Обыгрывание мажорных аккордов кварто-квинтовыми интервалами

Существуют разные способы обыгрывания аккордов, и все они происходят в основном по гаммам (ладам) или арпеджио аккордов. В этом уроке я хочу предложить достаточно оригинальный способ обыгрывания мажорных аккордов мелодическими фразами, состоящими из кварто-квинтовых интервалов. Надеюсь, гитаристам хорошо известны эти интервалы, но сегодня они будут представлены в несколько необычной комбинации.

Рассмотрим мелодические фразы, состоящие из квинт и кварт на примере обыгрывания аккорда C (до-мажор). Мажорные аккорды строятся от I-й и IV-й ступени мажорного лада. К этому аккорду могут добавляться ступени: 6, 9 и +7 (maj7), а также #11 (b5).

Начинается этот пример с ноты До (1-я ступень аккорда), за ней следует нота Соль (5-я ступень аккорда) - это основные ноты аккорда, которые образуют интервал квинта. Далее следуют ноты Ре (9-я ступень) и Ля (6-я ступень), которые составляют квартовый интервал.

Следующие ноты - Ми (3-я ступень аккорда), До (1-я ступень) - входят в основу аккорда до-мажор и составляют интервал большой терции.

Стоит заметить, что помимо кварт и квинт в построении мелодических фраз могут участвовать и другие интервалы, но в данной ситуации они служат связующим звеном соединения кварто-квинтовых интервалов.

Завершают эту мелодическую фразу уже встречавшиеся нам ступени аккорда - это ноты Ля и Ре, которые образуют квартовый интервал.

В этом примере мелодическая фраза начинается не с основных нот трезвучия аккорда, а с 6-й и 9-й ступеней аккорда - ноты Ля и Ре, которые образуют квартовый интервал. Кстати, необязательно, чтобы начало каждой мелодической фразы начиналось с основных нот мажорного трезвучия.

Далее следуют ноты: Ми (3-я ступень аккорда) и Ля (6-я ступень), которые составляют интервал кварта, а за ней мы видим две большие секунды: (Ре-Ми) и (Ля-Соль).

Пример 3 повторяет мелодическую фигуру примера 1, но только на один тон выше, поэтому анализировать ее построение нет смысла, а обыгрывает эта мелодическая фраза опять тот же аккорд (Cmaj7).

Этот пример повторяет мелодическое движение нот примера 2 на один тон выше и также обыгрывает аккорд Cmaj7. Естественно, анализировать ее построение нет необходимости.

Первый такт этого примера состоит из трех квинт: (Ми-Си, Ля-Ми, Ми-Си) и одной кварты (Ре-Соль). Второй такт составляют: большая терция (ноты Ми-До), кварта (ноты Ля-Ре), опять большая терция (ноты Соль-Си), а в конце этой фразы находится интервал малой сексты (Ми-До).

Мелодическая фраза этого примера также оригинальна по своему звучанию и прекрасно обыгрывает аккорд Cmaj7. Первый такт этого примера включает в себя интервалы: квинта (Ре-Ля), большая секунда (Соль-Ля), кварта (Ре-Соль) и квинта (Ля-Ми). Второй такт составляют: большая секунда (Ре-Ми), кварта (Ля-Ре), квинта (Ми-Си), большая секунда (Ля-Си).

Пример 7 повторяет мелодическое движение нот предыдущего примера, но только начало ее происходит от другой ноты и другой позиции на грифе гитары. Соотношение интервалов в этом примере идентично предыдущему.

В этом примере обыгрывание аккорда Cmaj7 происходит комбинацией мелодических движений примеров 1 и 2, но только в позиции между 8 и 12 ладами на грифе гитары.

Two-handed tapping. Основы "фортепианной" техники игры на электрогитаре.

