СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автократ – руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителю.

АСУ – автоматизированная система управления - ряд технологий производства, позволяющих управлять работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Адаптивная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Административные полномочия – форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

Анализ на безубыточность – метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.

Базисные (основные, первичные) потребности – врожденные, обычно, биофизиологические потребности.

Бюджет – план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме, как правило, денежной. Служит в качестве контрольного эталона.

Бюрократия - тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основанные на компетенции работника.

Вертикальное разделение труда – разделение, координация усилий и выполнение составляющих работу компонентов (управление и производство). Создает уровни управления.

Власть – возможность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Влияние – любое воздействие, влекущее за собой изменение в поведении других людей.

Внешняя среда– окружающая организацию экономическая, социально-демографическая, политическая, законодательная, культурно-историческая, экологическая обстановка, влияющая на ее деятельность.

Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, задачи, технология и люди (сотрудники турфирмы).

Вторичные потребности - потребности, имеющие психосоциальную природу, приобретаются людьми в процессе их социализации.

Горизонтальное разделение труда– разделение работы в организации на составные компоненты, обычно по функциональным признакам.

Делегирование– передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за их выполнение.

Демократичный руководитель – руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

Дерево решений - схематическое представление сложного процесса принятия решений по какой-либо задаче.

Двухфакторная модель Херцберга – модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотиваторы.

Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.

Должностные инструкции – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

Задания– предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Иерархия потребностей Маслоу – выстраивание всех потребностей людей в виде иерархически зависимой пирамиды, в основе которой находятся биофизиологические потребности, а затем, потребности безопасности, социальные, уважения и любви, самовыражения.

Канал связи – средство передачи информации. Выделяют вербальный, письменный и невербальный каналы.

Коммуникация – обмен информацией между двумя и более людьми.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

Культура организации - морально-психологическая атмосфера, социальный климат, технологическое совершенство, проявляющиеся в качестве выпускаемых товаров (услуг) и внешнем виде организации.

Либеральный руководитель – руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле за своей работой.

Лидер – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство коллективом. Человек, обладающий и реально пользующийся своей способностью оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.

Линейные полномочия – полномочия, которые передаются от начальника непосредственному подчиненному и далее другим подчиненным.

Матричная организация – тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

Метод ПЕРТ (project evaluation and review technique) – система управления проектами, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.

Метод экспертных оценок – метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Миссия – в планировании основная общая цель или задача организации (ее предназначение).

Модель массового обслуживания – модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очередей.

Модель Портера-Лоурера – ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожидания и теории справедливости. Включает пять элементов: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

Модель принятия решений Врума-Йеттона – вероятностная модель руководства, делающая упор на процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель Хоманса – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

Мотивация– процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Неформальная организация – спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

Обратная связь– реакция на сообщение, которая помогает отправителю информации определить, воспринята ли отправленная им информация.

Объем управления - число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Планирование– систематический, сознательный процесс принятия решений о целях и действиях, которые отдельный человек, группа или коллектив в целом, будут выполнять в будущем.

Плоская структура - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.

Построение организации – процесс формирования структуры организации. Может называться также департаментализацией.

Правила – точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.

Продуктовая организационная структура – структура, основным элементом которой являются отделения, ответственные за выпуск основных типов продукции.

Процедуры– предписания относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.

Процесс управления – общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

Процессный подход к управлению – подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

Рабочая группа – группа, состоящая из лиц, работающих вместе. Как правило, небольшая по численности, и включает в себя сотрудников одного подразделения.

Решение – выбор альтернативы.

Риск - уровень неопределенности в предсказании результата.

Сетка управления (managerial grid) – двухмерный подход к оценке эффективности руководства. Согласно этому подходу в руководстве различаются 5 основных стилей: вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная – «заботу о производстве».

Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Ситуативная модель Фидлера– модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная, т.е. законная власть, данная руководителю по должности.

Ситуационная теория мотивации - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.

Содержательные теории мотиваций – теории мотиваций, основанные на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Херцберга, Дэвида МакКлелланда.

Создание организации – процесс создания структуры организации, которая дает возможность сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

Соотношение целей и средств – модель руководства, согласно которой руководители должны реализовать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

Социальная ответственность– действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Проявляется в ответственности руководства за эффективную работу своей организации в целом, и всего персонала – за качество и востребованность выпускаемой продукции и услуг.

Стандарт – конкретная цель, продвижение к которой поддается измерению.

Стиль руководства – обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Выделяют автократический, демократический и либеральный стили.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегия– общий, всесторонний план достижения целей.

Тактика– краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Текущий контроль – этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ.

Теория игр - метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.

Теория «Х» - термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод – людей надо принуждать работать.

Теория «У» - термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом.

Теория ожидания – концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой – либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

Теория Мак Клелланда – модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.

Теория систем- концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаимосвязанных частей, которая пытается достичь разнообразных целей в изменяющейся внешней среде.

Теория справедливости – ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиями и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.

Технологические категории Вудворда – широко известная система типов классификации технологий. Типы технологий включают малосерийное, крупносерийное и непрерывное производства.

Технологические категории Томпсона – система классификационных технологий. Они включают устойчивые, или долговременные, среднесрочные и интенсивные типы технологий.

Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг.

Убеждение – приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другому или группе людей.

Функциональная организационная структура - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.

Функциональные полномочия – форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.

Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

Цели – в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. Цепь команд – иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как «скалярная подчиненность» или «скалярная цепь команд».