Цена (определение). Функции цен. Виды цен. Механизмы ценообразования в рыночной экономике.

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Функции цен:

1) Измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар.

2) Соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.

3) Учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета. Инструментом анализа, прогнозирования, планирования.

4) Социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

5) Внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

6) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:

1) Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.

2) Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

3) Закупочные - цены государственных закупок продукции у предприятий.

4) Цены на услуги.

Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.

1) Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются государственными органами ценообразования.

2) Регулируемые цены - регулируются государственными органами - утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.

3) Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4) Свободные рыночные цены.

Мировые цены - цены мирового рынка подразделяются "на":

Неизменные цены - для определения индекса цен.

Сезонные - изменяются в определённые периоды года, типичны для сельскохозяйственной продукции.

А так же биржевые, аукционные, комиссионные.

Механизм ценообразования в рыночной экономике - это комплекс правовых норм, организационных форм, принципов и методов управления ценообразованием на товары, работы и услуги, производимые в социально-экономической системе.

Основой ценообразования являются социально-экономические отношения, определяющие цель ценообразования, и организационно-экономические отношения, характеризующие способ организации и регулирования отношений в области ценообразования. Во времена командно-административной экономики цены устанавливались государством через специально предназначенный для этой цели орган - Государственный комитет по ценам с филиалами в республиках и на местах. Он осуществлял контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйствования установленных цен, применяя против нарушителей экономические санкции. В рамках механизма ценообразования могут использоваться прямые и/или косвенные методы управления, основанные на административно-командных и/или экономических (рыночных) принципах хозяйствования.