Линейчатость телевизионного спектра
Характерной особенностью телевизионного спектра в отличие, например, от спектра звукового сигнала является его линейчатость. Это значит, что в определенных выше границах частот , присутствуют не все частоты, а только составляющие,
Рис. 3.7. Выявление линейчатости телевизионного спектра на примерах простых изображений: а) изображение в виде горизонтальной полосы; б) сигнал, соответствующий этому изображению; в) изображение в виде вертикальной полосы; г) сигнал, соответствующий этому изображению.
кратные кадровым и строчным частотам. Между этими составляющими имеются относительно большие незаполненные промежутки. В системах цветного телевидения эти промежутки удается с успехом использовать для передачи цветовой информации.
Явление линейчатости телевизионного спектра покажем на следующем примере. Возьмем два изображения на телевизионном экране:— одно в виде горизонтальной полосы со спадающей яркостью к верхней и нижней границе растра (рис. 3.7а), а другое — в виде такой же вертикальной полосы со спадающей яркостью к левой и правой границе растра (рис. 3.7в). Формы соответствующих сигналов, поступающих на управляющий электрод кинескопа, представлены на рис. 3.7 б и г(начало координат принято в центре изображения). Для облегчения дальнейших рассуждений функции рис. 3.7 б и г представим в следующем простом виде:
, . (3.6)
Формы сигналов от изображений рис. 3,7а и при непрерывной периодической развертке будут иметь вид периодической функции рис. 3,8 с периодом для случая рис. 3.7,б Т=Ткадр и для случая рис. 3.7,г Т=ТСТР:
, .
где и — номер периода: 0, 1, 2 ...
Рис.3.8 Пример периодического ТВ сигнала
Эти функции могут быть также представлены рядом Фурье:
, (3.7)
. (3.8)
Их спектр показан на рис. 3.9,а и б.
Рис 3.9 Спектр ТВ сигнала, соответствующего изображением рис.3.7,а и 3.7,в.
Так как в одном кадре по вертикали в предельном случае может быть уложено
Z/2 пар черных и белых строк (дальнейшему увеличению пар препятствует ограниченное число строк разложения), высшая частота спектра (высшая гармоника кадровой частоты m )для случая на рис. 3.9а (и рис. 3.7а, б) определяется выражением:
. (3.9)
Высшая частота спектра для случая на рис. 3.9б определяется ф-лой (3.4). Заменим в этой формуле произведение nZ частотой строк . Тогда
.
Рассмотрим теперь несколько более сложный случай, в котором сигнал, подаваемый на управляющий электрод кинескопа, будет представлять собой произведение сигнала и сигнала :
. Подставляя получим. . (3.10)
Соответствующее изображение на экране представится в виде светлого пятна с понижением его яркости к краям изображения по всем направлениям от центра
Рис. 3.10. Изображение, сигнал которого соответствует произведению сигналов рис. 3.9а,б: а) вид такого изображения; б) соответствующее распределение яркости
Форма распределения яркости в этом случае в виде пространственной фигуры показана на рис. 3.10б. На рис. 3.11 дана соответствующая осциллограмма
Рис. 3.11. Форма телевизионного сигнала, соответствующая изображению на
рис. 3.10,а
изменения сигнала во времени. Как видно из этого рисунка полный сигнал представляет собой периодическую последовательность фигур а, б, в, строчной частоты, амплитудномодулированных напряжением кадровой частоты.
Перемножение двух функций времени означает соответствующее перемножение их спектральных составляющих. Таким образом, спектр произведения uкадр uстр будет являться суммой всех возможных произведений из гармоник кадровой и строчной частот:
, (3.11)
где q — номер строчной гармоники; m — номер кадровой гармоники. Используя элементарную формулу тригонометрии
,
любую составляющую спектра можно представить в виде суммы двух боковых частот:
(3.12)
Спектральная картина, соответствующая выражению (3.12), будет иметь вид,
Рис. 3.12 Линейчатый спектр ТВ сигнала.
