Исходные понятия философской антропологии
Человек
Человек– это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Когда употребляют слово «человек», то имеют в виду:
1. род человеческий, или человечество
2.отдельного представителя этого рода, т.е. индивида (индивидуума).
Индивидуум(в переводе с латинского – «неделимый) – это обозначение отдельного человека в отличии от коллектива, общества в целом. Этим понятием предполагается, что человек в качестве обособленного существа входит в ту или иную социальную общность.
Индивид. Человек как индивид есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.
Человечество
Человечество – это мировое сообщество людей, т.е. все, жившие когда-то и ныне живущие люди (это определение человечества как номинальной общности). Человечество внутри себя очень сложно дифференцировано и структурировано: по
ü половому
ü возрастному
ü этно-национальному
ü историко-культурному
ü сословно-классовому
ü профессиональному
ü религиозному и иным основаниям.
Однако понятие «человечество» выражает идею единства, целостности, той надбиологической, планетарной общности, которая называется «род человеческий» (или «род человека»).
Почему человечество сохраняет своё единство?
Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955). Он считал, что имеются объективные основания для того, чтобы избежать тупика, тупикового пути развития, под которым понимается обособление людей друг от друга. Книга «Феномен человека» (глава «сверхжизнь»).
Основания:
1. естественная замкнутость пространства Земли (округлая поверхность планеты). «Если бы люди жили на бесконечном плоском пространстве, то их обособление могло бы привести к прекращению как биологических, так и культурных связей между людьми». Он выдвигает идею «наложения воли влияния», которое неизбежно приводит к срастанию отдельных элементов человечества.
2. культура, достижения которой способны ассимилироваться (заимствоваться) всем видом gomo sapiens. Развитие культуры привело к появлению невозможных в животном мире средств и каналов информационного обмена, а именно
ü языка (в широком смысле слова)
ü письменности
ü науки
ü искусства
ü радио, телевидения
ü транспорта и т.д.
С развитием культуры возрастает сложность человеческого целеполагания – это означает, что реализация многих современных проектов требует совместных действий всё большего и большего числа людей (действий, связанных с реализацией проектов по решению глобальных проблем). Человечество ныне вплотную подошло к созданию единой сети производства информации, а также хранения и обмена ею.
3. уникальная особенность зоологической группы (семейства) гоменидов
(гомениды – это высшие человекообразные обезьяны).
Человечество – это уникальный вид, который, разделяясь на подгруппы, покрывает землю сплошной оболочкой, не образуя разрывов. «Человечество распускается целиком как единый лист, в котором видимые прожилки вплетены в общую ткань и лишь скрепляют целое». Поэтому в биологических рамках человечества принципиально возможно и практически осуществимо образование единого генофонда.
Человечество можно рассматривать не только как планетарное, но и как космическое явление. Этот подход реализован в узком космизме, представителями которого являются Циолковский, Вернадский (выступал сторонником идеи бессмертия жизни и идеи последовательного перехода биосферы в ноосферу).
Сущность человека
Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.
Признаки сущности человека:
1. сущность человека имеет родовой характер
Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.
Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.
2. сущность человека носит деятельный характер – это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» - это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода – социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 – 124).
3. сущность человека носит общественный характер.
Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов:
§ идеалы
§ цели
§ представления о должном
§ представления о справедливом
§ представления о различии социальных статусов и т.д.
Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются
o ум человека
o красота (привлекательность)
o талант
o щедрость и т.д.)
Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку.
В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности.
4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер. Это означает, что
1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других.
2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»).
Существование человека
Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством.
Классическая философия (XVII – сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании.
Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование». Например: в философии экзистенциализма человек совпадает с его существованием, т.е. человек есть его собственное существование и ничего сверх того. Представитель атеистического экзистенциализма Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) в статье «Экзистенциализм – это гуманизм» 1946 г. высказал следующие мысли:
1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек – это свобода.
2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность).
3.человек – это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее.
4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».
Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество – это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей.
Сравнительная характеристика сущности и существования:
сущность | существование |
1. сущность – это синоним общего. Сущность присуща роду (виду), но не индивидууму. | 1. существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму. |
2. сущность отражается в общем понятии; познание сущности требует обобщения (генерализации), т.е. абстрагирования от единичных особенностей. | 2. существование может быть дано лишь в конкретном переживании, эмоционально-насыщенном состоянии (надежда, вера, любовь, страх, отчаяние и т.п.). Существование не может быть познано через обобщение и отражено в общем понятии. Метод познания человеческого существования – это понимание, а также художественное описание. |
3. сущность содержит главное, основное | 3. существование вообще не знает противопоставления главного и второстепенного |
4. сущность понимается § либо как вечное и вневременное (Платон, Аристотель, средневековые схоласты), § либо как относительно устойчивая, но развивающаяся (Гегель, Маркс). | 4. существование изменчиво (ситуативно), конечно и исторично. |
5. сущность присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают. | 5. существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора. Существование совпадает со свободой, существование и есть сама свобода (С. Къеркегор – датский философ, основоположник экзистенциализма). |
6. сущность – это ставшее, этого итог прошлого развития | 6. существование – это становление, это выход за свои пределы (трансцендирование), разрыв с собственным прошлым и вообще со всем тем, что задано как объективный фактор. |
Проблема антропогенеза
АНТРОПОГЕНЕЗ – это исторически длительный (от 3,5 до 4,5 млн. лет) период становления человека.
Происхождение человека и возникновение общества – две неразрывно связанные стороны единого процесса, получившего название «антропосоциогенез».
Можно выделить 2 аспекта анализа процесса антропогенеза:
1. социально-философский (это и есть проблема антропогенеза)
В его рамках изучаются закономерности и механизмы преобразования стадных отношений, регулируемых на биологическом уровне (т.е. инстинктивно), в первичную надбиологическую (социальную) связь. Здесь возникает проблема критериев отграничения стадности от социальности, животного от человеческого.
Конкретный вариант этой проблемы: трудятся ли животные? Имеется ли у животных сознание?
Социально-философский аспект включает в себя и конкретно-научный аспект, связанный с выявлением природных (т.е. естественных в узком смысле) и специфически-биологических предпосылок антропосоциогенеза.
Чит. Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 224 – 234.