РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕТОВ
Организация полетов, выступая конкретной функцией управления боевой подготовкой авиационного полка, занимает одно из центральных мест в деятельности командира, штаба и всего руководящего состава. Многолетний опыт подготовки и проведения полетов показывает, что сложный и многогранный процесс организации полетов включает комплекс мероприятий: принятие решения нa полеты, постановку задач руководящему составу, планирование полетов и подготовку к полетам, организацию и проведение разведки погоды.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛЕТОВ
Решение командира — основа организации полетов. Посвоему характеру решение имеет творческое начало, предполагающее не только высокую компетентность принимающего, решение но и определенный алгоритм его действий.
Выработке оптимального алгоритма принятия решения способствует предварительная классификация всех возможных решений. В практике авиационного командира можно выделить решения на боевые действия, на планирование боевой подготовки, на полеты. Алгоритмы выработки указанных решений имеют сходства и различия. Они вызваны тем, что задачи на боевые действия авиационному полку ставятся старшим начальником, а задачи летного дня (ночи) командир полка определяет сам. Поэтому при выработке решения на полеты, как правило, отсутствует такой элемент, присущий алгоритму принятия решения на боевые действия, как уяснение задачи. Следовательно, алгоритм выработки командиром полка решения на полеты включает: оценку обстановки, определение задач на полеты, выбор оптимального варианта полетов, окончательное формирование решения.
Оценка обстановки проводится обычно в два этапа.Напервом оцениваются факторы, влияющие на выбор целей полетов, на втором—определяющие возможность и порядок
достижения выбранных целей полетов, т. е. определяющие основное содержание решения на полеты. Полеты могут преследовать одну или две цели:
— поддержание (восстановление) достигнутого на данный день уровня боевой готовности полка (эскадрильи);
— достижение уровня боевой готовности, определенного планом боевой подготовки (наращивание уровня боевой готовности).
На первом этапеоценки о б с т а но в к и командир полка лично или через своих заместителей изучает задачи оперативного характера, график распределения летных дней (ночей), планы-графики летной подготовки управления полка и летного состава эскадрилий на месяц (год) и выявляет: подразделения, уровень боевой подготовки которых почему-либо снизился, экипажи (летчиков), которым требуется минимальное количество полетов для восстановления нарушенного уровня боевой готовности подразделения (полка); экипажи (летчиков), которым необходимо дальнейшее обучение для наращивания уровня боевой готовности полка; дату полетов и время суток. Затем командир полка намечает возможные задачи полетов и дает указания заместителям, начальникам служб и командирам авиационных эскадрилийпо подготовке предложений для окончательноговыборарешения на полеты.
На втором этапе оценки обстановки командир полка заслушивает и анализирует предложения для принятия решения. Командир полка с большим опытом управления боевой подготовкой данной части оценивает обстановку сам, прибегая к помощи подчиненных в отдельных случаях. Содержание предложений может быть следующим.
Начальник метеослужбы полка сообщает: прогноз погоды в районе полетов, возможные запасные аэродромы, орнитологическую обстановку, целесообразный порядок проведения радиолокационной и воздушной разведки погоды.
Начальник штаба полка докладывает командиру: возможности по управлению полетами и контролю за летающими экипажами (летчиками); состав групп руководства полетами, расчетов командного пункта, порядок подготовки их к полетам и очередные упражнения К.БП КП, которые необходимо запланировать расчетам КП; возможности по объективному контролю на КДП, РСП, КП; меры безопасности при управлении полетами; состояние аэродрома и возможности по тыловому обеспечению полетов; необходимость и тематику занятий по командирской подготовке; наличие, уровень подготовки и возможность привлечения руководителей занятий к обучению личного состава при подготовке к полетам; состояние,.
возможности и порядок использования учебных классов; наличие и состояние учебно-методического материала и литературы; распорядок дня.
Заместитель командира полка докладывает: содержание основных задач полетов в' интересах повышения боевой готовности полка, летно-тактической подготовки и обучения инструкторов; элементы тактической обстановки и тактические приемы, которые необходимо применять или освоить на предстоящих полетах; порядок согласования действий с силами и средствами подыгрыша; меры безопасности при полетах по упражнениям летно-тактической подготовки; необходимость и тематику методических занятий и тренажей с летным составом; распределение инструкторов из числа руководящего летного состава полка между авиационными эскадрильями;
выделение руководящего состава для оказания помощи и осуществления контроля за подготовкой к полетам в подразделениях; состояние и возможности сил и средств поисково-спасательного обеспечения полетов и объективного контроля;
характер вводных по летно-тактической подготовке при контроле готовности летного состава к полетам.
^Заместитель командира полка по летной подготовке излагает: результаты предыдущих полетов и очередные задачи (упражнения) летной подготовки; наличие экипажей,ихукомплектованность, достигнутый и фактический уровень летной подготовки (соответствие уровня подготовки экипажей ожидаемым погодным условиям, наличие перерывов в полетах по видам летной подготовки); степень выполнения летным составом обязательных норм полетов и сроки очередных проверок техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения; возможную нагрузку па экипажи в летную смену с учетом индивидуальных качеств и установленных норм полетов; состояние безопасности полетов и мероприятия по ее обеспечению в летный день; порядок выявления предпосылок к летным происшествиям; состояние и наличие учебно-методических пособий, методических разработок и моделей полетов;
необходимость и тематику занятий по аэродинамике, руководству по летной эксплуатации самолета (вертолета) и вводные для контроля готовности летного состава к полетам; порядок подготовки материалов к полному разбору полетов.
Заместитель по инженерно-авиационной службе, как правило, докладывает командиру: наличие исправных самолетов (вертолетов) и возможности по увеличению их количества к. летному дню; количество самолетов (вертолетов), которым требуется облет, и характер облетов; порядок подготовки авиационной техники к полетам и возможности ИАС; порядок объективного контроля и оценки работоспособности авиатехники; особенности эксплуатации самолетов (вертолетов) в' ожидаемых условиях; потребные силы АТО и порядок их.. использования; меры безопасности; вводные для контроля готовности экипажей к полетам.
Старший штурман полка докладывает: содержание задач полетов в интересах повышения качества навигации и боевого применения бомб и управляемых ракет; уровень штурманской подготовки экипажей, его соответствие ожидаемым метеорологическим условиям и перерывы летного состава в выполнении самолетовождения; маршруты полетов; расчетную продолжительность полетов по маршрутам и до целей;
ограничения в районе полетов; возможности бортовых и наземных радиотехнических средств навигации и порядок их использования; тематику теоретических занятий и тренажей' по штурманской подготовке с летным составом, расчетами КГГ и ГРП; порядок выполнения полетов на боевое применение (перехваты, пуски ракет, десантирование, бомбометание) и распределение полигонов, зон стрельб, площадок; порядок эшелонирования самолетов на маршрутах, в зонах, над ДПРМ; меры безопасности полетов в штурманском отношении; вводные для контроля готовности экипажей к полетам.
Начальник воздушно-огневой подготовки полка излагает:
содержание задач полетов в интересах повышения уровня подготовки экипажей по боевому применению, его соответствие ожидаемым метеорологическим условиям и очередным задачам; перерывы в полетах на боевое применение; тематику и виды занятий с летным составом; готовность огневого и тактического полигонов, распределение целей между экипажами и подразделениями; характер мишенной обстановки;
требуемые временные интервалы между вылетами на полигон для отметки попадания по мишеням; особенности в создаваемой тактической обстановке; порядок передачи вводных и действия по ним экипажей; порядок применения средств РЭБ;
предложения по объективному контролю и оценке боевого применения; меры безопасности при выполнении элементов боевого применения; вводные для контроля готовности летного состава к полетам; возможности использования боеприпасов с учетом их расхода и лимита.
Начальник связи и радиотехнического обеспечения полетов полка докладывает: уровень подготовки экипажей и, особенно, воздушных радистов по радиосвязи; наличие и состояние средств связи и РТО полетов на своем и возможных запасных аэродромах; особенности предполетного облета РТС;
требуемое для обеспечения полетов количество средств связи и РТО; возможности по обеспечению полетов на маршрутах,
полигонах, площадках, в зонах и порядок их использования;
•состояние аварийных источников питания на КДП, К.П и других пунктах управления; тематику и виды занятий с летным составом по радиосвязи; действия в условиях радиопомех;
порядок ведения связи с РЭС; вводные для контроля готовности экипажей к полетам.
Командиры эскадрилий заслушиваются по следующим вопросам: привлекаемые на полеты экипажи и уровень их подготовки; упражнения Курса боевой подготовки на летный день (ночь); требуемое количество боевых и учебно-боевых самолетов (вертолетов); потребность в инструкторском составе из числа руководящего состава полкового звена; потребность в боеприпасах (парашютах, грузах, фотопленках и т. д.) и горюче-смазочных материалах; необходимость использования полигонов, площадок, зон, мишеней; необходимость проведения межполетного контроля действий, летного состава и работы авиационной техники; потребная тематика занятий и тренажей.
Командир полка может при необходимости заслушивать, анализировать предложения и других должностных лиц. Следует учитывать, что все предложения заслушиваются в короткие сроки. Поэтому каждый офицер должен готовить предложения предметно и тщательно.
Время докладов можно сократить путем дифференцирования элементов обстановки по степени возможного их изменения с течением времени или по мере выполнения плана боевой подготовки. Элементы обстановки с малой степенью переменчивости можно отнести к разряду относительно постоянных (стабильных): график распределения летных дней (ночей);
Наличие летного состава, авиационной техники, зон, трасс, 'полигонов, средств управления и обеспечения полетов; состояние взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов (вертолетов); уровень подготовки групп
-руководства полетами, расчетов командных пунктов, группы объективного контроля и т. п. Докладывать командиру об этих данных следует только в случае существенных изменений. Кроме того, командир полка может сократить время и объем докладов, если конкретизирует содержание предложений с учетом известных ему сведений.
Оценив влияние различных факторов на достижение целей полетов, командир полка приступает к определению задач на Полеты.
В первую очередь определяются задачи для поддержания (восстановления) достигнутого уровня боевой готовности. "Практически их может быть три группы: подготовить к боевым действиям...; восстановить утраченные навыки...; облетать
самолеты (вертолеты). Во вторую очередь определяются задачи для наращивания боевой готовности выполнением очередных упражнений Курса боевой подготовки в соответствии с планом летной подготовки. Такими задачами могут быть: подготовить к боевым действиям (обучить)...; проверить (по видам летной подготовки, на класс)...; поддержать уровень натренированности...; совершенствовать подготовку (умения, навыки)...; восстановить навыки...
Варианты полетов определяются по следующим признакам: общность задач полетов, характер метеорологических условий; время суток; продолжительность и количество стартовых смен в летный день (ночь). В первую очередь командир выявляет возможность проведения целевых полетов циклом в два-три летных дня (ночи). На выбор этого варианта обычно накладывает ограничение неравномерность уровня подготовки летного состава. Однако, как показывает опыт, даже при существенном различии обученности летчиков (экипажей) имеется возможность проведения целевых полетов. Другие варианты выбираются, исходя из основных задач полетов и указанных ранее признаков. Определив основные задачи и вариант полетов, командир полка формирует решение окончательно.,
Решение на полеты как акт мыслительной деятельности командира в общем виде содержит: дату (даты) и время проведения полетов; распределение эскадрилий и самолетов по летным сменам; задачи полетов; порядок использования воздушного пространства; содержание и порядок действий личного состава, управления, обеспечения; сроки готовности.
На основе принятого решения командир полка организует работу руководящего состава авиационной части, командиров эскадрилий и частей обеспечения по подготовке и проведению полетов. С этой целью он на специальном совещании или после предварительного разбора проведенных полетов ставит задачи указанным должностным лицам. При этом он доводит:
даты и время проведения полетов для каждой эскадрильи;
основные задачи полетов по летным сменам и дням в соответствии с ожидаемыми метеорологическими условиями и орнитологической обстановкой; состав групп руководства полетами (руководителей полетов) на аэродроме, площадках целевого назначения и полигонах по летным сменам и экипажи, осуществляющие предполетную разведку погоды и облет радиотехнических средств обеспечения полетов на каждую летную смену. После чего командир полка указывает: потребное количество самолетов (вертолетов), горючесмазочных материалов, необходимое количество и типы боеприпасов, расходных материалов (фото-, кинопленки и др.) и распределение их между авиационными эскадрильями.
При необходимости руководящемусоставу могут доводиться: порядок использования маршрутов, воздушных трасс, зон, воздушных целей, полигонов, площадок целевого назначения; привлекаемые пункты управления (командные пункты, командно-диспетчерские пункты, стартовые командные пункты, командные пункты полигонов, пункты управления инженерно-авиационной и других служб), потребные средства радиотехнического обеспечения, время готовности к работе пунктов управления и средств; порядок взаимодействия между пунктами управления (как осуществляется, с помощью каких средств и в какие периоды времени); потребные средства аэродромно-технического обеспечения и сроки их готовности по летным сменам и дням; порядок поисково-спасательного обеспечения полетов (экипажи и самолеты, вертолеты, поисково^еиасательной службы от своей части, место их нахождения, степень готовности к вылету на оказание помощи, оснащение спасательными средствами, состав наземной поисково-спасательной команды, порядок поиска силами других авиационных частей объединения).
В заключение командир полка определяет: порядок взаимодействия с другими родами авиации, сухопутными войсками, флотами и ответственных за его организацию—при необходимости (па совместных учениях, в ходе летпо-тактиче-ской подготовки); особенности использования бортовых и наземных средств объективного контроля; сроки представления плановых таблиц полетов (кто, на какую летную смену, в каком виде, на сколько вариантов, кому, где); порядок подготовки к полетам летного состава, лиц групп руководства полетами, расчетов командных пунктов и авиационной техники в зависимости от варианта полетов (дату, время и место поставки задач личному составу на полеты, самостоятельной подготовки, ориентировочную тематику и очередность трена-жей летного состава и групп руководства полетами, место и время индивидуального и группового контроля готовности к полетам и руководству ими, распределение руководящего состава полка для оказания помощи и контроля подготовки, время предполетной подготовки летного состава и авиационной техники).
