Европейская социалистическая интеграция

В соответствии с предыдущими договоренностями с западными союзниками, сталинское руководство рассматривало Балканы и страны Восточной Европы как сферу влияния СССР. Основная задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. До середины 1947 г. советское руководство не форсировало формирование в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. Допущение многопартийности и парламентаризма диктовались необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Показательно, что в послевоенный период, вплоть до 1953 г., в страны Восточной Европы советскими послами назначались, как правило, кадровые сотрудники дипломатической службы, а не партийные функционеры.

Американский план Маршалла разъединил европейские страны на два экономических пространства с четкой политической ориентацией. Чтобы противодействовать установлению американской гегемонии на континенте, Сталин поощряет восточноевропейские компартии спровоцировать правительственные кризисы у себя в странах. Коммунисты отсекают прочие политические силы и монополизируют власть в Восточной Европе[13]. Советское руководство ориентирует правительства восточноевропейских стран на большевистскую модель социалистических преобразований. По предложению Сталина европейские компартии создают в 1947 г. свой координирующий орган – Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), который по аналогии с Коминтерном являлся инструментом политической консолидации международного коммунистического движения вокруг ВКП (б).

Совет экономической взаимопомощи

В противовес Комитету европейского экономического сотрудничества, под эгидой которого США и 16 европейских стран осуществляли план Маршалла, в 1949 г. учреждается альтернативный Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Вокруг СССР объединились Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия и Албания, позже – ГДР. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом и техническими достижениями, организация взаимных поставок сырья, оборудования и продовольствия. На практике СЭВ становится инструментом по насаждению однотипных экономических механизмов. На первом этапе в рамках СЭВ в основном осуществлялись поставки советской помощи странам Восточной Европы, а также протекало военно-техническое сотрудничество.

После смерти Сталина социалистические страны попытались наполнить формат СЭВ реальным содержанием. В 1959 г. принимается Устав организации. Участники СЭВ ставят задачу перехода от экономического сотрудничества к экономической интеграции. В 1964 г. в рамках СЭВ появилась коллективная валюта нового типа – переводной рубль с соответствующим расчетным центром (Международный банк экономического сотрудничества). Страны СЭВ осуществляют проекты в области совместного сооружения нефтепроводов, объектов по добыче и обогащению природного сырья и топлива, транспортных и энергетических объектов. Благодаря экономической специализация в рамках СЭВ, к началу 1981 г. на долю социалистических стран приходилось более 40% объема мировой промышленной продукции. Тем не менее, к середине 1980-х гг. стал очевиден экономический проигрыш СЭВ своим капиталистическим конкурентам (Европейскому экономическому сообществу, США и Японии), прежде всего, в области освоения новых достижений науки и техники. Примерно от 1/3 до 2/5 общего объем экспорта стран СЭВ в капиталистические страны составляли топливно-сырьевые ресурсы.

Сложившаяся ситуация была обусловлена политизированным механизмом сотрудничества между социалистическими государствами. Во-первых, в рамках СЭВ практически исключались прямые сделки между предприятиями, а решения принимались на правительственном уровне. Государственная разобщенность затрудняла интеграционные процессы в экономике. Во-вторых, значительная часть сотрудничества сводилась к получению от СССР льготных кредитов и к экспорту сырья и энергоносителей по заниженным «социалистическим» ценам. Контрпоставки, которые получал СССР от стран-СЭВ, были представлены оборудованием и предметами потребления, причем, советская сторона не протестовала против не самого высокого качества импортной продукции. Восточноевропейские страны оказались в привилегированном положении почти монопольных поставщиков. Не имея конкурентов, их промышленность утратила технологический динамизм и стала поддерживать аналогичное отставание Советского Союза.

Организация Варшавского договора (ОВД)

Военно-политическому объединению на западе Европы (НАТО) советские руководители и восточноевропейские лидеры противопоставили военно-политическое объединение на востоке. После присоединения ФРГ к НАТО, Советский Союз, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР[14], Польша и Чехословакия в мае 1955 г. подписали в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Варшавский Договор носил характер регионального соглашения о самообороне и предусматривал проведение консультаций по военно-политическим вопросам, проведение совместных военных учений, подготовку военных кадров и стандартизацию вооружения. Договор был открыт для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. Первым главнокомандующим вооруженными силами Варшавского договора был назначен маршал И.С. Конев. Его заместителями стали министры обороны всех стран-членов ОВД. Варшавский договор продлевался дважды – в 1975 и 1985 годах.

