Научные школы и подходы менеджмента в хронологическом порядке в период с 1920-1950гг.
Цель классической школы управления создание универсальных принципов управления.
Высшие достижения школы научного управления Разработка анализа рабочих операций (тест в интернете), управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.
Классификация управленческих школ, базирующаяся на хронологическом подходе, включает шесть школ, которые, подчиняясь принципу хронологии, могут быть перечислены и рассмотрены в следующей последовательности:
1. Школа научного менеджмента (1885–1920 гг.).
Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г Форд, Г Ганнт. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.
В целом же заслуга Тейлора и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:
- использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
-отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;
- обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
-систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
-выделение планирования в отдельный процесс;
-утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.
2. Классическая школа (школа административного управления) (1920–1950 гг.). Представители: А. Файоль, Л Урвик, Д.Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
· разделение труда;
· власть и ответственность;
· дисциплина;
· единоначалие;
· единство руководства;
· подчинение частных интересов общим;
· вознаграждение;
· концентрация или рассредоточение власти;
· скалярная цепь;
· порядок;
· справедливость;
· стабильность рабочего места для персонала;
· инициатива;
· корпоративный дух;
Выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные;
Разделил операции на функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.
3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1980).Представители:
Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо, А.Маслоу.
Перенос центра тяжести в управлении с распределением функций и выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Исследователи этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении.
Искусство общения с людьми, делает вывод Мэйо, должно стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления. Под «человеческим фактором» в психологии понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.
С конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформироваться в школу «поведенческих наук».
Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт; Д. Мак Грегор; А. Маслоу. Представители этого направления занимали уже не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности работы отдельного работника и организации в целом. Главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих личных возможностей и раскрытии творческого потенциала.
4. Школа поведенческих наук (1950 г. — по настоящее время).Возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физике и др.
Суть количественного научного похода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематичное отображение будущей реальной ситуации.