В конце совещания командир полка может дать конкретные указания отдельным офицерам в соответствии с их функциональными обязанностями.
На основании решения командира полка разрабатываются плановые таблицы полетов на каждую летную смену, составляются и рассылаются заявки на полеты в РЦ ЕС УВД и
распоряжения на средства обеспечения полетов в соответствующие части.
Одним из наиболее ответственных элементов планирования полетов является разработка плановой таблицы.
После уяснения задач, поставленных командиром полка, его заместитель проводит совещание разработчиков плановых таблиц в целях: конкретизации состава групп руководства полетами и групп обеспечения полетов; определения летчиков (экипажей) каждой эскадрильи, привлекаемых к полетам в каждую летную смену; уточнения самолетов (вертолетов), которые могут быть выведены на полеты, и распределение их между авиационными эскадрильями и управлением полка (особенно учебно-боевых самолетов); распределения между эскадрильями инструкторов из числа руководящего состава полка; определения резервных самолетов (вертолетов); определения экипажей—доразведчиков погоды; распределения стартового времени между эскадрильями и по видам полетов (на полигоны, в зоны, по маршрутам, по системам посадки и т. д.); определения летчиков (экипажей), взлетающих первыми в каждую летную смену и др.
Затем командиры эскадрилий доводят досвоих заместителей и командиров звеньев (отрядов) решение командира полка на полеты. А они в свою очередь докладывают ему предложения по характеру полетных заданий на каждого летчика (экипаж) с учетом уровня подготовки, индивидуальных качеств и результатов предыдущего летного дня (ночи). Командиры эскадрилий анализируют -предложения командиров звеньев (отрядов), дают указания своим заместителям и штурманам эскадрилий на разработку плановых таблицповариантам полетов и летным сменам.
Порядок разработки плановой таблицы полетов может быть следующим.
1. Заполняется служебная часть бланка плановой таблицы:
заносятся фамилия командира полка (командира, утверждающего плановую, таблицу), номер войсковой части, дата и время полетов, данные естественного освещения, маршруты полетов с указанием продолжительности и высот полета, типы и бортовые номера самолетов (вертолетов), фамилии летчиков (командиров экипажей), позывные, посадочные минимумы летчиков, даты последних полетов в ожидаемых на летный день (ночь) условиях.
2. Обозначается время предполетной воздушной разведки и доразведки погоды. Взлет разведчика погоды устанавливается, как правило, за 1,5—2 ч до начала полетов. При полетах с использованием полигона, малых и больших высот следует предусматривать разведку погоды двумя экипажами, один из которых производит разведку погоды на полигоне и малых высотах, другой—на больших высотах. В случае неустойчивой погоды может планироваться экипаж - доразведчик для дежурства в воздухе в направлении ожидаемого ухудшения метеорологических условий. При полетах по маршруту групп самолетов (вертолетов) впереди них на временной дистанции 15—20 мин планируется вылет доразведчика погоды. В остальных случаях доразведка погоды совмещается с выполнением других полетных заданий. В частности, -рекомен-^ дуется планировать первым взлетающим в летную смену летчика (экипаж), допущенного к разведке погоды, для уточнения метеоусловий.
3, Планируются полеты на учебно-боевых- самолётах и облеты авиационной техники. При этом в первую очередь— полеты, направленные на достижение первой цели—поддержание (восстановление) уровня боевой готовности полка.
•Затем — вывозные и контрольные полеты на обучение по Курсу боевой подготовки, восстановление частично утраченных навыков по видам летной подготовки, проверку (очередную, специальную и'контрольную при подготовке на класс или подтверждении классной квалификации).
Во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы наиболее рационально использовать учебно-боевые самолеты (вертолеты). На них в первую очередь планируются вылеты летчиков, которым требуется наименьшее количество контрольных (вывозных) полетов, или полеты с наименьшей продолжительностью. В этом случае быстрее освобождаются «дефицитные» учебно-боевые самолеты (вертолеты). На мно- ' гоместных самолетах (вертолетах) с двойным управлением очередность контрольных (вывозных) полетов зависит от основных задач полетов или от необходимости скорейшего освобождения инструкторов (летчиков, штурманов, бортовых техников, радистов и т. д.).
4. Планируются тренировочные полеты: а) на подготовку к боевым действиям по упражнениям, выполняемым впервые;
по упражнениям специальных видов летной подготовки; по зачетным летно-тактическим упражнениям; б) на восстановление частично утраченных умений и навыков; в) на совершенствование летной подготовки.
При исполнении пунктов 3 и 4 целесообразно руководствоваться следующим. Командиру полка и его заместителю по политической части в первые и последние 30 мин стартового времени полеты ге планировать (по возможности). Это время используется для контроля начала полетов, решения сложных организационных вопросов, подготовки к предварительному
разбору полетов. Летчики (экипажи)—разведчики погоды полеты должны закончить не позднее чем через 7 ч после первого своего взлета. При взлетах и посадках группы самолетов (вертолетов) временные дистанции между ними определяются параметрами боевого порядка и условиями безопасности полета.
Средний коэффициент использования авиационной техники в летную смену должен быть не менее установленного для каждого рода авиации (типа самолета). Не следует допускать одновременной работы на полигоне нескольких самолетов (вертолетов) с различных видов маневра. В плановой таблице можно выделять время, необходимое руководителю полетов на полигоне (площадке приземления) для отметки результатов. боевого применения и подготовки полигона к работе ночью. Тренировочные полеты днем летчикам, утратившим навыки в полетах ночью, желательно завершать не позднее чем за 10 мин до захода солнца; не использовать для посадок последние 10 мин стартового времени, чтобы не выйти из стартового' времени в результате возможных ошибок летного состава в самолетовождении, неправильных действий лиц группы руко' водства полетами или других обстоятельств; строго соблюдать требования инструкций, наставлений и курсов боевой подготовки по предельным нормам налета в летную смену, по безопасным временным дистанциям (интервалам) в боевых порядках, между одиночными самолетами (вертолетами), по количеству одновременно находящихся в воздухе самолетов (вертолетов), по порядку восстановления утраченных навыков и т. п.; при обозначении полетов использовать условные знаки, определенные НПП, или их комбинацию.
5. Определяется и заносится порядок межполетного контроля выполнения полетных заданий и работы авиационной техники. Правее условного знака, обозначающего полетное задание, проставляется волнистая линия обычно зеленого цвета, а над ней—позывной командира, выполняющего межполетный анализ материалов объективного контроля. Для повышения его качества целесообразно планировать летчикам (экипажам) звена (отряда) однотипные полетные задания.