В целом социалистический блок в Европе не отличался монолитностью, и периодически давал трещины. Первый кризис социалистического единства был вызван стремлением югославского лидера Иосипа Броза Тито освободиться от сталинской опеки и выработать собственный вариант построения социализма[15]. По инициативе Сталина в 1948 г. Коммунистическая партия Югославии была исключена из Коминформа, а югославским коммунистам было предложено отстранить «фашиста» Тито от руководства. В 1949 г. СССР разрывает дипломатические отношения с Югославией. Идеологическая ссора с Югославией лишила СССР важного союзника на Балканах. Только после смерти Сталина советско-югославские отношения были восстановлены, однако Белград предпочел сохранить нейтральный статус, и стал одним из организаторов Движения неприсоединения, которое объединило государства, желавшие отстраниться от конфронтации между восточным и западным блоками.

Ропот и даже протесты восточноевропейских компартий против навязчивого советского патернализма привели к роспуску Коминформа в 1956 году. Согласно хрущевской концепции «социалистического содружества», новые отношения должны были строиться на принципах более равноправного партнерства, невмешательства во внутренние дела других партий, признания «различных путей к социализму». Однако именно при Хрущеве сложилась практика назначения послами в социалистические страны не кадровых дипломатов, а представителей партийно-государственного аппарата, которые абсолютизировали советский опыт. Порою самого Хрущева отличали рецидивы диктата. В 1961 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Албанией, чье руководство не приняло критику культа личности Сталина, и взяло курс на сближение с Китаем. В 1968 г. руководство Албании воспользовалось чехословацкой акцией СССР в качестве предлога для выхода страны из Варшавского Договора. Тогда же с решением о вводе войск ОВД в Чехословакию не согласилась Румыния - самый гуттаперчевый восточноевропейский союзник СССР[16]. Руководство Румынии уклонилось от участия в военной акции и осудило вторжение в Чехословакию.

После чехословацких событий 1968 г. Москва обновила доктрину «социалистического интернационализма». Отныне, согласно доктрине, страны Варшавского Договора имели право и были обязаны вмешиваться в дела союзнических государств каждый раз, когда интересы социализма оказываются под угрозой[17]. Действие доктрины распространялось на государства ОВД[18] (на Западе доктрину «социалистического интернационализм» переименовали в «доктрину ограниченного суверенитета» или «доктрину Брежнева»).

Кризисы социалистической системы в Европе

В европейских странах социалистической ориентации копившееся общественное недовольство стимулировало общественно-политические дискуссии о путях национально-государственного строительства. Периодически общественное недовольство принимало форму массовых антиправительственных движений. И в том и в другом случае советское руководство вмешивалось в события, предохраняя свою сферу влияния в Восточной Европе от «расползания».

Волнения в ГДР (1953)

В июне 1953 г. в ГДР произошли антиправительственные выступления населения, недовольного социально-экономической ситуацией в стране. Руководство ГДР обратилось к советскому правительству с предложением использовать советские войска, дислоцированные в Восточной Германии, для восстановления порядка. Полицейской операцией по подавлению беспорядков руководил маршал В.Д. Соколовский. Действия советских войск сопровождались арестами и приговорами военно-полевых судов. Чтобы стабилизировать социально-экономическую ситуацию, СССР отказался от дальнейшего получения репараций с ГДР, и согласился на списание её задолженности по оккупационным расходам. В следующем году советские лидеры предоставили ГДР полный суверенитет в вопросах внутренней и внешней политики.

Польский кризис (1956)

Летом 1956 г. в Польше начались забастовки и демонстрации, вызванные низкими доходами населения. В Москве опасались, что обновленное польское руководство под влиянием общественных настроений будет проводить антимосковскую линию. Кризис достиг кульминации, когда на территории Польши начались передвижения дислоцированных там советских войск. Польский лидер Владислав Гомулка заверил советское руководство, что страна продолжит движение по социалистическому пути в союзе с СССР, но при сохранении за Польшей права на учет её национально-культурной и исторической специфики. Такая позиция устроила советских лидеров, которые были гораздо более встревожены развитием событий в Венгрии.

