Тема: Введение. Понятие, сущность и значение менеджмента в современной России

Время – 2 часа

Цель занятия – понять причины появления теории и практики менеджмента на рубеже 80-90-х годов ХХ века в России, а также выяснить его сущность и значение для экономики, социально-культурного сервиса и туризма в современной России.

Форма занятия – коллоквиум.

Вопросы для обсуждения:

1.Рыночная реформа в России начала 90-х годов ХХ века и ее значение для развития бизнеса.Формы активных бизнес единиц в сервисе и туризме, появившиеся в 90-е годы ХХ века.

2.Понятие и виды туризма в современной России.

3.Менеджмент как наука и искусство в управлении организацией сервиса и туризма.

4.Объект и субъект управления в организации сервиса и туризма.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1.Эволюция управленческой мысли в мире и ее использование в современной России.

2.Особенности менеджмента в сервисе и туризме.

3.Федеральный Закон « Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года и его значение для развития туризма в 90-е годы.

4.Туристский регион: понятие, состав, задачи.

5.Виды и формы туристских организаций.

Практические задания:

1.Составить таблицу определений понятия «менеджмент»

2.Составить таблицу для сравнения терминов и понятий, принятых Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05 февраля 2007 года.

Методические рекомендации по решению заданий

При подготовке к практическому занятию студентам рекомендуется обратить внимание на взаимосвязь рыночных реформ в нашей стране и появление новой научной дисциплины-теории менеджмента и ее применения в социально-культурном сервисе и туризме. Студентам также рекомендуется обратить внимание на разные определения менеджмента, которые дают отечественные и зарубежные авторы, дать их сравнительный анализ и вычленить сущность этого явления. На занятии также рекомендуется обратить внимание на такие понятия, как тур, туристский продукт (турпродукт), туристский регион, туристский ресурс и другие, которые были закреплены в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» в 1996 году и новым законом 2007 года. Необходимо также обратить внимание на роль менеджмента в развитии туризма региона.

Список литературы

Основная литература

1. Зайцева Н.А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – М.,2003.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент в туризме. – М.2006.

3. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник для образоват. учр. тур.профиля. – М.,2002.

Дополнительная литература

1. Веснин В.Р. Менеджмента. – М.,2007.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – М.,2004.

3. История менеджмента. Уч. пос. под ред. Д.В.Валового. – М.,Инфра,1997.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.,2007.

5. Коэн Р. и др. Курс МВА по менеджменту. – М.,2007.

6. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.,2002.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002.

Для осуществления самоконтроля (самопроверки) достижения учебных целей занятия студенту надлежит выполнить тестовое задание по данной теме (см. раздел 5).

 

План практического занятия № 2