6. На основе плановых таблиц эскадрилий и управления полка оформляется сводная плановая таблица полетов полка (нескольких эскадрилий). Заместитель командира полка по летной подготовке проверяет в представленных плановых таблицах правильность использования воздушного пространства, полетов, отсутствие «накладок» в распределении самолетов (вертолетов) и инструкторов, соответствие запланированных упражнений поставленным командиром полка задачам и только после этого разрабатывает сводную плановую таблицу. При оформлении графической части бланка плановой таблицы используют один из следующих способов:
— все запланированные летчику полетные задания показываются в одной строке;
— полетные задания показываются ступенчато, в очередности взлетов на их выполнение;
— смешанный способ.
Каждый способ имеет преимущества и недостатки. Так, преимуществами первого являются наглядность задач летного дня каждого летчика (экипажа), простота контроля за соблюдением продолжительности перерывов между вылетами и нагрузки на летчика (экипаж). Недостатком данного способа оформления плановой таблицы является неудобство ее использования группой руководства полетами из-за сложности. контроля за динамикой выполнения полетных-заданий всеми летчиками (экипажами).
Второй способ удобен в тех случаях, когда планируются полеты подразделений в боевых порядках (на ЛТУ), а для группы руководства полетами подобное оформление плановой таблицы всегда предпочтительнее. В то же время этот способ заполнения графической части плановой таблицы неудобен для разработчика, так как требует постоянного удержания в памяти задач летного дня (ночи) всех экипажей на протяжении всего процесса разработки плановой таблицы. Сама же таблица существенно увеличивается в вертикальном размере, что усложняет ее использование.
7. Заносятся номера резервных самолетов (вертолетов), экипаж поисково-спасателыюй службы и условия поиска, экипажи самолетов-ретрансляторов.
8. Заполняется нижний сектор служебной части бланка плановой таблицы: состав группы руководства полетами, итоги планирования по количеству полетов и налету, воинское звание, и фамилия проверяющего, правильность составления плановой таблицы, состав группы обеспечения полетов, воинское звание и фамилия начальника штаба.
9. Анализируется и подписывается плановая таблица. Поскольку сводную плановую таблицу подписывают заместитель командира полка по летной подготовке и начальник, штаба полка, то вначале они должны ее проанализировать.
Заместитель командира полка по летной подготовке в результате анализа плановой таблицы определяет: соответствие ,-содержания запланированных упражнений основным задачам полетов и уровню подготовки экипажей в соответствии с ожидаемыми условиями; соблюдение последовательности прохождения задач (упражнений) летной подготовки, определенной
Курсом боевой подготовки; оптимальность распределения инструкторов между подразделениями и соответствие их уровня подготовки задачам обучения в летную смену; соблюдение требований к количеству полетов в летную смену на летчиков (экипажи) с учетом их индивидуальных качеств и ожидаемых условий; полноту загрузки учебно-боевых самолетов (вертолетов); достижение требуемого коэффициента использования авиационной техники; соблюдение безопасных временных дистанций между самолетами (вертолетами) на различных этапах полета; правильность определения порядка межполетного анализа материалов объективного контроля;
правильность определения экипажа поисково-спасательной службы и условий поиска.
Начальник штаба авиационного полка, анализируя плановую таблицу, определяет: оптимальность состава группы руководства и обеспечения полетов; общую загруженность воздушного пространства с учетом уровня подготовки лиц группы руководства полетами и возможностей радиотехнических средств; соответствие порядка предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов предложениям начальника связи полка; правильность учета ограничений в районе полетов; возможность аэродромно-технического обеспечения полетов и своевременной подготовки самолетов (вертолетов) к повторным вылетам.
Результаты анализа плановой таблицы заместитель командира полка и начальник штаба докладывают командиру полка. Однако командир полка может и сам выполнить анализ плановой таблицы полетов. В этом случае все анализируемые заместителем и начальником штаба элементы целесообразно. распределить по следующим направлениям (блокам): выполнение основных задач полетов; соблюдение методики обучения; обеспечение безопасности полетов.
Заслушав доклады заместителя и начальника штаба или выполнив анализ плановой таблицы лично, командир полка делает вывод о ее соответствии решению на полеты. При необходимости .он вносит в плановую таблицу свои коррективы.
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТАМ
Подготовка к полетам — это процесс формирования у летного состава знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения конкретных полетных заданий. По времени проведения и содержанию подготовка к полетам подразделяется на общую, предварительную и предполетную."
Общая подготовка к полетам проводится в конце
каждого месяца, как правило, в течение двух дней для. качественного выполнения полетов, предусмотренных планом-графиком летной подготовки на очередной месяц. В ходе этой подготовки осуществляется: постановка задач командиром части руководящему составу; доведение командирами эскадрилий до летного состава содержания и порядка выполнения заданий (упражнений), запланированных на месяц; усвоение (повторение) теории учебных дисциплин, выполнение необходимых расчетов, разработку и моделирование новых полетных заданий, подготовку справочных данных в интересах выполнения планируемых на месяц полетов; изучение содержания и методики выполнения полетных заданий (групп упражнений КБП); практические занятия на тренажерах и в кабинах самолетов (вертолетов); контроль со стороны руко-дящего состава за качеством подготовки экипажей.
Общая подготовка организуется начальником штаба по указанию командира полка и проводится под "руководством командиров эскадрилий. Ответственность за полноту и качество общей подготовки экипажей возлагается на их непосредственных начальников.
Задачи руководящему составу на организацию и проведение общей подготовки командир части ставит, как правило, после дачи указаний по планированию боевой подготовки на очередной месяц.
Первый день общей подготовки к полетам, как правило, начинается с постановки задачи летному составу командирами эскадрилий. При этом обычно доводятся: общие задачи подразделения на месяц, запланированный общий и по сложным видам подготовки налет; даты, цели и время проведения летных дней (ночей); полетные задания, выполняемые экипажами впервые или после длительных перерывов в полетах; конкретные меры безопасности.
Особое внимание при постановке задачи уделяется раскрытию наиболее сложных и выполняемых впервые полетных заданий, а также задач молодому летному составу. При этом более глубоко раскрывается содержание, объем и порядок выполнения предстоящих полетов. Молодым летчикам, кроме того, доводится, какое количество полетов и по каким упражнениям им будет планироваться в каждый летный день (ночь) месяца.
Главная обязанность командиров эскадрилий состоит не в том, чтобы изложить или зачитать известные положения из КБП, методических разработок, руководств и пособий, а показать учебную цель и основные условия выполнения полетного задания. Используя наглядные пособия, свой опыт и знания, он должен кратко и ясно проанализировать особенности
предстоящих полетов для каждой категории летного состава, их сложность, возможные ошибки, основные их причины и др.
Меры безопасности определяются применительно к запланированным заданиям, исходя из особенностей метеоусловий и других факторов.
В связи с тем, что обычно в авиационных частях уровень подготовки летного состава различен, существует необходимость тщательного планирования самостоятельных занятий. Командиры подразделений должны определять каждому летчику конкретные вопросы для самостоятельного изучения и необходимую литературу. Конкретизация зависит от уровня знаний летного состава и характера предстоящих полетов. Основными вопросами, которые выносятся для самостоятельного изучения, могут быть: содержание, условия и последовательность выполнения полетных заданий; техника выполнения наиболее сложных этапов полета; ошибки, допускаемые летчиками, и меры по их предупреждению; положения оперативно-тактических, военно-технических и военно-специальных дисциплин; особые случаи в полете, их физическая сущность, вероятность проявления в воздухе и действия при возникновении; меры безопасности; статьи наставлений, инструкций и других документов, определяющих основные правила и безопасность полетов.
Успех самостоятельной работы зависит не только от четкости индивидуальных планов, качества консультаций, но и от объема заданий. Определяя для изучения и конспектирования объем учебно-методического материала, следует помнить о том, что за один час человек в состоянии хорошо изучить и законспектировать 8—10 страниц, а на вычерчивание схем, графиков, производство расчетов потребуется больше времени. Поэтому конспектировать необходимо только самые важные и сложные теоретические положения, имеющие особую практическую ценность. При этом схемы и графики должны отличаться простотой и наглядностью, конспекты и графические схемы целесообразно в первую очередь составлять по новым и наиболее сложным полетным заданиям. Использование в дальнейшем этих записей в процессе предварительной подготовки к полетам уменьшает трудозатраты, повышает ее эффективность и качество.
Предварительная подготовка к полетами зависимости от сложности решаемых задач может проводиться к одному или нескольким летным дням, но не более чем к четырем. Ее содержание и продолжительность определяются командиром, организующим полеты, исходя из новизны и сложности выполняемых задач, уровня подготовки летного состава, методической подготовки руководящего состава, возможностей учебно-материальной базы. Большая часть времени предварительной подготовки должна отводиться на самостоятельную подготовку и тренировку на тренажерах.
С учетом вышеизложенного в распорядке дня предварительной подготовки летного состава к полетам предусматривается: постановка задачи на полеты личному составу; самостоятельная подготовка к полетам; тренировки на тренажерах и в кабинах самолетов; контроль готовности экипажей к полетам, физическая подготовка.
Постановка задач на полеты—это сложный многоэтапный процесс, в котором непосредственные командиры последовательно определяют содержание, объем и порядок'действий подчиненных на земле и в воздухе, использования воздушного пространства, авиационной техники, средств управления и. обеспечения.
Весь личный состав, участвующий в полетах, по характеру деятельности можно распределить по трем большим группам:
выполняющий полетные задания (летный состав); управляющий действиями сил и средств (группа руководства полетами, расчеты командных пунктов, авиационно-диспетчерская служба, пункты управления служб); обеспечивающий функционирование первых двух групп (специалисты частей связи и РТО, частей тыла, групп объективного контроля, поисково-спаса-телыюй, инженерно-авиационной и других служб).
В зависимости от категорий личного состава в каждой группе определяются этапы постановки задач на полеты. На первом этапе задачи ставит командир полка (командир, организующий полеты), на втором—командиры эскадрилий, командиры частей обеспечения полетов; начальники командных пунктов, руководители полетов, начальники служб; на третьем—командиры звеньев (отрядов), инженеры эскадрилий, старшие расчетов командных пунктов, командиры подразделений связи и тыла; на четвертом—командиры экипажей, старшие летчики, начальники групп авиационного обслуживания, начальники ТЭЧ звеньев (отрядов), старшие дежурных смен частей связи и тыла, старшие дежурных смен командных пунктов. Следует учитывать, что при проведении полетов одной эскадрильей первого этапа постановки задач летному составу может не быть. В этом случае его содержание переходит во второй этап постановки задач.
Содержание постановки задач на каждом этапе зависит от информации, которая требуется подчиненному личному составу для качественной подготовки, проведения и обеспечения полетов. Данная информация, в свою очередь, определяется опорными сведениями, новизной решаемых задач и
условий, уровнем подготовки личного состава. В общем виде доводимая до личного состава информация формируется с учетом указанных факторов следующим образом.
Опорными сведениями, т. е. сведениями, которые доводятся до личного состава во всех случаях, являются: дата и время проведения полетов; ожидаемые метеоусловия; привлекаемый на полеты личный состав и решаемые им задачи; место и роль. каждого специалиста в летный день (ночь); средства, задействованные на полеты, их состав и сроки готовности; порядок взаимодействия; воздушная, наземная обстановка и другие условия; распорядок дня.
Степень новизны задач и условии их выполнения можно классифицировать по четырем вариантам: 1) новизны ни в решаемых задачах, ни в условиях нет; 2) задачи «старые»,. условия новые; 3) задачи новые, условия «старые»; 4) задачи и условия новые. Наибольшее количество сведений личному составу потребуется в четвертом варианте, когда необходимо детально раскрыть содержание каждой задачи, порядок и сро-' ки выполнения, характеристику каждого элемента условий и . его влияние на действия личного состава по этапам выполнения поставленных задач. Наименьшее количество сведений потребуется личному составу в первом варианте, когда необходимо довести лишь сроки и характер решаемых задач. Во втором варианте до личного состава доводятся решаемые задачи, раскрывается, в чем выражается их новизна, детально показывается порядок их выполнения. В третьем варианте детально порядок выполнения задач можно не раскрывать, но обязательно должно показываться, как влияют новые элементы обстановки на действия личного состава.
Уровень подготовки личного состава влияет на формирование содержания постановки задач с обратно пропорциональной зависимостью: чем ниже уровень подготовки, тем подробнее, объемнее постановка задач и наоборот. Молодым специалистам задачи ставятся по аналогии варианта максимальной новизны задач и условий. По мере накопления специалистом опыта и совершенствования профессионального мастерства детализация элементов постановки задач сокращается. Следует также учитывать принадлежность специалиста к той или иной группе личного состава, так как во всех группах, кроме первой, действия специалистов могут быть нг-правлены не только на обеспечение полетов, но и па собственное обучение. Отсюда и решаемые личным составом второй и третьей групп в летный день задачи разделяются соответственно на два вида: по обеспечению полетов; по выработке или совершенствованию собственных умений и навыков.
Наиболее ответственным в силу большей законодательности является первый этап постановки задач. Содержание
доклада командира полка (эскадрильи) при постановке задач зависит как от указанных факторов, так и от содержания постановки задач га последующих этапах.
Принципиально содержание постановки задач формируется на каждом этапе таким образом, чтобы прямо или косвенно-были даны ответы на вопросы: 1. Что, когда и как должен выполнить тот, кому непосредственно ставятся задачи? 2. Что,. когда и как должны выполнить его подчиненные? 3. Что, когда и как должны выполнить подчиненные подчиненных? И т. д.. до самого низшего исполнительного звена. Такой подход полностью применим для личного состава третьей группы, а для второй и первой необходимо также учитывать, что личный состав этих групп присутствует, как правило, на всех этапах. постановки задач.
Командир звена (отряда) при постановке задач на полеты указывает летчикам (командирам экипажей): методические (технические) приемы выполнения отдельных элементов полетного задания; действия в особых ситуациях, которые могут возникнуть в данных полетах по опыту боевой подготовки; полетные и «боевые» задачи соседних экипажей звена (отряда) и порядок взаимодействия с ними; конкретное-содержание самостоятельной подготовки; перечень литературы, руководств и пособий; содержание или особенности индивидуального контроля готовности к полетам; порядок трена-жей в процессе предполетной подготовки и характер расчетов по конкретным данным. Начальнику ТЭЧ звена (отряда) . командир звена (отряда) указывает общие задачи звена (отряда) на полеты, необходимое количество самолетов (вертолетов), количество и характер запланированных полетов на' каждом самолете, время проведения тренажей в кабинах самолетов и их тематику, потребное количество боеприпасов и других материальных средств на каждый вылет, порядок предполетной подготовки авиационной техники.
Командир эскадрильи при постановке задач летному составу на полеты указывает: общие задачи полетов эскадрильи и каждого звена (отряда); бортовые номера самолетов (вертолетов) и состав экипажей; время взлетов и номера выполняемых упражнений каждым летчиком (экипажем); расположение, характеристику целей (мишенной обстановки, площадок приземления), по которым наносит удары эскадрилья, и их распределение между летчиками (экипажами); расположение и тактику средств ПВО «противника», степень их поражения или подавления в результате обеспечивающих действий; последовательность выполнения 'полетных заданий; порядок взаимодействия между звеньями (отрядами) и с силами, обеспечивающими полеты эскадрильи; порядок использования средств связи и РТО по этапам полета;
особенности использования средств объективного контроля в
ходе межполетного анализа качества полетных заданий и работы авиационной техники; меры безопасности при выполнении конкретных упражнений КБП и в районе цели; тематику, время и место проведения теоретических и тренировочных занятий (порядок использования тренажной аппаратуры); общий порядок самостоятельной подготовки (время и место для каждого звена, изучаемые дисциплины или их разделы, порядок оказания помощи и осуществления контроля);
время и место проведения индивидуального контроля готовности к полетам в звеньях (отрядах) и порядок доклада его результатов; детальный порядок предполетной подготовки (место и время медицинского контроля, порядок -отъезда на аэродром; особенности приема авиационной техники; темы трепажей в кабинах самолетов, вертолетов и порядок убытия на предполетные указания).
Начальнику штаба эскадрильи ставятся задачи на организацию теоретических занятий с летным составом, контроль использования тренажеров, обеспечение летного состава учебными пособиями, организацию сверки бортовых экземпляров документов аэронавигационной информации с контрольными, контроль самостоятельной подготовки летчиков (экипажей) к полетам, организацию доставки личного состава к местам занятий и на аэродром в день предварительной подготовки и в "дни (ночи) полетов.
Своему заместителю , по инженерно-авиационной службе командир эскадрильи указывает общие задачи полетов эскадрильи, потребное количество учебно-боевых и боевых самолетов (вертолетов), общее количество и характер полетов, потребное количество на каждое звено (отряд) горючесмазоч-ных материалов на первый вылет и на летную смену в целом, потребное количество, типы, распределение по вылетам боеприпасов и других расходных материалов, время и тематику тренажей в кабинах самолетов, время вылетов летчиков (экипажей)—разведчиков погоды, порядок предполетной подготовки экипажей и авиационной техники.
Заместитель командира полка по летной подготовке ставит задачи группе руководства, раскрывая примерно такие же положения, какие командиры звена (отряда) и эскадрильи указывают летному составу. Подробно порядок и содержание постановки задач на полеты группе руководства раскрываются в следующей главе учебника.
. Возможное содержание текста доклада командира авиационного полка при постановке задач личному составу на полеты и его зависимость от различных факторов показаны в табл.2.
Примечание. В таблице не указаны сведения, которые касаются только руководящего состава авиационного полка и частей обеспечения.
Основными критериями, определяющими содержание и объем раскрываемой командиром полка информации, являются необходимость (спорность) и общность сведения для привлекаемого на постановку задач личного состава. При составлении текста доклада командир полка должен учитывать
возможность получения информации личным составом из .других источников (см. табл. 1).
Для сокращения объема информации, доводимой командиром полка (командиром эскадрильи), и для лучшего восприятия этой информации целесообразно предзарительно ориентировать личный- состав о том, кто привлекается на полеты и какие задачи решает. Это могут сделать командиры эскадрилий (командиры звеньев) в период подготовки командира полка (командира эскадрильи) к постановке задач. В перспективе предварительное ориентирование можно будет
•проводить с применением компьютерной техники.
На постановку задач командиром полка (командиром эскадрильи) привлекаются все летающие экипажи, руководители полетов и лица групп руководства полетами, начальники или представители служб, командиры или представители частей обеспечения.
Командир полка может ставить задачи на полеты лично в полном объеме или предоставлять слово своим заместителям и начальникам служб по отдельным вопросам. Весь текст постановки задач на полеты записывается на магнитофон (диктофон).
После получения конкретных задач летный состав приступает к самостоятельной подготовке к полетам.
Самостоятельная подготовка является основной формой подготовки летного состава к полетам. Она организуется и осуществляется под руководством непосредственных командиров, роль которых заключается в определении объема и содержания самостоятельной подготовки, изучаемых вопросов и источников получения знаний по ним, распределении времени на изучение полетных заданий, оказании помощи в подготовке и проверке готовности подчиненных к полетам.
Объем, содержание и продолжительность самостоятельной подготовки зависят от характера полетных заданий, условий их выполнения, уровня подготовки (теоретической и практической) летного состава и определяются командиром полка.
По изучаемым в процессе самостоятельной подготовки вопросам летный состав делает необходимые записи в тетрадях подготовки к полетам. В результате исследований выявлено отрицательное отношение летного состава к переписыванию ранее подготовленных заданий по выполнению отдельных упражнений и их элементов. В процессе самостоятельной подготовки должны максимально использоваться результаты общей подготовки. Поэтому летный состав должен вносить в рабочие тетради только необходимые уточнения и новые данные по выполнению упражнений, заданий и их элементов.
Изучение содержания, последовательности выполнения полетных заданий осуществляется, как правило, по курсам (программам) боевой подготовки, руководствам по летной эксплуатации самолета (вертолета), методическим пособиям, схемам выполнения упражнений, а также по записям в рабочих тетрадях общей подготовки. При этом рекомендуется
•следующая последовательность изучения: в КБП (программе, специальном задании) внимательно прочитать упражнение и осмыслить порядок его выполнения; по схеме выполнения
•упражнения проследить порядок его выполнения на данном аэродроме (полигоне, площадке) и районе полетов в различных метеоусловиях; вычертить схему полета с последовательным выполнением его элементов; уяснить технику выполнения
•отдельных элементов полетного задания, возможные ошибки;
••и действия летчика (штурмана) по их предупреждению и устранению; изучить ошибки, имевшие место при выполнении
•аналогичных элементов у летчиков своей и других частей, .действия при возникновении особых ситуаций и меры безопасности; изучить (повторить) вопросы управления и взаимодействия, практической аэродинамики, тактики, авиационной техники, статьи НПП, разделы руководства по летной эксплуатации самолета (вертолета), методических пособий и других 'специальных дисциплин, необходимых для выполнения предстоящего полетного задания.
