I. Задание для самостоятельной работы
Государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению практических занятий
Дисциплина: «Основы документооборота в таможенных органах»
Направление подготовки: 036401.65 – «Таможенное дело»
(для студентов очной и заочной форм обучения)
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Ростов-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры (протокол от «____» ________2014 г. № 10) |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению практических занятий
«Основы документооборота в таможенных органах»
Направление подготовки:036401.65 – «Таможенное дело»
(для студентов очной и заочной форм обучения)
Квалификация (степень) выпускника:специалист
Ростов-на-Дону
Авторы-СОСТАВИТЕЛи:
А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук, доцент
Е.А. Рыхлова, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров кадровой службы ЮТУ, советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса
Ответственный за выпуск:
А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
Н.Ю. Горлова, заместитель декана экономического факультета Ростовского филиала РТА, кандидат экономических наук
В.М. Левин, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала РТА, кандидат философских наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от ___________2014 г. № __)
© Российская таможенная академия, 2014
Ростовский филиал
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Документирование информации и основные этапы его формирования и становления.
Тема 1.1. Развитие делопроизводства в России.
I. Задание для самостоятельной работы
1. Дайте определение ключевым понятиям темы:
«документ», «делопроизводство», «приказ», «приказной работник», «дьяк», «чернение», «беление», «приказные избы», «столп», «коллегия», «канцелярия», «формуляр», «производство дел».
2. Изучите Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. По этим законодательным актам определите и выявите:
- структуру органов государственного управления;
- состав и должностные обязанности «служилых людей»;
- направления законодательной регламентации работы с документами.
3. Изучите Генеральный регламент 1720 г. и выявите: основные требования к организации делопроизводства в коллегиях и должностные обязанности канцелярских служащих.
4. Изучите схему исполнения документов в коллегиях.
5. Изучите Общее губернское учреждение 1775 г. и выявите основные требования к организации делопроизводства в местных учреждениях и должностные обязанности канцелярских служащих.
6. Изучите схему исполнения документов в местных учреждениях.
7. Проанализируйте дело, сформированное в местных учреждениях. При проведении анализа необходимо выявить: структуру документа, используемую форму оформления документа, используемые реквизиты, при оформлении документа, способы расположения реквизитов на бланке документа.
II. План практических занятий
Данное практическое занятие предполагает проведение дебатов по следующим вопросам:
1. Сравнительный анализ основных этапов развития делопроизводства в России.
2. Современное делопроизводство в таможенных органах: рутина или необходимое управленческое условие.
3. Какое делопроизводство более эффективное и оптимальное: дореволюционное или советское?
4. Особенность современного делопроизводства.
5. Документирование информации: история и современность.
6. Специфика приказного этапа делопроизводства.
7. Реформа делопроизводства в период правления Петра I (коллежское делопроизводство).
8. Развитие делопроизводства в советский период.
9. Система министерского делопроизводства.
Изучив особенности и характерные черты систем приказного, коллежского, министерского и современного делопроизводства, заполнить структурно-логическую таблицу сравнения этапов (процедур) делопроизводства в разные периоды времени:
Этап Процедура | Приказное дело-производство | Коллежское дело- производство | Министерское дело-производство | Современное дело-производство |
Получение, первичная обработка, регистрация документа | ||||
Наложение резолюции («выписать справку») | ||||
Исполнение документа | ||||
Контроль | ||||
Направление документа на хранение («вклеить в столп»; «в дело») | ||||
Указание на подготовку документа | ||||
Исправление документа («чернеиие») | ||||
Подготовка «чистовика» («беление», «переписка набело») | ||||
Сверка («справле-ние» и удостовере-ние соответствия беловика чистовику) | ||||
Подпись и визирование документа («подписа-ние через всю страницу») | ||||
Отправление документа |