Количественная школа в управлении (1950 г. — по настоящее время).

Представители данной школы (К. У.Черчмен, Р. Акофф, Р. Люс и др.) придерживались следующих идей: применение научного метода к проблемам, возникающим при функционировании системы, и решение этих проблем путем математических уравнений, представляющих данную систему.

В дальнейшем, в рамках данной школы сформировалась самостоятельная ненаучная дисциплина – теория управленческих решений.

6. Школа стратегического управления (стратегического менеджмента) (1970 г. — по настоящее время) с ее «современными модификациями», такими как «политика общего менеджмента», «концепция управления взаимоотношениями с клиентами» и разновидность последней — «менеджмент, ориентированный на потребителя» и т.д. (2000 г. — по настоящее время).

 

4. Устранитель нарушений - отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий.

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют.

5.Миссия орг.и ее характеристики.

Миссия организации — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
• целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.

Миссия дает субъектам внутренней и внешней среды общее представление об организации,к чему она стремится, какие средства она готова при этом использовать; способствует внутреннему единению организации и формированию ее корпоративного духа; создает возможность для более эффективного управления организацией, поскольку является базой для установления ее целей и стратегии, распределения ее ресурсов; раскрывает для сотрудников организации смысл и содержание их деятельности.

6.Технология процесса менеджмента.(управления)

Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности.

Если технология процесса управления оформляется документально, то это представляет собой документ, в котором указывается:

1) что должно быть сделано;

2) когда это должно быть сделано;

3) кто это должен делать;

4) какие ресурсы для этого необходимы;

5) по какой методике это должно быть сделано;

6) где это должно быть сделано;

7) как должен быть оформлен результат.

 

Операция является первичным (или минимальным) элементом процесса управления. И под операцией понимается законченное действие, выполняемое вручную или с помощью технических средств и направленное на достижение поставленной цели. В настоящее время выделяют три основных метода сочетания операций друг с другом (см. рис):

1) последовательный, когда каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это передача какого-либо распоряжения с выше стоящего уровня управления на ниже стоящие);

2) параллельный, когда различные операции могут выполняться одновременно несколькими исполнителями (примером такого сочетания операций может являться составление балансового отчета предприятия) ;

3) параллельно-последовательный, предусматривающий частичное совмещение операций во времени и пространстве (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это разработка бизнес-плана предприятия.

7.Процесс управления, его последовательность

Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов:

1) Целеполагание - этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Цель – представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система.

Цель можно определить, как идеальный образ желаемого, возможного и необоснованного состояния системы.

2) Оценка ситуации. Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

3) Управленческое решение – заключительный этап процесса управления; представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому разрешению.

8.Качества работника,доминирование ситуации.

Доминирование – подчинение другого, явное принуждение, давление, приказ, внушение, полное отсутствие желания учитывать интересы противоположной стороны.

В современном менеджменте соответствующими социальной роли руководителя и конкретной ситуации управления, считается доминирование двух типов:

- Конкурирующее доминирование (I сектор) характеризует социальную позицию руководителя, работающего в конкурирующих условиях и представляющего свою организацию во внешней среде. Человек в этой позиции проявляет самостоятельность, расчетливость, строгость, способность отстоять себя и свое дело. Естественно, в ситуациях внутри организации, когда "роли уже распределены", конкурирующее доминирование неуместно.

- Организующее доминирование (II сектор) обычно проявляется в ситуациях "руководитель - подчиненный" во внутренней среде организации, где нет конкуренции (власть поделена), а работа носит отлаженный, стабильный характер. Человек в этой позиции проявляет ответственность, способность управлять и организовывать.

- Заботливое доминирование (III сектор) чаще всего проявляется в отношениях "родители - дети", но оно неуместно в отношениях "руководитель - подчиненный".

 

9. Теория ожидания. Концептуальный постулат.