В процессе самостоятельной подготовки летчик (штурман, оператор) имеет право обратиться за разъяснением (консультацией) по отдельным вопросам к соответствующим командирам, начальникам служб или специалистам ИАС. Консультации начальников служб и специалистов ИАС по особо сложным вопросам организует начальник штаба полка
•(эскадрильи). При отработке новых и сложных элементов техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения этими специалистами проводятся специальные занятия.
Самостоятельная подготовка летного состава эскадрильи проводится в классе, в котором необходимо иметь КБП, руководства по летной эксплуатации самолета (вертолета), методические пособия, методические разработки по выполняемым
•полетам, НПП, регламенты и перечни аэродромов, схемы (макеты) аэродромов и полигонов, учебники и учебные пособия,
•а также другие необходимые документы и наглядные пособия. Самостоятельная подготовка завершается оформлением полетной документации и докладом непосредственному командиру (начальнику) о готовности к полетам.
Тренировки на тренажерах в день предварительной подготовки в первую очередь следует планировать и проводить с теми летчиками (штурманами), которые приступают к выполнению новых упражнений, а также с допустившими в предыдущих полетах ошибки. Тренировки в кабинах самолетов (вертолетов) необходимо проводить после длительных перерывов в полетах и при переучивании па новый авиационный комплекс.При систематических полетах, а также если аэродром значительно удален от места самостоятельной подготовки летного состава, тренировки в кабине самолета (вертолета) целесообразно проводить в период предполетной подготовки. Однако один раз в неделю они обязательно проводятся вдень предварительной подготовки.
Порядок и продолжительность тренировок летного состава на тренажерах и в кабинах самолетов устанавливает командир полка, исходя из наличия тренажеров и возможностей организации тренировок в кабинах самолетов. Командир эскадрильи определяет экипажам темы тренировок и организует их проведение.
Для проведения тренировок необходимо полностью использовать имеющиеся тренажеры и организовать их работу таким образом, чтобы летный состав не терял времени на ожидание-своей очереди. В этих целях в плане предварительной подготовки командир подразделения определяет время проведения тренировок для каждого звена (отряда). .
В процессе самостоятельной подготовки и тренажем и после их окончания проводится контроль готовности к полетам. Основная его цель—; не допустить выпуска в полет неподготовленного летного состава и обеспечить высокое качество выполнения полетных заданий и безопасность полетов.
Основными методами контроля являются: наблюдение, опрос, беседа,, проверка расчетов и записей, а также практических навыков на тренажерах и в кабинах самолетов.
Контроль готовности к полетам подразделяется-на индивидуальный и групповой. ,
Индивидуальный контроль является основной формой контроля готовности к полетам, им необходимо охватить весь летный состав. Он проводится в процессе самостоятельной подготовки непосредственными и прямыми командирами (начальниками) с привлечением начальников служб и специалистов ИАС. Основным лицом, осуществляющим индивидуальный контроль летного состава, должен быть непосредственный. командир. Руководящий состав части обязан проверять на выбор отдельных летчиков (штурманов, операторов), командиров звеньев (отрядов), командиров эскадрилий и их заместителей. Командир полка контролирует летный состав, управления полка и командиров эскадрилий.
В зависимости от уровня подготовки летного составаиобъема задач, выполняемых на предстоящих полетах, индивидуальный контроль может проводиться в классе, на тренажере или в кабине самолета (вертолета). При этом контроль экипажей соответствующие начальники должны осуществлять по 'принципу «сверху вниз», т. е. вначале контролируется начальник, а затем его подчиненные. Это позволяет своевременно . вскрыть недостатки в подготовке и устранить их до начала группового контроля готовности к полетам. ...
В процессе индивидуального контроля проверяющий должен выяснить: усвоение летчиком (экипажем) поставленной перед ним задачи; знание содержания и последовательности выполнения полетных заданий по этапам и элементам полета, запасных аэродромов, полигонов, площадок, зон, радиотехнических средств обеспечения полетов, вопросов безопасности полетов и действии при возникновении особых ситуаций в полете; умение эксплуатировать самолет, его системы, оборудо-' вание, использовать радиотехнические средства самолетовождения, принимать правильные решения в сложной обстановке, грамотно применять тактические приемы в соответствии с обстановкой; правильность выполнения расчетов, подготовку карты, оформление, полетной документации.
Индивидуальный контроль молодых летчиков (штурманов), а также допускающих ошибки в выполнении отдельных элементов полета проводится, как правило, в кабинах самолетов (вертолетов) или на тренажере.
Групповой контроль готовности к полетам проводится при выполнении групповых полетов (полетов в общем боевом порядке), при проведении летно-тактических учений и упражнений. Основной формой группового контроля является розыгрыш полетов, который может проводиться в учебном классе или на специально подготовленной площадке методом «пеший по-летному». Метод розыгрыша определяет командир полка (эскадрильи), исходя из задач летного дня. На розыгрыш полетов привлекаются весь летный состав, участвующий в полетах, а также руководители полетов на аэродроме, полигоне (в зоне, площадке) и при необходимости весь состав ГРП, Проводят групповой контроль командир полка (заместитель командира) —при полетах двух и более подразделений, командир эскадрильи—при полетах одной эскадрильи.
Подготовка к розыгрышу полетов включает: разработку плана розыгрыша; подготовку руководителя, необходимых учебных материалов и места проведения.
План розыгрыша разрабатывает заместитель командира •полка (эскадрильи) с привлечением начальников служб на специальных бланках или в журнале. В нем указываются:
этапы полета; оперативное и учебное время; содержание вводной или контрольного вопроса; содержание ответа или действия отвечающего (в графе могут указываться наименования документов, пособия или страницы, параграфы, где имеется ответ на поставленный вопрос); фамилия отвечающего; оценка, примечания.
Цели и содержание розыгрыша определяет руководитель, исходя из задач, поставленных на полеты. На основе их разработчик предусматривает з начале розыгрыша два-три теоретических вопроса по проверке знаний практической аэродинамики, тактики, эксплуатации авиационной техники и других дисциплин, а также задания на полеты. После этого разрабатываются вводные по этапам полета. При их формировании необходимо четко охарактеризовать этап полета и обстановку, а также внешние признаки отказа, местонахождение, время, условия полета и др. Вводные для розыгрыша «пеший полетному» необходимо подбирать и формулировать таким образом, чтобы ответы на них можно было дать в виде показа, короткого доклада или команды по радио.
Подготовку учебно-методических материалов и места проведения осуществляет штаб с привлечением начальников служб. В классе, где проводится розыгрыш полетов, необходимо иметь классную доску, методические' разработки по выполнению упражнений, схемы выполнения различных маневров, учебные пособия, схемы аэродромов, полигонов, плакаты по аэродинамике, тактике, авиационной технике, макеты самолетов, действующие стенды, а также аппаратуру (для показа кинофрагментов, диапозитивов, слайдов), обеспечивающую передачу замысла руководителя и воспроизведения обстановки по вводным.
