Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи дисциплины,
ее место в учебном процессе

Органическая химия – одна из фундаментальных дисциплин для подготовки специалиста-технолога пищевых производств. Знания, полученные при изучении органической химии, дадут возможность овладеть основами биохимии, микробиологии и дисциплин специального цикла.

Студент должен знать:

1. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова (см. приложение 1).

2. Классы органических соединений и их функциональные группы (см. приложение 3); причины, виды и источники изомерии органических соединений.

3. Виды химических связей в органических соединениях (ионная, ковалентная, донорно-акцепторная, семиполярная, s- и p-связи; кратные связи). Причины полярности связей. Индуктивный эффект, мезомерный эффект сопряжения двойных связей.

4. Типы органических реакций; варианты разрыва химических связей и механизмов органических реакций. Понятие о цепных реакциях (три стадии).

5. Химические свойства главных классов органических соединений. Особое внимание – кислородосодержащим соединениям (спирты и фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и эфиры).

6. Классификацию углеводов; виды «сахарных» кислот; гликозиды; восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды; полисахариды – крахмалы и целлюлозы, гетерополисахариды.

7. Аминокислоты (см. приложение 7); их амфотерность. Амидная связь и специфика пептидной связи.

8. Белки; их первичную, вторичную и третичную структуры; белки простые (протеины) и сложные (протеиды), виды простетических групп. Виды цветных реакций на белки.

9. Классификацию липидов; виды жирных кислот; твердые и жидкие жиры; мыла. Поверхностно-активные вещества (ПАВы).

10. Виды гетероциклов; причину их ароматичности.

Студент должен уметь:

1. Пользоваться всеми способами записи органических структурных формул (развернутая, компактная, условная, обобщенная). Пользоваться структурными формулами Фишера и Хеуорса для углеводов.

2. Строить структурные формулы изомеров по брутто-формулам и по номенклатурным названиям; давать номенклатурные названия – [М.н.] и (Р.н.) – по структурным формулам.

3. Писать уравнения (или схемы) реакций, демонстрирующих химические свойства и способы получения органических соединений различных классов (взаимные их превращения).

4. Писать реакции образования сложных органических соединений и гидролизов (кислого и щелочного): а) функциональных производных карбоновых кислот; б) сложных эфиров и жиров; в) дисахаридов и полисахаридов; г) олигопептидов.

Содержание программы разделено на 20 разделов (тем) и приводится в начале индивидуальных заданий по каждой теме с указанием страниц текстового материала основных учебников: А.П. Нечаев,
Т.В. Еременко (учебник для пищевых институтов); А.В. Скворцов (курс лекций, части 1…4). При отсутствии этих книг (см. [1–5]) студенты могут пользоваться любым вузовским учебником по органической химии (соответствующие темы имеются в каждом из них).

Тема 1