Теория ожидания исходит из концептуального постулата, согласно которомуповедение человека связано с сознательной оценкой альтернативных возможностей той линии поведения, которая приводит к желаемым

для него результатам

Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

 

10. Какой фактор является определяющим в организации эффективного контроля:

для организации эффективного контроля необходимо:

а). Установление стандартов, т.е. конкретных целей, которые необходимо достичь в определенное время. Показатели устанавливаются в процессе планирования.

б). Получение информации о ходе реализации подконтрольного процесса.

в). Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

г). Принятие решений.

Основной проблемой многих предприятий в условиях рыночной экономики является проблема снижения эффективности системы контроля, которое вызвано рядом причин. Одной из важнейших причин снижения эффективности системы контроля является редкая переоценка системы контроля.

Залогом эффективного контроля является именно регулярная переоценка контроля. Она нужна для того, чтобы убедиться в том, что контроль всё еще необходим и соответствует ситуации на предприятии. Система контроля должна быть гибкой, при выявлении несоответствия она должна уметь быстро перестраиваться согласно складывающимся условиям деятельности.

Определяющим в организации эффективного контроля является фактор:
3. организация контроля; СКОРЕЕ ВСЕГО,ДЕВОЧКИ,ПОСМОТРИТЕ.

 

11.Какой элемент обязателен за качеством управленческого решения. Элементы контроля

качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.

 

Контроль состоит из трех основных элементов:
1. Установление стандартов деятельности организации, подлежащих контролю.
2. Измерение и анализ результатов деятельности организации.
3. Корректировка хозяйственных, технологических процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.

Какой элемент обязателен при контроле за качеством принятого решения:

а) статистический анализ *

б) обратная связь

в) видеокамера в кабинете исполнителя

 

12. Вербальные средства общения

Вербальные коммуникации осуществляются в устной и письменной форме

Общение между людьми осуществляется по двум основным каналам:
1.Речевой (вербальные средства общения): язык (являющийся средством общения и орудием мысли) и речь (процесс общения по средствам языка). Речь как средство общения одновременно является и источником информации и способом воздействия на поведение собеседника.
2. Неречевой (невербальные средства общения): физиономическая маска (мимика), одежда, манеры, подарки, такесика (чувствительность прикосновения), проксемика (дистанция между общающимися).

В структуру вербальных средств общения входят:
1. Значение и смысл слов и фраз. Очень важны точность употребления слова, его выразительность и доступность; правильность построения фразы и ее доходчивость; правильность произношения звуков, слов и интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, высота и тональность голоса, ритм, тембр, дикция речи.
3. Выразительное качество голоса: специфические звуки общения (смех, хмыкание, плач) и разделительные звуки общения (паузы, «как бы», «значит»).
Исследования показали, что при ежедневной коммуникации слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, молчание – 2%, а невербальные средства общения – 53%.

 

 

13. Понятие коммуникации.

Коммуникация - процесс обмена информацией и смысловым значением между двумя или более людьми (то есть передача информации)при помощи речи, жеста, приборов или в письменной форме.

От того насколько эффективен процесс коммуникаций зависит согласованность действий сотрудников организации, результативность их работы, а в конечном счете успех организации.

 

Коммуникативная составляющая предполагает:
- наличие, как минимум, двух участников обмена сведениями и знаниями;
- взаимное или одностороннее доминирующее психическое воздействие партнера;
- обладание партнерами единой системой кодирования информации.

 

В теории управления выделяют три аспекта понятия «коммуникация»:
- коммуникации как специфическая функция управления, элемент управленческой деятельности;
- коммуникации как общий процесс, который охватывает все уровни организации;
- коммуникации как непосредственное взаимодействие руководителя с подчиненными.

Выделяют следующие виды коммуникаций:

1. Межуровневые коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций

2. Коммуникации между различными отделами. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях.

3. Коммуникации руководитель-подчиненный. Возможно, наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным.

ОНИ связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

4. Коммуникации между руководителем и рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

5. Неформальные коммуникации. Организации состоят из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

 

14. Неформальные группы в организации, основные признаки

Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. образуются членами организации Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами.

 

В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно классифицировать так:

§ Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

§ Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.

§ Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.