Для музыкантов, которые не встречали термин "фортепианная техника", следует пояснить, что в гитарной литературе нет общепринятого названия нового и необычного исполнительского способа игры на гитаре. Один из первых гитаристов, который использовал этот приём - Джимми Уэбстер - назвал его touch system (система касаний); в некоторых изданиях можно встретить и другие называния: "техника tap" или "two-handed tapping" (постукивание двумя руками, двуручный тэппинг). Однако, по мнению многих гитаристов, термин "фортепианная техника" наиболее полно отражает концепцию этой удивительной системы игры, суть которой сводится к следующему: пальцы правой, как и левой руки, извлекают звук лёгкими ударами по струнам между ладов на грифе гитары (существуют и другие способы звукоизвлечения). Обе руки исполняют независимые партии, в результате чего создаётся впечатление, что на гитаре играют два человека. Техника напоминает игру на фортепиано, где бас, богатый аккордовый аккомпанемент, виртуозная импровизация исполняется одним музыкантом на электрогитаре.

"Фортепианная" техника игры на гитаре является качественно новой ступенью в развитии гитарного исполнительского мышления. Новый способ игры не входит в противоречие со стандартной электрогитарной и классической школами. Наоборот, дополняет их необыкновенными по своим возможностям техническими приёмами.

В сочетании "фортепианного" способа игры с новейшими электронно-техническими устройствами (процессорами обработки звука, MIDI-конверторами, клавишными MIDI-контроллерами с гитарным интерфейсом и т.п.) создаётся совершенно удивительная гитарная лексика, открывающая новую страницу в истории гитары.

Помимо исполнения законченных многоголосных сольных произведений, эту технику можно с успехом применять и в ансамблевой игре. Овладев техническими приёмами двуручного звукоизвлечения, гитарист может создавать сверхскоростные яркие соло, полифонические импровизации, богатейший аккордовый аккомпанемент практически во всех стилях музыки, привнося в них свежий, современный колорит звучания.

Как же овладеть этой необычной, удивительной техникой игры? Если сказать просто, то надо выучить отдельно партию правой руки (например, мелодию), выучить партию левой руки (аккомпанемент) и затем сыграть обе партии одновременно. Следует заметить, что в "фортепианной технике" руки могут менять свои функции, т.е. мелодию может играть левая рука, а правая - аккомпанемент.

Вам необходимо преодолеть две сложные ступени. Первое - звукоизвлечение. Если левая рука как-то знакома с принципом игры на грифе (например, легато), то для правой руки это совершенно новая область. Практически вы начинаете учиться играть на гитаре заново. Вторая сложность - это координация действий рук при игре, при которой необходимо следить за игрой двух независимых партий.

Скорее всего, та гитара, на которой вы играете, вполне подойдет для игры "фортепианной" техникой. Специального инструмента данная техника не требует. Желательно, чтобы струны были как можно ближе к грифу, а сами лады не стерты (не продавлены). В этой технике к ладам отношение должно быть особенное. Струны лучше установить 009-042. Старые струны в этой технике использовать невозможно.

Классическим гитаристам при игре техникой two-handed tapping могут мешать ногти.

Правая рука должна опираться на большой палец. Для тренировки возьмите любой несложный пассаж (или мелодию) из нескольких нот и попытайтесь его сыграть одной левой рукой. Далее, точно также попробуйте сыграть правой. Итак, принцип ясен. Для того, чтобы натренировать правую руку, необходимо ей "повторять" игру левой руки. Следите за звуком. Если его нет, значит то, что вы делаете, не совсем правильно. Проанализируйте, в чем причина и на основе этого найдите такие приемы ударов по струнам, при котором появляется ясный звук необходимых нот.

Два нотных стана - верхний для партии правой руки (R), нижний - для левой (L). Над верхним нотным станом располагается табулатура, которая показывает, на какой струне и на каком ладу находится та или иная нота (записанная для правой руки). Аналогично и с табулатурой для партии левой руки, которая расположена под нотным станом - L. Такая нотная запись способна отразить все исполнительские нюансы.

После того, как вы будете правой рукой чисто играть легкие мелодии, можно приступать к изучению этой пьесы. По форме ее можно разделить на 2 части по 4 такта. В первой части этюд основан на стандартной гармонии. Am - E - G - D. Вторая часть тоже проста по гармонии (F - G - C - D - F - E), но чуть сложнее в плане фактуры (и соответственно координации). Начинать лучше с левой руки. Выучите партию аккомпанемента и играйте ее до полного автоматизма. Далее необходимо выучить партию правой руки (без левой) и также отработать до безошибочного исполнения. Затем медленно, отдельно по каждому такту, пытайтесь сыграть обе партии одновременно.