Розыгрыш полетов «пеший по-летному» проводится на специально оборудованной площадке или макете, на которых должен быть наглядно изображен район полетов (аэродром базирования, зоны, схемы заходов, маршруты, полигоны, запасные аэродромы, воздушные трассы и местные воздушные линии и др.). Если площадка розыгрыша не имеет необходимого оборудования для разбора теоретических вопросов, целесообразно теоретическую часть розыгрыша провести в классе, а затем продолжить его на площадке. При. проведении розыгрыша на площадке командирам экипажей (групп) и руководителю целесообразно иметь для ведения связи портативные радиостанции или мегафоны.
Розыгрыш необходимо проводить целеустремленно, соблюдать динамику полета. Продолжительность его определяется командиром, организующим полеты,но она, как правило, недолжна превышать одного часа.
Перед началом розыгрыша руководитель обязан конкретно определить условия розыгрыша, охарактеризовать метеообстановку, сообщить уточненные данные по свяаи и другие необходимые сведения.
Формулировка вводной должна быть четкой, предельно ясной, чтобы у летного состава не возникло двоякого понимания. После постановки вводной необходимо дать время для оценки обстановки и принятия решения. Оно должно соответствовать времени, которым будет располагать летчик в реальном полете. По истечении этого времени руководитель называет летчика (члена экипажа), которому следует'доложить по поставленной вводной. Ответ рекомендуется заслушивать в следующей последовательности: оценка обстановки, принятие решения, показ действий с помощью макетов, моделей, схем или подачей команд. Такая последовательность приучает лет-^ ный состав логически мыслить и вырабатывает навыки четко и быстро действовать. Особое внимание при заслушивании докладов по вводным необходимо обращать на знание и умение применять на практике требования и положения КБП, НПП, руководства по летной эксплуатации самолета (вертолета) и других документов, регламентирующих летную работу, а также на время, затрачиваемое на принятие решения и действия. Во всех случаях превышение времени на принятие решения и действия по вводной следует оценивать как недостаточную подготовку к полетам. В зависимости от характера допускаемых ошибок руководитель может объяснить их сущность и правильные действия, выделить дополнительное время на подготовку и контроль или принять решение на отстранение летчика (экипажа) от полетов.
Для повышения эффективности контроля необходимо по каждой вводной заслушивать весь летный состав (ведущих, ведомых, членов экипажа) и лиц ГРП, задействованных в данном эпизоде. При выполнении полетов на тактическом фоне контролируется знание тактической обстановки, расположения и тактико-технических данных средств ПВО противника, способов и маневров по их преодолению и др. Действия в особых случаях полета разыгрываются по его этапам.
По каждому ответу контролируемых следует сделать заключение, указать на допущенные ошибки и изложить правильные и грамотные действия. -
При проведении розыгрыша методом «пеший по-летному» могут отыгрываться в зависимости от характера предстоящих полетов отдельные эпизоды плановой таблицы или этапов полета. Перед его началом экипажи занимают свои места согласно плановой таблице или боевому порядку на площадке розыгрыша. Действия экипажей и групп начинаются по сигналу руководителя объявлением оперативного времени и постановкой вводных. Весь летный состав и лица ГРП подают команды и действуют так, как бы они действовали на реальных полетах при выполнении заданий. Руководитель в процессе динамики розыгрыша подыгрывает дополнительными командами (вводными) согласно плану. При небольших отклонениях (ошибках) летного состава он, не прерывая розыгрыша, разъясняет сущность ошибок и правильные действия. При грубых ошибках руководитель обязан прервать розыгрыш, дать соответствующие разъяснения и только после уяснения экипажами правильных действий продолжить его. Наиболее сложные и ответственные этапы полета могут разыгрываться повторно.
По окончании розыгрыша полетов руководитель оценивает действия летного состава, экипажей, групп и лиц ГРП, делает заключение об их готовности к выполнению поставленной задачи; при необходимости назначает дополнительное. время на подготовку к полетам и повторный контроль готовности или отстраняет экипаж (группу) от полетов.
Предполетная подготовка проводится непосредственно на аэродроме под руководством прямых и непосредственных начальников с привлечением специалистов ИАС и частей (подразделений) обеспечения. В результате ее проведения должны быть изучены, уточнены и доработаны все вопросы, которые не могли быть решены в процессе предварительной подготовки. . ^
Предполетная подготовка включает: изучение и оценку командиром обстановки; контроль готовности аэродрома, КП, КДП, СКП, средств управления и обеспечения полетов; принятие решения на проведение предполетной подготовки, воздушной разведки погоды и указания командира руководящему составу; проведение разведки погоды; предполетную подготовку летного состава и авиационной техники; принятие решения командиром на открытие полетов.
Метеорологические условия и орнитологическая обстановка являются одним из важнейших факторов, определяющих целесообразность полетов и их безопасность.
Оценивая метеорологическую и орнитологическую обстановку, командир лично изучает синоптические и кольцевые •карты погоды, карты барической топографии, схемы и карты орнитологической обстановки; данные радиолокационной разведки погоды; совместно со всем руководящим составом полка заслушивает дежурного синоптика о прогнозе погоды и орнитологической обстановке на летную смену, а также предложения по проведению воздушной разведки погоды, При этом особое внимание обращается на наличие в районе, полетов явлений, неблагоприятных для проведения полетов ^(грозы, метели, туманы, пыльные бури, облачность ниже
установленного минимума, скорость и направление ветра, низкие и высокие температуры воздуха, большие стаи гнездующихся и перелетных птиц и др.).
Особое внимание следует уделить анализу состояния аэродрома, особенно в осеннее, весеннее и зимнее время, когда возможны заносы и гололед. Поэтому контроль готовности аэродрома, КП, КДП, СКП, средств управления и обеспечения полетов командир должен'осуществлять лично (осмотром) до начала оценки обстановки или поручать его РП.
Оценив метеорологическую, орнитологическую, воздущ-ную и наземную обстановку, командир полка предварительно определяет вариант полетов и принимает решение на. предполетную подготовку и воздушную разведку погоды. О принятом решении он докладывает командиру соединения (старшему начальнику) и после его утверждения дает указание руководящему составу полка и частей обеспечения о порядке проведения предполетной подготовки, воздушной разведки погоды и уточняет задачу экипажу-разведчику погоды, расчету КП и ГРП. Содержание указании командира определяется характером полетов и конкретно сложившейся обстановкой.
Предполетная подготовка летного состава проводится под руководством непосредственных командиров (начальников) и включает: медицинский контроль; прием авиационной техники; тренажи в кабинах самолетов (вертолетов); предполетные указания; выполнение необходимых расчетов для конкретных условий полета; надевание, подгонку и проверку спецобмун-дирования; подготовку и проверку рабочих мест в кабине самолета (вертолета) к выполнению предстоящего полетного задания и продумывание последовательности действий по этапам полета.
Медицинский контроль организуется начальником медицинской службы в соответствии с решением командира части на полеты и руководством по медицинскому обеспечению полетов авиации Вооруженных Сил СССР. Предполетный медицинский контроль осуществляет дежурный врач. Его проходят все члены летных экипажей в индивидуальном порядке. Присутствие других лиц в процессе контроля не допускается. Каждый член экипажа в случае ухудшения самочувствия обязан доложить об этом командиру (врачу, осуществляющему медицинский контроль).