Культура и цивилизация: понятия, отличительные черты. Особенности современной цивилизации.

Культура– это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению. Существует несколько основных подходов к определению сущности культуры:

1. деятельностный (праксиологический) подход. Культура рассматривается как способ деятельности, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Человек выступает как творец и одновременно творение культуры;

2. аксиологический подход рассматривает культуру как систему материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Человек здесь выступает как системообразующий фактор в развитии культуры: он творит, воспроизводит и использует материальные и духовные ценности как средство для собственного развития;

3. семиотический подход рассматривает культуру как знаковую систему. С точки зрения данного подхода, важнейшими функциями культуры являются функция выражения смысла, функция общения, передачи социального опыта.

 

Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется:

1) относительно к развитию человеческого общества в целом,

2) по отношению к отдельным этническим образованиям,

3) для характеристики определенных исторических этапов развития общества.

Категории «культура» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны, в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация – способ жизнедеятельности, направленный на изменение мира; ее задача – обеспечение физического комфорта. Культура направлена на приспособление к миру; ее задача – обретение душевного, психологического комфорта.

Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира имеют разные закономерности исторического развития. Прогресс цивилизации представляет собой линейно восходящую последовательность, где каждое новое явление лучше предыдущего (*никто не станет использовать каменный нож, если есть стальной). Смысл прогресса культуры не в замене старых ценностей на новые, а в их накоплении. [Ценности цивилизации, устаревая, могут становиться ценностями культуры]

Сложилось два основных подхода в понимании соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

1) цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;

2) под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав».