Анализ и управление объемом производства и продаж
Объем производства и реализации являются взаимозависимыми показателями.
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж.
Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
После прогнозирования объема реализации (продаж) составляется производственная программа. В ней намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основными задачами анализа являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, а также в единицах трудоемкости и по стоимости.
Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки (валовой, товарной и реализованной продукции).
Валовая продукция –это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
ВП = ТП + НЗПк - НЗПн
ТП – объем товарной продукции;
НЗПк , НЗПн – остатки незавершенного производства соответственно на конец и начало отчетного периода.
Товарная продукция –продукцияполностью готовая, соответствует предъявленным требованиям и предназначена для реализации.
В состав товарной продукции включается готовая продукция, услуги и запасные части.
ТП = ГП + Услуги + Запасные части
Объем реализации продукции– определяется в действующих ценах (оптовых, договорных).
По действующему законодательству объем реализации определяется по методу начисления (по отгрузке), датой получения признается день отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав).
РП = ТП + ОГПн – ОГПк
ОГПн, ОГПк – остатки готовой продукции на складе предприятия соответственно на начало и конец периода.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовые темпы роста и прироста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Формирование ассортимента выпуска продукции включает следующие основные этапы:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменения в ассортименте продукции.
Анализ объема производства по основным номенклатурным позициям проводится в стоимостных и натуральных показателях позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели.
При этом возможны следующие варианты:
- темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объема продукции обусловлено преимущественно ростом цен;
- темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объема продукции вызвано ростом физического объема продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск.
В дальнейшем проводится сравнительный анализ показателей объема выпуска, реализации и динамики остатков продукции на складе.
Причины недовыполнения по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и другие. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостаток электроэнергии, недостатки в системе управления и другие.
Увеличение объема производства (реализации) по одним выдам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. удельный вес отдельных видов изделий в общем их выпуске.
Изменение структуры производства большое влияние оказывает на экономические показатели: объем товарной выпуска, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес высокорентабельной продукции, то прибыль увеличивается, и наоборот.
По аналогичной схеме производится анализ показателей реализации. В процессе оценки необходимо выделить те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации производится путем сравнения фактических уровней данных показателей с плановыми и вычисления абсолютных и относительных приростов каждого из них.
В процессе анализа необходимо установить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации и получению выручки.
Следующий этап анализа является изучение факторов, влияющих на выпуск товарной и объем реализованной продукции.
По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы: обеспеченность организации трудовыми ресурсами, основными фондами, сырьем и материалами и эффективность их использования.