АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

ПО СИСТЕМЕ ГЕОРГИЯ ТОВСТОНОГОВА

Подписано в печать 16.03.10. Формат 84х108'/з:г-Усл. печ. л. 16,8. Тираж 5000 экз. Заказ № 1945и.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.01 280.10.09 от 20.10.2009 г.

ООО «Издательство АСТ»

141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, ул. Заречная, д. 96. ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

©Э. Сарабьии, 2009

© ООО « Издательство АСТ», 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Предуведомление...................................... ……………………………….9

Что такое актерский тренинг

по Товстоногову …………………………………………………………………11

Актерский тренинг с элементами

режиссуры…………………………………………………………………….13

Как заниматься по этой книге……………………………………………15

Кому адресована эта книга……………………………………………….16

Глава первая.

РАСПОЗНАВАНИЕ МОТИВОВ.

ТРЕНИНГ НАБЛЮДЕНИЯ…………………………………………20

Тренинговое задание № 1…………………………………………….........31

Тренинговое задание №2…………………………………………….......36

Глава вторая.

КРУГИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

ТРЕНИНГ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ…………………………………….40

Обстоятельства большого круга………………………………………….44

Обстоятельства среднего и малого кругов……………………………..47

Тренинговое задание №3.................. …………………………………53

Тренинговое задание №4.................. …………………………………62

Глава третья.

МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА

И СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО.

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД ПЬЕСЫ.

ТРЕНИНГ СОБЫТИЙ………………………………………………...63

Метод действенного анализа

и его составляющие…………………………………………………………….70

Определение событийного ряда………………………………………………74

Тренинговое задание №5…………………………………………….......79

Тренинговое задание №6................... …………………………………84

Глава четвертая.

СВЕРХЗАДАЧА. ТРЕНИНГ

СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ…………………………………………….85

Как определить сверхзадачу?........... …………………………………...…91

Сквозное действие............................. ………………………………….…97

Тренинговое упражнение №7.......... ………………………………..100

Тренинговое задание №8................. ………………………………...107

Глава пятая

ВЫБОР ПЬЕСЫ И ПЕРВАЯ ЧИТКА.

ОТКРИТИЕ ПЬЕСЫ.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ВИДЕНИЕ.

ТРЕНИНГ ВПЕЧАТЛЕНИЯ........ ……………………………….109

Тренинговое упражнение №9.......... ………………………………115

Первая читка пьесы. Опасность видения ……………………………..115

Первое впечатление......................... …………………………………..120

Тренинг впечатления………………………………………………………..125

Тренинговое задание № 10…………………………………………..128

Тренинговое задание № 11…………………………………………..134

Тренинговое задание №12............... ……………………………...135

Глава шестая.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ.

ТРЕНИНГ ЖАНРА……………………………………………………136

Что такое жанр?............................................................................137

Жанровые различия пьес.................. …………………………………139

Определяющее значение жанра....... ………………………………....143

Тренинговое задание №13………………………………………….147

Глава седьмая.

ЗАМЫСЕЛ РЕЖИССЕРА И

АКТЕРА. ЗРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

ПЬЕСЫ. ТРЕНИНГ ВООБРАЖЕНИЯ ……………………………...164

Замысел как основа сценического решения пьесы………………….167

Как рождается замысел .................. ……………………………….….169

Режиссерское видение и зрительное

решение пьесы.................................. ……………………………....173

Трснинговое задание №14 .............. …………………………………. 176

Глава восьмая.

КОНФЛИКТ КАК ОСНОВА ПЬЕСЫ.

ТРЕНИНГ ОБНАРУЖЕНИЯ

КОНФЛИКТА.................................... …………………………………………..184

Обнаружение конфликта.................. ……………………………………..186

Тренинговое задание №15................ …………………………………………189

Глава девятая.

ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРА И ЗРИТЕЛЯ.

СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА.

ТРЕНИНГ ВОСПРИЯТИЯ............ ………………………………………….209

Восприятие актера и зрителя.

Настройка восприятия.

Что такое атмосфера театра............. …………………………………….211

атмосфера спектакля......................... ……………………………………214

Сценическая атмосфера и авторский замысел…………………………..218

Тренинговое задание №16............... ………………………………………..220

Тренинговое задание № 17.............. …………………………………………240

Глава десятая.

ОБНАРУЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ. ТУАЛЕТ АКТЕРА.