Практическая работа 1. Демографическая емкость территорий

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие ориентировано на подготовку студентов по дисциплине «Экология». Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы – природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Современный подход к задачам экологии обозначил развитие новых научных направлений – инженерной экологии, биотехнологии, генной инженерии, геоэкологии и других наук. Любое вмешательство в окружающую среду может привести к непредвиденным последствиям. Важно учитывать состояние природных комплексов: свойства ландшафта данной местности, степень увлажненности, характер растительности и продуктивности, и многие другие факторы, от которых зависит устойчивость экосистем к техногенным воздействиям.

В пособии предлагается ряд практических работ, выполнение которых обеспечивает развитие навыков системного анализа и обработки экологической информации, закрепление и совершенствование знаний, применяемых в региональной экологии и смежных направлениях, способствует формированию экологической культуры.

Цель дисциплины – повышение качества подготовки бакалавров в области экологии и защиты окружающей среды путем получения ими практических навыков и умений для решения конкретных профессиональных задач.

Основные задачи дисциплины – получение обучаемыми теоретических знаний и практических навыков, необходимых: для реализации законов и других нормативных документов в области экологии и охраны окружающей среды; для разработки способов достижения устойчивого развития; для реализации организационных, правовых и экономических средств предотвращения экологического кризиса


Практическая работа 1. Демографическая емкость территорий

 

Цель занятия: получение практических навыков определения показателей экологического равновесия урбанизированных территорий.

Задачи:

- изучить общие вопросы урбоэкологии;

- изучить особенности, виды, источники загрязнения городской среды;

- изучить методы оценки состояния окружающей среды;

Учебные вопросы:

1. Понятие «урбанизированная территория».

2. Загрязнение атмосферы: кислотные дожди, истончение озонового слоя.

3. Мониторинг состояния городской среды

4. Демографическая политика Российской Федерации.

5. Концепция устойчивого развития

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о:

- современных проблемах урбанизированных территорий;

- экологической безопасности городской среды;

знать:

- состав и свойства основных компонентов природной среды;

- источники загрязнения окружающей среды;

- обеспечение экологического равновесия;

- основные факторы воздействия техносферы на природную среду;

- принципы и методы защиты среды от негативного антропогенного воздействия.

уметь:

- оценивать изменения окружающей среды на урбанизированных территориях;

- разрабатывать проекты рекреационных территорий;

- оценивать ресурсы урбанистической системы;