показанный на рис. 3.12. Вокруг гармоник частоты строк (q=Q, 1, 2 ...), играющих роль несущих, снизу и сверху располагаются «нижние» и «верхние» боковые частоты и (m=0, 1, 2 ...), причем в промежутках этих дискретных частот напряжения других частот отсутствуют. Следует обратить внимание также на то, что в середине между строчными гармониками (участки А, Б, В ...) энергия составляющих спектра становится незначительной. Указанные особенности телевизионного спектра позволили в современных системах цветного телевидения методом частотного уплотнения спектральный состав сигнала этих систем сделать равным спектру черно-белого телевидения.
3.5.Форма стандартного телевизионного сигнала[7]
Полностью сформированный и подготовленный к передаче сигнал радиовещательного телевидения должен удовлетворять требованиям ГОСТ 7845—92. Такой сигнал содержит следующие четыре составляющих:
1. Сигнал изображения, переносящий информацию о яркости
различных элементов изображения на экране телевизора.
2. Строчные и кадровые импульсы синхронизации генераторов
развертки в телевизоре.
3. Строчные и кадровые импульсы гашения электронного луча
приемных трубок.
4. «Постоянную» составляющую.
Для большей наглядности удобно рассматривать структуру телевизионного сигнала сначала во временном интервале, где отсутствуют кадровые импульсы, а затем во время кадровых импульсов.
В первом случае телевизионный сигнал имеет форму, изображенную на рис. 3.13. В интервале времени прямой ход. Рис. 3.13. Форма телевизионного сигнала на временном интервале, где отсутствуют кадровые импульсы
развертки по строкам) передается сигнал изображения, соответствующий яркости различных элементов строки. Мгновенные значения напряжения этого сигнала располагаются в интервале от уровня белого до уровня черного. Во время обратного хода передается строчной гасящий импульс, имеющий длительность На гасящем импульсе помещается строчной импульс синхронизации длительностью .
Весь период строчной развертки составляет Н = 64 мкс. Таким образом, длительность прямого хода составляет t1= H- = 64-12=52 мкс.
Если принять весь размах телевизионного сигнала за 100%, то согласно стандарту амплитуда импульсов синхронизации всегда должна составлять 25% от этого максимума вне зависимости от содержания изображения. Это постоянство амплитуды синхроимпульсов обеспечивает надежное их отделение от сигналов изображения в схеме телевизора. Назначение синхроимпульсов — обеспечение синхронного и синфазного движения электронных лучей приемной трубки, находящейся в телевизоре, и передающей трубки, находящейся в передающей камере телецентра.
Гасящие импульсы своей вершиной должны находиться на уровне черного, что обеспечит запирание луча кинескопа во время обратного хода развертки. Всплески сигнала изображения не должны заходить выше уровня черного, иначе будет трудно отделить синхроимпульсы от сигнала изображения. Поясним, почему необходимо гасить электронный луч во время обратного хода. Для этого предположим сначала, что луч не гасится. В этом случае на экране кинескопа образуются два растра: один — движением луча по экрану на прямом ходе, а другой — на обратном ходе (рис. 3.14). Растр обратного хода имеет яркость, существенно меньшую по сравнению с яркостью прямого хода.
Тем не менее во время передачи изображений растр обратного хода заметно подсвечивает темные места изображения, ухудшая важный качественный показатель — контрастность, определяемую ф-лой(2.20):
.
Рис 3.14. Возникновение паразительной засветки во время обратного хода строчной развертки
В случае отсутствия гашения луча на обратном ходе в знаменатель ф-лы (2.20) следует еще добавить яркость растра обратного хода: и контрастность снизится в несколько раз.
