По выполнению программы производственной практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(по профилю специальности)
для студентов 3 курса специальности
071501 Народное художественное творчество (по видам)
Вид: Театральное творчество
САМАРА
«Утверждено»
на заседании предметно-цикловой комиссии
«Театральных дисциплин»
Протокол №____ от _____________2012 г.
Председатель ПЦК _____________________________ Любаев Д.В.
Составители:
Любаев Д.В., преподаватель ГБОУ СПО - техникума
«Самарское областное училище
культуры и искусств»
Богачева Е.Д., преподаватель ГБОУ СПО - техникума
«Самарское областное училище
культуры и искусств»
Методические рекомендации к выполнению программы производственной практики (по профилю специальности) на специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам) Вид: Театральное творчество /Сост. Любаев Д. В., Богачева Е.Д. - Самара: ГБОУ СПО Т «СОУКИ», 2012.
Методические рекомендации к выполнению программы производственной практики (по профилю специальности) разработаны для студентов 3 курса профессионального модуля ПМ.01. «Художественно-творческая деятельность» МДК 01.01. «Мастерство режиссера»; МДК.01.02. «Исполнительская подготовка» и ПМ.02. «Педагогическая деятельность» МДК 02.02. «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам) Вид: Театральное творчество.
Производственная практика (по профилю специальности) направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, с последующим применением их в профессиональной деятельности.
Практика является обязательным разделом ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 071501 Народное художественное творчество по видам в части освоения квалификации: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель.
Практика по профилю специальности обеспечивает практико-ориентированную подготовку обучающихся и делится на: учебную и производственную. Она реализуется на базах:
учреждений социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
региональных и муниципальных управлений (отделы) культуры;
домов народного творчества;
учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений;
любительских творческих коллективов; досуговых формирований (объединений).
Программа по производственной практике включает в себя два вида деятельности:
Художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).
Педагогическая деятельность (в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных школах).
В рамках художественно-творческой деятельности, обучающийся формирует практические умения:
· анализировать литературное и драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку;
· проводить режиссерский анализ, выявлять сквозное действие роли и сверхзадачу спектакля;
· разрабатывать постановочный план спектакля и режиссерскую экспликацию;
· работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности;
· проводить психофизический тренинг и работать с актером над речью;
· выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия;
· применять двигательные навыки и умения в актерской работе;
· находить и использовать пластическую характеристику образа;
· осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения;
· изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы выгородки, мелкий реквизит;
· использовать технику и приемы гримирования при работе над образом;
· проводить занятия по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению.
Педагогическая деятельность, на базах практики способствует формированию следующих практических умений:
· использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;
· организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;
· пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;
· общаться и работать с людьми разного возраста;
· правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
· организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;
· анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методические материалами;
· подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;
· использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом.
Студент - практикант, предварительно познакомившись с базой практики и обсудив план - задание с руководителем образовательного учреждения, учреждения культуры, учреждения дополнительного образования, творческого коллектива и т.д. выбирает для реализации репертуар для самостоятельной работы (литературное, драматургическое произведение).
ПЛАН-ЗАДАНИЕ
№ | Содержание работы | Навыки и умения | Вид деятельности |
1. Предварительная подготовка студента к производственной практики по профилю специальности: | |||
1.1. | Знакомство с базой практики. | Организовать социально-культурную деятельность в культурно - досуговых и образовательных учреждениях. | Организационно-управленческая деятельность |
1.2. | Разработка тренингов по актерскому мастерству. | Проводить занятия по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению. | Художественно-творческая деятельность |
1.3. | Разработка тренингов по сценической речи. | ||
1.4. | Разработка разминочных тренингов по сценическому движению. | ||
1.5. | Подбор литературного и драматургического материала (рассказа, сказки, пьесы) для осуществления театральной постановки. | Анализировать литературное и драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку. Проводить режиссерский анализ, выявлять сквозное действие роли и сверхзадачу спектакля. Разрабатывать постановочный план спектакля и режиссерскую экспликацию. | Художественно-творческая деятельность |
2. Работа студента на базе практики: | |||
В течение практики студент работает в качестве помощника педагогических работников творческого коллектива базы практики (репетиции, спектакли, концерты). | Работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности. Проводить психофизический тренинг и работать с актером над речью. Выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. Применять двигательные навыки и умения в актерской работе. Находить и использовать пластическую характеристику образа. Осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения. Изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы выгородки, мелкий реквизит. Использовать технику и приемы гримирования при работе над образом. | Художественно-творческая деятельность | |
3. Практика проведения пробных уроков: | |||
3.1. | Подготовить и провести уроки с использованием тренингов и упражнений (этюдов) по актерскому мастерству. | Использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности. Организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей. Пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений. Общаться и работать с людьми разного возраста; правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению. Организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе. Анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методические материалами. Подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива. Использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом. | Педагогическая деятельность Художественно-творческая деятельность |
3.2. | Подготовить и провести уроки с использованием тренингов по сценической речи. | ||
3.3. | Подготовить и провести уроки с использованием комплексов упражнений по сценическому движению. | ||
3.4. | Подготовить и провести беседы по истории театрального искусства, о деятелях театра, о культуре поведения в театре. |
Структура документации по производственной практике:
1. Титульный лист
2. Характеристика
3. Аттестационный лист
4. Основная часть (п. 3-11)
5. Список использованной литературы (издания последних 5 лет)
6. Приложения (п. 12,13,14)
Документы, предъявляемые на защиту практики:
- титульный лист, на котором указывается полное название образовательного учреждения, специальности, вида, курса, фамилии автора и руководителей практики, место и год написания;
- характеристика сбазы практики заверенная подписью руководителя и печатью организации;
- аттестационный лист, заверенный кураторами практики по двум видам деятельности: художественно – творческой и педагогической;
- основная часть (п.3-11);
-перечень использованной литературыоформляется в виде библио- графического списка
- приложения -текст драматургического материала, эскизы костюмов, эскизы решения сценографии, различный фото и видео материал и т.п. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись "Приложение" с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке упоминания их в тексте
Документы, предъявляемые на защиту практики:
1. Характеристика на студента-практиканта за весь период прохождения практики, подписанная руководителем учреждения, в котором проходила практика.
2. Аттестационный лист (Приложение №1).
3. Отчёт о работе на базе практики (Приложение №2).
4. Дневник практики (Приложение №3).
5. Карту «Технология воспитательной работы» (Приложение №4).
6. Самоанализ проведенного урока, репетиции (не менее трех) (Приложение №5).
7. Составить психолого-педагогическую характеристику на участника творческого коллектива (не менее трех) (Приложение №6).
8. План первого занятия в коллективе (Приложение №7).
9. Планы уроков по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению (не менее 3 по каждой дисциплине) (Приложение №8).
10. Разработка (постановочного плана) литературного, драматургического материала (Приложение №9).
11. Текст беседы по истории искусств, о деятелях театра, о культуре поведения в театре (не менее трех) (Приложение №10).
12. Содержание тренингов по сценической речи, актёрскому мастерству и комплекса упражнений по сценическому движению (Приложение №11).
13. Видеозапись репетиции, урока, готового продукта.
14. Фото и видео материалов с базы практики.