Этапы развития медицинской этики. Клятва гиппократа- первый медико-этический документ.
I этап развития Медицинской этики - 8-3 тыс. до н.э (период неолита) — V – IVвв. до н. э. (клятва Гиппократа)
I этап развития Медицинской этики период неолита - V — IV вв. до н. э.В период неолита (новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н.э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики.На первом этапе развития медицинской этики сформировались: первые законы :
“Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло”.
“Не навреди” “Не убий” .Фундаментальные принципы медицинской этики:(справедливости,благодеяния,не причинения зла).Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:Сократ (469- 399 гг. до н.э.),Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.),Гиппократ Великий Косский (460г. –377 гг. до н.э.).
lПервый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.Одним из самых древних медико этических документов является “Клятва Гиппократа”.Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий.Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.Основным принципом в “Гиппократовской модели” биомедицинской этики: является правило не навредиТаким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с “формирующийся медицины”, завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов “Корпуса Гиппократа”.
I I этап развития Медицинской этики — становление монотеистических религий
Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий.
Буддизм.lЭтический принцип буддизма стремление делать добро
Христианство.Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов.lСогласно Священному преданию, один из учеников Христа, Ап. Лука был врачом. Врачевание –профессия. Космы и Дамиана Римских,Пантелеимона Целителя. В истории Церкви найдется немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов.По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах.В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты.
Ислам.Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения “Практическая этика врача” Аль-Рухави, “Приказ медицины” Ибн-абу Усейби, “Канон медицины” и “Фирузнома” Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов. университетов.
III этап развития Медицинской этики. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики.Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г.
V этап развития Медицинской этики Деонтологический этап.Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.Термин «деонтология» введен англ. философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом.С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века),которую он назвал — “категорический императив”:“Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства”.В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества).