Понятие и проблема бытия в средневековой философии

Средневековая философия понимает Бога как несотворённое бытие и как источник любого конечного сотворённого бытия.

I. Проблема доказательства бытия Бога (применительно к средневековой философии)

Онтологическое (априорное) доказательство, т.е. не основанное на опыте, независимое от опыта. Это доказательство сформулировал Ансельм Кентерберийский (написал работу «Прослогион»). Суть доказательства: никто, мыслящий, что есть Бог, не может при этом помыслить, что Бога нет. Смысл: признак существования изначально заложен в самом понятии Бога.

 

Фома Аквинский (1225 – 1274)

Философия постигает Бога только через его творения, т.е. через мир (природу). Мы можем доказать, что Бог существует как необходимая первопричина мира.

В работе «Сумма теологии» Фома Аквинский приводит 5 аргументов в пользу признания бытия Бога. Каждый из этих аргументов может рассматриваться в качестве самостоятельного доказательства. Все аргументы построены на системе категорий Аристотеля.

1. Т.к. всё, что движется в мире, движимо чем-то другим, то Бог существует как перводвигатель.

2. космологическое доказательство

Оно построено на понятиях потенциальности и актуальности.

Т.к. всё в мире имеет свою причину, то существует Бог как первопричина

3. Всё, существующее в мире, имеет свою необходимость в чём-либо другом (но не в самом себе) => должен существовать Бог как тот, кто имеет свою необходимость в самом себе.

4. Если в реальности существуют вещи различных степеней совершенства, то должен существовать и источник совершенства, т.е. Бог как нечто абсолютно совершенное.

5. аргумент от целесообразности: в природе всё имеет смысл и всё направлено к определённой цели => должен существовать Бог, разумно управляющий миром и направляющий все вещи к их целям.

II. В средневековой философии проблема бытия ставилась и в виде проблемы универсалий.

Эта проблема сводится к вопросу: как существует общее (в смысле родового понятия: человек вообще, животное вообще и т.п.)

В одном из комментариев к сочинениям Аристотеля проблема универсалий была сформулирована следующим образом: если роды и виды существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны; если же они существуют только в сознании, то находятся ли они в чувственных явлениях или обособлены от них?

В связи с названными вопросами сложились следующие направления:

1. реализм (от лат res – вещь) => универсалия существует как вещь.

Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей.

В средневековой философии сложился реализм 2-х видов: