Двойная главная передача

Такие передачи применяются для автомобилей (средней и большой грузоподъемности) и автобусов. Двойная главная передача состоит из двух пар зубчатых колес — конической (гипоидной) и цилиндрической. По сравнению с одинарными двойные передачи имеют большие размеры, массу, стоимость. В то же время двойные передачи дают возможность получить при допустимом значении дорожного просвета большие значения передаточных чисел (7…12).

Двойные главные передачи могут иметь горизонтальное и вертикальное расположение (рис. 5). Горизонтальное расположение позволяет получить практически любое передаточное число, но приводит к увеличению длины агрегата, а также отрицательно влияет на установку карданных валов, увеличивая их углы наклона.

При вертикальном расположении упрощается компоновка проходной главной передачи (например, привод двух осей задних ведущих колес автомобиля КамАЗ) в многоприводных автомобилях, уменьшаются углы наклона карданного вала. Однако при таком расположении картер главной передачи крепится к балке моста сверху, что снижает жесткость балки и ухудшает условия работы зубчатых пар. Применение схемы, при которой плоскость соединения картера редуктора и балки моста расположена под углом 45°, создает более благоприятные условия для работы.

Вид А

 

Рис. 4. Двойная главная передача:

1 — шестерня; 2 — колесо; 3 и 4 — цилиндрические шестерни; 5 — дифференциал; 6 и 7 масляные каналы соответственно входной и выходной.

 

При разделении общего передаточного числа между зубчатыми парами большее число имеет цилиндрическая пара, а меньшее — коническая, что дает возможность увеличить размеры конической шестерни, уменьшить осевые силы в зацеплении и повысить надежность конической пары. В существующих конструкциях двойных главных передачах передаточные числа конических пар равны 1,7—2,7.