Тема 4-5:Организация работы по управлению предприятием туризма. Внутренняя и внешняя среда турбизнеса.

Время – 4 часа.

Цель занятия- выяснить сущность понятия структура управления и выработать навык проектирования организационных структур турфирм.

Форма проведения - выездное занятие в турфирме «Пулково-Экспресс».

Практические задания:

1.Спроектировать организационную структуру туроператора, занимающегося зарубежным туризмом.

2.Спроектировать организационную структуру туроператора, занимающегося зарубежным туризмом и приемом иностранных туристов в Санкт-Петербурге и имеющего филиалы в Москве и Екатеринбурге.

3. Внешняя и внутренняя среда турбизнеса и ее влияние на работу турпредприятия.

Технические условия для первого задания

Туроператор занимается только выездным туризмом, количество отправляемых туристов составляет 2000 человек в год. Шаг контроля руководителя 7 человек.

Технические условия для второго задания

Туроператор отправляет за границу 4000 человек в год. Шаг контроля руководителя 7 человек.

Методические рекомендации по решению заданий

При подготовке к занятию студентам рекомендуется, прежде всего, обратить внимание на такие понятия, как система и структура, выяснить причины происхождения различных типов структур, спрогнозировать появление новых типов структур, в частности, виртуальных, в ХХI веке. Особенно внимательно рекомендуется проработать монографии Короткова Э.М., Мильнера Б.З., Пригожина И., Уемова А.И., дающих комплексный взгляд на проблемы систем и структур.

Список литературы

Основная литература

1. Волошин Н.И. Туризм как объект управления. – М.,2002.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – М.,2006.

3. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – М.,2004.

4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. – М.,2000.

5. Квартальнов В.А.Теория и практика туризма. – М.,2003.

6. Пирсон Б.Краткий курс МВА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. – М.,2004.

7. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма. – М.,2002.

Дополнительная литература

1. Антонов В.Г.Эволюция организационных структур//Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.-№ 1.

2. Беляев АА., Коротков Э.М. Систематология. Учебник. – М.,2000.

3. Бир С. Мозг фирмы. – М.,1993.

4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.,2004.

5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.,2007.

6. Коротков Э.М., Солдатова И.Ю., Чернышова О.Н.Основы менеджмента. – М.,2007.

7. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.,2000.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело,2002.

9. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.,2003.

10.Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения.- М.,2001.

11.Пригожин И.Организация: системы и люди. - М.,1983.

12. Уемов А.И.Системный подход и общая теория систем. - М.,1978.

Для осуществления самоконтроля (самопроверки) достижения учебных целей занятия студенту надлежит выполнить тестовое задание по данной теме (см. раздел 5).

 

План практического занятия № 3

Темы 6-7: Стратегическое и текущее планирование работы турпредприятия. Бизнес-планирование и его использование в туризме.

Время – 4 часа

Цель занятия – научиться разрабатывать планы работы турфирмы и гостиницы.

Форма занятия – лабораторная.

Практические задания:

1. Разработать бизнес-план новой турфирмы.

2. Разработать план отправки туристов турфирмой «Х» на 200_ год.

3. Разработать управленческое решение по выводу гостиницы «Х» из кризиса.

Техническое условие для выполнения первого задания:

Турфирма будет располагаться в Петербурге, фирма не имеет стартового капитала, вид туризма, которым фирма планирует заняться – зарубежный.

Техническое условие для выполнения второго задания:

Турфирма пять лет успешно работает на рынке Петербурга, занимаясь зарубежным туризмом, отправляя туристов в Финляндию, Швецию, Францию, Германию, Италию, Турцию, Египет, Тунис. Ежегодная прибыль фирмы составляла полтора миллиона рублей. На шестой год фирма поставила заработать прибыль в два миллиона рублей. Сколько туристов ей придется отправить.

Техническое задание для выполнения третьего задания:

Гостинца «Х» на пятьсот мест на берегу Финского залива пришла в состояние банкротства. Разработайте решения, которые, на ваш взгляд, помогут ей выйти из кризиса.