Второе назначение гасящих импулъсов — передача «постоянной» составляющей телевизионного сигнала. С этой целью амплитуда гасящих импульсов меняется в соответствии с величиной напряжения «постоянной» составляющей (амплитудная модуляция). На рис. 3.15 представлены два случая: I — средняя яркость Вср («постоянная» составляющая) строки мала (хотя на ней могут иметься и светлые элементы А, Б ...); II — средняя яркость Вср строки велика (хотя на ней могут иметься и темные элементы А, Б.,.). Как видно из рис. 3.15, амплитуды гасящих импульсов в этих двух случаях различны. Более светлым (в среднем) строкам соответствуют большие амплитуды гасящих импульсов. При правильной подаче телевизионного сигнала на управляющий электрод кинескопа вершины гасящих импульсов должны все время находиться на уровне , соответствующем полному запиранию луча во время обратного хода. При такой фиксации гасящих импульсов яркость Bср темных строк будет малой, а яркость светлых строк — соответственно большой.
Структура телевизионного сигнала во время передачи кадровых импульсов показана на рис. 3.16. Кадровый гасящий импульс, запирающий луч кинескопа во время обратного хода вертикальной развертки, имеет длительность =1,5 мс. Весь период кадровой развертки составляет =20 мс (передается 50 полукадров в секунду). Относительная длительность кадрового гасящего импульса имеет величину
Рис 3.15 Правильная подача ТВ сигнала
Необходимость гашения электронного луча в кинескопе также и во время обратного хода по кадрам не связана с потерей контрастности. Искажения изображения в случае отсутствия кадровых
Рис. 3.16. Форма ТВ сигнала во время передачи кадровых импульсов
гасящих импульсов проявляются в виде редких тонких светлых полос, как бы «зачеркивающих» изображение (рис.3.17). Это явление объясняется следующим образом. Во время обратного хода по кадрам электронный луч поднимается с нижней части изображения на верхнюю. Генератор строчной развертки продолжает в это время работать, отклоняя луч по горизонтали. Число таких строк на одном полукадре определяется из соотношения строкам. На полном кадре, состоящем из двух полукадров, число «зачеркивающих» строк будет вдвое больше: =50 строк, причем наличие чересстрочной развертки приводит к размещению «зачеркивающих» строк одного полукадра в промежутках таких же строк второго полукадра. Гашение (запирание) электронного луча во время обратного хода по кадрам приводит к исчезновению «зачеркивающих» строк.
Так же, как и на строчном, на кадровом гасящем импульсе располагается относительно более узкий кадровый синхроимпульс.
Рис. 3.17. Искажения изображения в случае отсутствия кадровых гасящих импульсов
По стандарту его длительность равна двум с половиной строчным периодам: мкс. Разница в длительностях кадрового и строчного импульсов синхронизации оказывается значительной: . Это позволяет сравнительно простыми средствами надежно разделять в схеме телевизора строчные импульсы от кадровых.
Так как во время обратного хода по кадрам луч кинескопа погашен и сигнал изображения не передается, то казалось бы, нет необходимости передавать в это время строчные синхроимпульсы, т. е. можно было бы ограничиться более простой формой сигнала, изображенной на рис. 3.18а.Однако при такой форме
появляются
Рис. 3.18. Упрощенная форма кадровых импульсов гашения и синхронизации: а) упрощенная форма сигнала; б) врезки в кадровом •синхроимпульсе
недопустимые искажения нескольких десятков строк в верхней части изображения. Это объясняется тем, что на участке АБ, где отсутствуют строчные импульсы синхронизации строчный генератор лишается синхронизации и частота его автоколебаний может значительно отклониться от частоты следования строчных синхроимпульсов. После момента, обозначенного буквой Б, потребуется несколько десятков синхроимпульсов, прежде чем строчный генератор войдет в синхронизм..Отсутствие синхронизации первых строк кадра приведет к неустойчивости положения деталей изображения в верхней части кадра. Следовательно, импульсы строчной синхронизации необходимо передавать также и во время кадровых импульсов гашения и синхронизации (рис. 3.18б). Чтобы не увеличивать полный размах телевизионного сигнала, строчные синхроимпульсы во время передачи кадрового синхроимпульса помещаются внутри его, в виде так называемых врезок Соответствующая схема в телевизоре образует из этих врезок обычные строчные синхроимпульсы.
