Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определимте модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая, полная или неполная).
Образец:Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев – старшина милиции» - простое суждение. Следовательно …
Суждение может быть простым (р) или сложным (q).
Суждение «Медведев – старшина милиции» - простое суждение (р).
Суждение «Медведев – старшина милиции» не сложное. (|q)
p\/q, p
утверждающе-отрицающий модус ______ ,где дизъюнкция строгая
| q
1.1 Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Следовательно …
1.2 Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Данная гипотеза доказана. Следовательно …
1.3 Из посылок разделительно-категорического умозаключения следует достоверный или вероятностный вывод. Из посылок данного умозаключения следует достоверный вывод. Следовательно …
Условно-разделительное умозаключение.
Умозаключение, в котором одна из посылок условное, а другая – разделительное суждение, называется условно-разделительным. Его разновидностью является дилемма, в которой разделительное суждение содержит две альтернативы. Различают конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную) дилеммы, каждая из которых делится на простую и сложную. Их схемы в символической записи:
1. Простая конструктивная дилемма.
(pàr) /\(qàr), p\/q
r
2. Сложная конструктивная дилемма.
(pàq) /\(ràs), p\/r
q\/s
3. Простая деструктивная дилемма.
(pàq) /\(pàr), |q\/|r
|p
4. Сложная деструктивная дилемма.
(pàq) /\(ràs), |q\/|s
|p\/|r
Основные понятия: условно-разделительное умозаключение (УРУ), структура, стандартная запись УРУ, модусы УРУ.