Общие положения

Практические занятия (далее – ПЗ) наряду с лекциями являются видом аудиторных занятий, главная цель которых состоит в более глубоком изучении проблем дисциплины, вынесенных на обсуждение аудитории.

Качественное проведение практических занятий требует усилий и от студентов, и от преподавателя. Эту работу условно можно разделить на три этапа.

1этап - подготовка к ПЗ. На этом этапе студент самостоятельно или с помощью преподавателя выбирает тему доклада и готовится к решению проблем, вынесенных на ПЗ. Для того, чтобы подготовиться к ПЗ, студент за несколько дней до занятия должен ознакомиться с планом и проблемами для решения, выбрать из списка предлагаемой литературы необходимые учебники и монографии, найти в них ответы на вопросы ПЗ и законспектировать их в своем конспекте по данному предмету. Если студент готовит доклад, он должен воспользоваться дополнительной литературой, предлагаемой к данному занятию. Доклад также должен быть законспектирован, чтобы им удобно было пользоваться во время ПЗ.

Наиболее распространенными ошибками являются две:

- первая ошибка состоит в том, что студент ограничивается при подготовке к ПЗ конспектом лекции по данной теме.

- вторая ошибка – вместо составления конспекта студент ксерокопирует материал из учебника или монографии, и принимает его за конспект.

Ксерокопировать материал можно, но лишь для того, чтобы с ним затем дома поработать и составить на его основе свой конспект.

2-этап - работа на ПЗ.Суть данного этапа состоит в том, чтобы в ходе решения проблемы или обсуждения вопросов плана ПЗ, решить главную задачу - более глубоко понять и усвоить содержание темы ПЗ.

В ходе выступлений, обсуждений, добавлений студенты под руководством преподавателя приходят к требуемым заключениям. Чем активнее студент выступает на каждом ПЗ, тем глубже он проникает в содержание темы ПЗ, тем прочнее он усваивает материал всей дисциплины.

Если на 1 этапе студент работает самостоятельно в библиотеке или дома, то данный этап проходит в аудитории, турфирме, гостинице и совпадает с собственно проведением ПЗ.

После взаимных приветствий, контроля явки студентов преподаватель объявляет тему и цель ПЗ, порядок решения или обсуждения вопросов и приглашает студентов к решению поставленных задач или заслушиванию доклада (если они есть) и выступлениям по плану ПЗ.

Доклад студента - это развернутое выступление, подробно раскрывающее тему, с анализом причин, сути, результатов процесса или явления управленческой деятельности руководителя турфирмы (гостиницы). Обычно длится около 10-15 минут.

Выступлениепо вопросу плана ПЗ или при обсуждении доклада должно быть обоснованным озвучиванием содержания ответа на весь вопрос или его аспект и содержать также анализ причин, сущность, результаты управленческого процесса в деятельности турфирмы или предприятия социально-культурного сервиса (СКС). И доклад, и выступление заканчиваются выводами, которые студент делает самостоятельно или с помощью преподавателя.

При выступлении на практическом занятии студент имеет право пользоваться своим конспектом, справочным, наглядным и др. материалом для доказательства своих идей и выводов. В докладах и выступлениях студентам рекомендуется не ограничиваться раскрытием точки зрения того или иного автора, а рекомендуется давать их анализ, высказывать свои взгляды на проблему и стремиться его отстоять в ходе обсуждения (дискуссии).

После доклада или выступления студент должен быть готов ответить на вопросы товарищей по группе и преподавателя для уточнения каких-то деталей или обоснований.

В ходе обсуждений студенты выступают сдобавлениями, в которых «добавляют», «уточняют», «оттеняют» тот или иной аспект чьего-либо выступления мыслью в форме логически законченной фразы, состоящей из нескольких предложений, продолжительностью 1-3 минуты. Высказывание нескольких слов или даже фраз, логически не связанных с выступлением своего товарища по группе, «добавлением» и тем более «выступлением» не считаются.

После обсуждения решения задач плана ПЗ преподаватель с помощью студентов или самостоятельно расставляет акценты и выделяет главное в том или ином вопросе.

3этап - подведение итогов ПЗ. После решения поставленных задач или всех выступлений по теме ПЗ преподаватель подводит его итоги, подчеркивает вывод и основную идею темы ПЗ, дает оценку всем выступлениям и объясняет тему следующего занятия. В случае необходимости он может тут же определить темы докладов и выступлений определенным студентам для следующего ПЗ.

Некоторые темы ПЗ могут заканчиваться тестированием знаний студентов, о чем их предупреждают заранее. Преподаватель может на ПЗ вместо устного обсуждения вопросов, для более точной оценки качества их подготовки к ПЗ, провести тестирование без предварительного уведомления студентов.

Работа студентов на ПЗ учитывается преподавателем при проведении итогового контроля знаний студентов по дисциплине. Поэтому каждый студент должен стремиться к тому, чтобы более активно работать на ПЗ, т.к. это ведет к упрочению их знаний, выработке профессиональных навыков и повышению оценки на экзамене.

В целом алгоритм подготовки и работы студента на ПЗ можно представить в виде следующих этапов:

1.Выбор задания или темы доклада для выступления.

2.Подбор учебной и научной литературы по решаемой проблеме (докладу).

3.Изучение подобранной литературы.

4.Составление конспекта проработанной информации.

5.Составление плана своего выступления на практическом занятии.

6.Решение задачи или выступление на ПЗ по вопросу или с докладом.

7. Подведение итогов ПЗ.

 

Планы практических занятий

 

План практического занятия № 1