При сравнении графиков рис. 3.18б и рис. 3.16 видно их существенное различие, заключающееся в том, что в стандартном телевизионном сигнале до, во время и после передачи кадрового импульса синхронизации частота строчных синхроимпульсов удваивается. Это связано с использованием чересстрочной развертки, применяемой в телевизионном вещании для сокращения полосы частот телевизионного сигнала. При чересстрочной развертке в каждом полукадре укладывается целое число строк плюс половина
строки (625/2 = 312,5). Так, если первый (нечетный) полукадр начинается с начала строки (точка В на рис. 3.19), второй
Рис. 3.19. Структура растра при чересстрочной развертке
Рис. 3.20. Различие в структуре кадровой группы импульсов при отсутствии уравнивающих импульсов
(четный) полукадр начинается с оставшейся половины строки (точка ) и кончается полной строкой (точка ). Таким путем получается необходимое переплетение четных и нечетных строк. Из рассмотрения графика на рис. 3.19 следует, что момент перехода кадровой развертки с прямого хода на обратный для нечетного полукадра (точка А) отстает от момента начала ближайшей строки Б на длительность половины строки Н/2, а для четного кадра отрезок соответствует периоду целой строки H. В связи с этим меняется временной интервал между соседними строчными и кадровым синхроимпульсами (рис. 3.20). Кроме того, меняется количество строчных врезок в кадровом синхроимпульсе (для нечетного полукадра — три врезки, для четного — две). Эти обстоятельства — изменение фазы соседних строчного к кадрового синхроимпульсов и изменение числа врезок — во-первых, усложняют схему синхрогенератора, формирующего эти импульсы, и, во-вторых, и это самое существенное, различная импульсная структура сигнала в четном и нечетном полукадре (рис. 3.20) приводит к нарушению точности работы схемы кадровой синхронизации в телевизоре и к полной или частичной потере чересстрочной развертки.
Идентичность импульсной картины в четном и нечетном полукадрах достигается удвоением частоты строчных импульсов до, во время и несколько позже передачи кадрового синхроимпульса. График импульсов, отличающийся от изображенного на рис. 3.20 тем, что в промежутки между «основными» строчными синхроимпульсами введены дополнительные импульсы, отмеченные пунктиром, показан на рис. 3.21. В этом случае взаимное расположение
Рис. 3.21. Введение дополнительных уравнивающих импульсов в кадровую группу
соседних строчного и кадрового импульсов и число врезок в кадровом импульсе для нечетного и четного полукадров "оказываются одинаковыми. Импульсы двойной строчной частоты называют уравнивающими. Для того чтобы величина средней составляющей уравнивающих импульсов не возросла по сравнению со средней составляющей строчных импульсов, находящихся вдали от кадрового синхроимпульса, что могло бы привести к нечеткой работе устройств синхронизации, длительность уравнивающих импульсов уменьшают вдвое:
Контрольные вопросы
1.Сигнал яркости телевизионного изображения.
2.Форма радиосигнала вещательного телевидения.
3.Полный телевизионный сигнал. Основные параметры.
4.Спектр телевизионного сигнала.
5.Уровень черного в ТВ-сигнале.
6. Уровень белого в ТВ-сигнале.
7. Уровень гашения в ТВ-сигнале.
8. Уровень синхроимпульсов в ТВ-сигнале.
9.Спектр ТВ-сигнала в радиоканале.
10. Полярность ТВ-сигнала.
11.Почему спектр ТВ-сигнала является линейчатым?
12.Построчная развертка, где она используется?
13.Чересстрочная развертка, ее использование в телевизионной
технике?
14.Зачем в составе ССП передаются уравнивающие импульсы?
15.Какие частоты в видеосигнале несут информацию о мелких
деталях?
16. Нарисуйте форму сигналов синхронизации при построчной
и чересстрочной развертках?