Краткая теоретическая справка

Качество – философская категория. Впервыеподвергнуто анализу Аристотелем в 3 в. до н. э.

Качество – конкретная историческая категория. В повседневной жизни (практике) понятия качества многообразны, неточны, но в каждом конкретном случае они отражают определенные потребности, имеющиеся в обществе.

Уровень качества познается в сравнении. Для развития мировой торговли и эффективной деятельности понятие «качество» было стандартизовано: MC ИСО-9000 MC ISO-9000

Впервые в 1986 году международной организацией ISO была дана формулировка термина «качества» для всех отраслей. Это определение содержалось в ISO-8402-86.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые не придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В MC ISO-94 г. понятие «качество» уточнилось. Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В МС ISO -9000-2000 года и ISO -9000-2008 года: качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Требование – потребность или ожидание, которое установлено, предполагается, является обязательным. Характеристика – отличительное свойство продукции.

С точки зрения специалистов по управлению качеством, определение качества, содержащееся в МС ISO -9000 2000 и 2008 годов является всеобъемлющим и целенаправленным, так как в предоставлении услуги и реализации продукции задачи производителя состоят в том, чтобы понять, что от него ждет потребитель и как он может удовлетворить ожидание.

Рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей, а на удовлетворение потребностей, которые подкреплены платёжеспособным свойством потребителя.

МС ISO-9000 продукция определена как результат процесса. Различают 4 категории продукции:

1. Услуги.

2. ПО.

3. Переработанные материалы.

4. Оборудование.

Дано определение каждой категории продукции МС ISO-9000 определены требования к продукции:

1) продукция должна отвечать определенным требованиям и соответствовать области назначения и применения;

2) удовлетворять требования потребителей;

3) соответствовать техническим требованиям и стандартам;

4) отвечать требованиям общества.

В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI). Индекс развития человеческого потенциала позволяет учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:

1) дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;

2) образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

3) долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5–0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека.

Практические задания по теме 1:

 

Письменно ответьте на вопросы

1. Определите понятие «качество продукции».

2. Почему Российская промышленность имеет такое серьезное отставание по качеству по многим видам продукции от развитых стран?

3. Как переход от индивидуального производства к массовому сказался на качестве продукции?

4. Что мы имеем в виду, говоря о возрастании тяжести экономических последствий от неудовлетворительного качества?

5. Почему взросла роль качества в международной торговле?

6. В чем заключается возросшая роль качества для безопасности людей и экологии?

7. Почему рост образовательного и культурного уровня связывают с изменением отношения к качеству?

8. Чем отличается философский и научно-технический аспекты качества друг от друга?

9. Почему доля потерь от качества проекта, по отношению ко всем потерям от низкого качества самая высокая в Японии?

10. Что должен делать изготовитель, чтобы обеспечить высокое качество эксплуатации изготавливаемой продукции?

11. Как определяется понятие качество услуги?

12. Опишите основные объекты качества.

13. Что означает рассмотрение продукта как вещи в себе? Какие продукты или услуги на современном рынке производятся с позиции этого подхода?

14. Что означает рассмотрение продукта как вещи для нас? Какие продукты или услуги на современном рынке производятся с позиции этого подхода?

15. Прокомментируйте категорию надежность на примере некоторого материального товара.

16. Прокомментируйте категорию безопасность на примере некоторой услуги.

17. Прокомментируйте категорию коммуникативность на примере некоторой услуги.

18. Прокомментируйте категорию компетентность на примере некоторой услуги.

19. Прокомментируйте категорию понимание и отзывчивость на примере некоторой услуги.

20. Прокомментируйте категорию осязаемость на примере некоторой услуги.

21. Дайте определение простого качества.

22. Дайте определение интегрального качества.

23. Прокомментируйте категорию «функциональное качество процесса» на примере некоторой услуги.

24. Прокомментируйте категорию «техническое качество результата» на примере некоторой услуги.

25. Приведите пример конкурентного преимущества, которое было достигнуто компанией за счет функционального качества.

26. Найдите в Интернете рейтинг стран по ИРЧП и определите место России в этом списке. Как вы считаете, какие причины лежат в основе этого места страны в рейтинге?