не только собственное мнение, но и мнение других, готовы их выслушать, отнестись к ним с уважением, даже если вы их не разделяете, значит, вы обладаете здоровым мышлением. Таким образом, здоровое мышление характеризуется наличием системы связанных и последовательных идей и убеждений, которые вряд ли будут подвержены изменениям в зависимости от ситуации.
Для человека со здоровым мышлением характерна способность замечать детали и одновременно иметь представление о ситуации в целом. Влияние ваших идей и поступков на других людей приводит к формированию системы персональных стандартов и моральных ценностей (философских, религиозных, духовных), вызывающих определенные чувства.
"Здоровые чувства" — это осознанность того, что они есть, и влияют на вас. Подавление своих чувств или отрицание их наличия нельзя назвать здоровыми проявлениями, т. к. подавляемые чувства почти всегда проявляются самым нежелательным образом — в виде неконтролируемых реакций (например, неспособность сдерживать свой гнев), ухудшающих взаимоотношения с другими людьми, напряженности, нервозности, бессонницы и целого ряда болезней.
Однако сказанное вовсе не означает, что давать волю своим чувствам — значит способствовать укреплению здоровья. Необходимо стремиться к состоянию равновесия, при котором осознаются и самопризнаются свои чувства, но при этом мы не позволяем им превалировать над нами.
Наличие у человека здоровых чувств свидетельствует также о сбалансированности личности, умственной и физической деятельности, материальных и духовных интересов. Самосовершенствование предполагает анализ этих аспектов в жизни человека и устранение любого дисбаланса.
Существует три вида сбалансированности личности.
Первый — это внутренняя уравновешенность, которой обычно можно добиться с помощью таких приемов, как созерцание, медитация и система упражнений йоги.
Второй — это сбалансированность самих процессов мышления, ощущения и готовности к действию. Примером несбалансированности может быть желание, не подкрепленное соответствующими действиями, или, наоборот, чрезмерная и непродуманная активность.
Третий вид сбалансированности — уравновешенность четырех аспектов развития личности, т. е. баланс между временем и усилиями, потраченными на совершенствование вашего здоровья, навыков, действий и личности своего "Я".
Что означает "готовность к действию" применительно к здоровью? Речь идет в основном о физическом здоровье, которое зависит от таких факторов, как калорийность пищи, диета, физическая подготовка и здоровые привычки.
Второй аспект развития личности — навыки. Человеку, занимающемуся самосовершенствованием, необходимо развивать целый ряд умственных и
Глава 12
концептуальных способностей: запоминание, логическое мышление, усвоение технических знаний, творческий подход, интуицию.
Третий аспект развития личности — "способность к действиям" — в реальной жизни предполагает развитие физических, технических и профессиональных навыков.
При наличии умственного и физического здоровья человек может развивать свои навыки, а при наличии решимости и умения мотивировать эти навыки, он может преобразовывать их в действия. В результате возникает осознание себя как личности: "Хорошо, что я такой, какой я есть" — это четвертый аспект. Восприятие себя как личности характеризуется пониманием себя, а также наличием внутренней ориентации, осознанием цели в жизни.
Отсутствие должного осознания своей личности противоречит принципам самосовершенствования. Необходимо примирится со своими недостатками, но нельзя ненавидеть себя за них: вы должны либо исправить эти недостатки, либо постараться найти оптимальный выход из неудачной ситуации. Вы также должны признавать и свои достоинства, не опускаясь до чрезмерного самодовольства, равно как и до самоуничижения и ложной скромности.
Следовательно, понятие "самосовершенствование" предусматривает укрепление здоровья, развитие мастерства, мотивации, решимости, осознание своего "Я" и цели в жизни.
Положительные и отрицательные качества часто в специальной литературе обозначают понятиями высшего и низшего "Я".
Высшее "Я" — это ваши положительные качества. Хотя у всех людей есть высшее "Я", многие, как ни странно, не осознают, не замечают своих хороших качеств и со смущением могут отрицать их наличие.
Другие люди, наоборот, слишком самодовольны и видят в себе только положительные качества, которые, возможно, у них и отсутствуют.
Полезным может быть составление вами списка ваших качеств, относящихся к высшему "Я". Осознайте наличие у вас этих положительных качеств, но избегайте самодовольства.
Низшее "Я" — это ваши отрицательные качества. Поскольку низшее "Я" присуще всем нам, очень важно уметь признавать его. Отрицая его существование у себя, вы препятствуете процессу самосовершенствования. Очень важно не позволять низшему "Я" преобладать над вами. Составьте список ваших качеств, относящихся к низшему "Я". Признайте их существование у себя и мотивируйте этим свое самосовершенствование.
Основные методы самосовершенствования, способствующие достижению разнообразных общих результатов в развитии личности, также помогают выработать качества и навыки, необходимые для такого развития, а именно: ведение личного журнала; ретроспективный обзор событий; размышление о происходящих событиях; умение прислушиваться к своему внутреннему "Я"; развитие интуиции; смелость в использовании новых идей; экспериментирование с новым типом поведения; укрепление силы воли; поддержание способности к восприятию нового; работа над высшим и низшим "Я"; способы
Формирование личности менеджера
совершенствования мышления (чтение, конспектирование, составление плана, методика систематического запоминания и др.); другие возможности самосовершенствования (обучение на курсах, участие в различных объединениях, кружках, выработка индивидуального стиля управления, развитие способности общения и т. п.).
Контрольные вопросы
Что вы понимаете под термином "самоменеджмент"?
Функциональная модель самоменеджмента.
Преимущества самоменеджмента.
Причины, побуждающие заниматься саморазвитием.
Главные направления самосовершенствования менеджера.
Качественные результаты самосовершенствования.
Содержание различных аспектов развития личности.
Сбалансированность личности и как ее достичь.
Низшее и высшее "Я".
Основные методы самосовершенствования.