II. экономика (экономический фактор)
В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии.
III. динамика
В рамках этого аспекта различные психические структуры рассматриваются, объясняются как результат столкновения сил, лежащих в основе влечения.
В рамках этого аспекта формирование психики рассматривается как продукт развития, разрешения внутриличностных конфликтов.
Фрейд разграничивает такие понятия как «влечение» и «желание». Влечение лежит между физиологическими процессами и осознаваемыми желаниями.
Структура влечения (элементы):
1. источник – это локализация возбуждения в определённом органе
(это физиологический подход)
2. объект влечения – это вещь, за счёт которой достигается удовлетворение влечения
3. сила, влекущая организм к удовлетворению влечения (энергетическая трактовка)
4. цель – это действие посредством которого достигается удовлетворение
Желание(определение этого понятия Фрейд не даёт) – это энергетически насыщенная, аффективно окрашенная группа представлений (образов, осознаваемых побуждений), связанных с первичным опытом удовлетворения соответствующего влечения.
Следует учитывать, что Фрейд сам очень часто употребляет понятия «влечение» и «желание» как синонимы.
Понятие «комплекс» используется Фрейдом, однако авторство приписывается Юнгу.
Под комплексом Фрейд понимает ассоциативную цепочку представлений, связанных с неудовлетворённым желанием и частично вытесненных в бессознательное.
Исследуя психику человека Фрейд вводит 2 методологические установки:
1. принцип детерминизма (все психические процессы имеют свою причину, носят обусловленный характер)
2. принцип многосторонней детерминированности психики человека
Психика человека детерминирована с трёх сторон:
1. телесно, соматически, физиологически
2. социокультурно, т.е. тем, что человек живёт среди людей, и их отношения опосредуются культурой.
3. психика человека представляет собой относительно замкнутую систему, в рамках которой психическое обусловлено самим психическим.
Идея бессознательного – центральная в учениях Фрейда.