II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер
Сверхчувственное представлено в социальных формах.
В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей, вещей и действий, способные замещать собой всё, что угодно, и всё, что угодно, переводить на язык своих универсальных измерений.
Например: деньги выступают в качестве такого универсального измерителя вещей и действий. Деньги оказываются опорой нормального функционирования социальной системы.
К. Маркс в «Капитале», говоря о двойственной природе человеческой деятельности, имеет в виду, с одной стороны – природный материал этой деятельности, а с другой стороны – социальную форму переработки, представления и использования этого материала.
Примером социальной формы может выступать товарная форма продукта человеческого труда. Предмет в качестве товара обладает природными, естественными свойствами, но он приобретает и иные – неприродные, социальные свойства (товар характеризуется не только потребительской, но и меновой стоимостью, или просто стоимостью). Эти неприродные свойства человеческого труда представляют собой особые общественные отношения. Например: стоимость товара – это особое общественное отношение, представленное в предмете как продукте человеческого труда.
III. социальное бытие имеет процессуальный характер
Процессуальность социального бытия состоит в его постоянной воспроизводимости и в его трансформациях, обусловленных изменениями в сочетаниях деятельности людей и в комбинациях их накопленного и живого опыта.
Профессор Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию»: «Социальный процесс представляет собой полусубъектное образование, организованность которого осуществляется в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил».
Предмет социальной философии трактуется двояко:
Кемеров В.Е. Социальная философия должна изучать сам процессуальный характер социального бытия («процессность социального бытия»).
2) профессор Козлова Н.Н. Социальная философия – это философское размышление об обществе как системе внеиндивидуальных и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью совместно с другими людьми.