Разбивка трассы на местности
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ТРАССИРОВАНИИ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
10.1. Виды инженерных изысканий, задачи и состав инженерно-
геодезических изысканий
Инженерные изыскания – это комплексное изучение территории, на которой будет строиться железная дорога.
Виды инженерных изысканий для строительства:
· инженерно-геодезические;
· инженерно-геологические;
· инженерно-гидрометеорологические;
· инженерно-экологические;
· изыскания грунтовых строительных материалов и вод.
В перечне инженерных изысканий на первом месте стоят инженерно-геодезические изыскания, выполнение которых регламентируется Сводом правил СП 11-104-97 [9]. Почему? Стоимость строительства дороги определяется, в основном, рельефом и гидрографией местности. Чтобы эти условия оценить, нужна карта местности. Сначала карта, потом всё остальное. Следовательно, задачами инженерно-геодезических изысканий являются сбор геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности в цифровой или графической форме. Это необходимо для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства, обоснования проектирования строительства и эксплуатации сооружений.
Основными составляющими инженерно-геодезических изысканий для линейного строительстваявляются камеральное и полевое трассирование.
При камеральном трассировании, которое рассматривается в курсе «Изыскания и проектирование железных дорог», на картах масштаба 1:50000 – 1:10000 намечают несколько вариантов трассы дороги, сравнивают их и выбирают оптимальный.
При полевом трассировании оптимальный вариант трассы изыскивают и отмечают на местности – трассируют дорогу.
В данной главе рассматриваются только геодезические работы при полевом трассировании, которые включают:
· выбор и закрепление основных точек трассы;
· планово-высотную привязку трассы к пунктам геодезических опорных сетей;
· прокладку по трассе теодолитного хода с разбивкой пикетажа и кривых;
· съёмку полосы местности вдоль трассы;
· установку реперов вдоль трассы и нивелирование трассы и поперечников;
· камеральную обработку материалов трассирования.
Разбивка трассы на местности
Трассой называется ось проектируемого линейного сооруженияна уровне бровки земляного полотна, закреплённая на местности, нанесенная на карту или заданная координатами основных точек в цифровой модели местности. Основные точки трассы – это начало, конец, вершины углов поворота. В параграфе 1.2 указывалось, что в плане трасса состоит из прямых, сочлененных кривыми постоянного и переменного радиусов, а в продольном профиле – из линий разной крутизны, сочлененных вертикальными кривыми.
Так как трасса уже нанесена на карту, то выбор начала трассы (ПК 0) и вершин углов поворота состоит в отыскании на местности этих точек промерами от местных предметов, прокладкой теодолитных ходов от пунктов геодезических опорных сетей, определениями с помощью приёмников сигналов навигационных спутников, т.е. выполняют плановую геодезическую привязку трассы. Основные точки трассы закрепляют столбами.
После выбора начала трассы (ПК 0) и вершины первого угла поворота (ВУ 1) готовят трассу к измерениям: расчищают створ линии ПК 0 – ВУ 1, под теодолит через 300...500 м (но не реже чем через 1 км) устанавливают створные знаки, а между ними выставляют вехи.
Затем приступают к разбивке пикетажа. Пикетаж – это система обозначения и закрепления точек трассы на местности. Пикет – это 100-метровый отрезок, считаемый по горизонтальному проложению. Начало и конец пикета закрепляют колом и сторожком. Для разбивки пикетажа по трассе производят измерение расстояний с помощью 20-метровой стальной ленты или светодальномера. В наклонные расстояния вводят поправки, всегда прибавляя их к измеренным расстояниям. Точность измерений 1:2000. Нумерацию пикетов ведут от нуля, поэтому номер пикета – это расстояние в сотнях метров от начала трассы до кола, закрепляющего начало пикета.
Кроме пикетов по трассе кольями и сторожками отмечают все места перегибов ската, пересечения трассы с естественными и искусственными препятствиями: реками, угодьями, подземными, наземными и надземными коммуникациями. Такие точки называют плюсовыми(плюсами). Их положение определяют промером от начала пикета и обозначают, например, ПК12 + 67. Такую запись называют пикетажным положениемили пикетажным обозначением точки. Пикетажное положение с точностью до целого метра показывают на сторожке, устанавливаемом возле точки.
Если пикетаж разбивают с двух сторон, то в месте стыка возникает пикет меньше 100 метров, называемый резанымили неправильным.
Если местность поперек трассы имеет уклон больше 0.20 , то поперек трассы закрепляют точки на расстоянии 50...100 м в обе стороны – разбивают поперечники. Назначение поперечников – уточнение поперечного профиля поверхности для проектирования земляного полотна и всех сооружений, идущих параллельно трассе. При необходимости поперечники разбивают на каждом пикете.
В вершинах углов поворота теодолитом Т30 или Т5 одним полным приемом (с точностью 30²) измеряют правый по ходу угол между сторонами трассы и вычисляют углы поворота трассы:
qлевый = b – 180° , если измеренный угол больше 180° ,
qправый = 180° – b , если измеренный угол меньше 180° .
Углом поворота называется угол между продолжением предыдущего и последующим направлением трассы.
Не реже чем через 30 км для контроля измерений выполняют плановую привязку основных точек трассы к пунктам геодезических опорных сетей.
В процессе разбивки пикетажа производят глазомерную и полуинструментальную съемку местности вдоль трассы. При этом используют экер, рулетку, ленту. Результаты съемки в виде абриса в масштабе 1:5000, 1:2000 или 1:1000 заносят в пикетажный журнал. Трассу в пикетажном журнале показывают спрямленной, пикеты на странице нумеруют снизу вверх, углы поворота показывают стрелками. Около вершины угла выписывают ее точное пикетажное положение, например, ВУ 1 ПК 13 + 52,05 , величину и направление угла поворота. В пикетажном журнале выполняют все пикетажные расчеты, связанные с разбивкой кривых.
Вывод:при закреплении трассы на местности измеряют линии и углы, т.е. по трассе прокладывают теодолитный ход, точками которого являются вершины углов поворота. Это дает возможность вычислить координаты вершин углов, если в начале и конце трассы выполнена геодезическая привязка.