Венгерское восстание (1956)

Летом-осенью 1956 г. Венгрию охватывают антиправительственные выступления, имевшие сложную направленность, в том числе антикоммунистическую и антисоветскую. Оппозиция требовала полного удаления советских войск из столицы и вообще с венгерской территории. В стране фактически вызревал потенциал антисоциалистического переворота, чреватый выпадением Венгрии из сферы советского влияния в Европе. В Москве не могли смириться с такой перспективой. Рассматривались два варианта нормализации положения на социалистической основе: 1) вывод советских войск из Венгрии и переговоры с новым венгерским правительством во главе с Имре Надем, или 2) военная оккупация Венгрии с передачей власти новому правительству во главе с Яношем Кадаром. Первоначальная ставка на компромисс заставила советское руководство признать «серьезные ошибки» и «нарушения принципа равенства в отношениях с социалистическими странами», а также обещание в будущем признавать «полный суверенитет каждой из социалистических стран». Однако успех антикоммунистических сил в Будапеште и угроза выхода Венгрии из ОВД изменили настроения в Кремле. Под влиянием советского посла в Будапеште Ю.В. Андропова возобладала точка зрения, что венгерские события являются контрреволюцией, а Имре Надь – ликвидатором социалистических порядков. В Москве принимается решение о вооруженном подавлении венгерского восстания. 4 ноября 1956 г. советские войска под командованием маршала И.С. Конева начали продвижение к Будапешту и вскоре подавили сопротивление повстанцев в столице (Имре Надь был арестован, осужден и казнен). В боевых действиях погибло и пропало без вести 720 советских солдат и офицеров.

Подавление «пражской весны» (1968)

Экономические реформы и демократические перемены в Чехословакии привели к тому, что местные коммунисты во главе с Александром Дубчеком, который добивался обновления социалистического строя, постепенно уступили инициативу антикоммунистически настроенным общественным и политическим клубам. Непредсказуемое развитие событий в Чехословакии обеспокоило Москву и её союзников. Тогда как лидеры восточноевропейских стран[19] подталкивали Брежнева к решительным мерам против пражских реформаторов, внутри советского руководства не было единства взглядов[20]. Постепенно в Кремле склонились к варианту о необходимости военной операции в Чехословакии, чтобы не допустить антисоциалистические силы к власти.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. начался массированный ввод войск СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР. В августе 1968 г. СССР осуществил самую грандиозную по своим масштабам стратегическую операцию за послевоенный период (даже в Афганистане СССР воевал гораздо меньшими силами). Около 30 танковых и мотострелковых дивизий СССР и его союзников за день-два заняли чехословацкую территорию. Чехословацкая армия не оказала сопротивления. Население страны преимущественно прибегало к акциям гражданского неповиновения, тем не менее, погибло 12 советских солдат и офицеров, еще 5 военнослужащих покончили жизнь самоубийством[21]. Дубчек и его ближайшие соратники были арестованы и вывезены в СССР. На некоторое время самым влиятельным лицом в Чехословакии стал «генерал Трофимов» – член Политбюро ЦК КПСС Кирилл Мазуров[22]. Ситуация в стране стабилизировалась к маю 1970 г., когда был подписан советско-чехословацкий союзный договор, в котором говорилось о совместной защите «достижений социализма»[23].

Польский кризис (1980-1981)

На рубеже 1970/80-х гг. польское общество отреагировало на ухудшение социально-экономической ситуации в стране забастовками, митингами и организацией независимого профсоюза «Солидарность», который настаивал на равноправном диалоге с правительством. Официальные власти постепенно утрачивают контроль над страной, неоднократно обращаются за содействием к Москве (на более активной позиции в польских делах также настаивали некоторые восточноевропейские лидеры, почему, например, вооруженные силы ГДР и Чехословакии сохраняли готовность к интервенции в Польшу до апреля – июля 1982 года). Советские руководители, за исключением Ю.В. Андропова, исходили из того, что «военное вмешательство в Польше исключается. Мы можем обсуждать любые варианты, кроме этого». Во-первых, учитывался чехословацкий опыт, подорвавший авторитет Советского Союза. Во-вторых, в Москве опасались западных санкций. В третьих, по признанию А.А. Громыко, Польшу от советского вмешательства спас Афганистан. Москва потребовала, чтобы польские руководители взяли ответственность за непопулярные меры на себя. Одновременно в СССР проводятся беспрецедентные по своим масштабам учения «Запад-81», свидетельствовавшие о решимости удержать Польшу в орбите влияния ОВД. В декабре 1981 г. польский лидер Войтех Ярузельский вводит в Польше военное положение. Советский Союз оказывает Польше посильную экономическую помощь для частичной нормализации положения[24].