Адаптивные образовательные технологии работы социального педагога с конфликтами в подростковой среде

 

В ходе исследования возникла необходимость определить возможности учебного процесса педагогического вуза для подготовки студентов к предупреждению и разрешению конфликтов среди подростков. При этом мы исходили из того, что с самого начала студент должен получить отчетливое представление о том, что должен делать социальный педагог, если конфликт возник вопреки его намерениям? Возможно ли бесконфликтное протекание педагогического процесса? Нужно ли избегать обострения противоречий, приводящих к конфликту? Управляем ли конфликт? Каковы продуктивные способы разрешения конфликтной ситуации?

Процесс формирования практической готовности студентов к разрешению конфликтов среди подростков проходит ряд этапов. На одном из первых этих этапов наибольшую продуктивность дают адаптировные образовательные технологии. Они носят мотивационно-ориентационный, диагностический характер, направлены на формирование у студентов профессиональных установок, согласие привлекательного образа социального педагога, принятие профессиографических требований к нему, стимулирование личностного роста и саморазвития.

Исследовательские процедуры на этом этапе восполнялись вокруг учебной дисциплины “Введение в профессиональную деятельность” и на базе лабораторно-практических занятий. В процессе этой работы студенты усваивали отношение к конфликту как педагогическому инструменту, учились не уходить от конфликта, а использовать его для получения обратной связи во взаимодействии с учащимися.

Мера эффективности адаптивных технологий определяется уровнем профессионально-педагогической направленности личности студента. Наиболее активной ее формой является склонность, выступающая как потребность в педагогической деятельности, как движущая сила развития педагогических способностей, как одна из предпосылок достижения профессионального мастерства. Представляя собой избирательное отношение к действительности и иерархическую систему мотивов, направленность личности пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответствующих способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера.

В связи с изучением курса “Введение в профессиональную деятельность” мы проанализировали потребностно-мотивационную сферу, которая раскрывает источники профессионально-педагогической направленности личности. Посредством опросов и тестов нам удалось установить основные мотивы выбора студентами профессии социального педагога. Эти мотивы можно разделить на три группы:

· мотивы, свидетельствующие о действительной педагогической направленности (желание оказывать детям социально-психологическую поддержку в их обучении, воспитании и развитии) – 35,4 %;

· мотивы, характеризующие частичную педагогическую направленность (потребность не в самом существенном для социально-педагогической деятельности, а в некоторых более частных моментах: осознание у себя педагогических способностей, представление о важности и престиже профессии социального педагога) – 18,4 %;

· мотивы, не содержащие педагогической направленности (выбор сделан под влиянием моды, желание получить высшее образование, случайные обстоятельства) – 46,2 %.

Приведенные материалы дают основание утверждать, что на факультете социальной педагогики (социальный работы) в значительных количествах приходят молодые люди, не имеющие устойчивой склонности к социально-педагогической деятельности. Это является само по себе очень тревожным симптомом и делает очевидной необходимость научно обоснованной и планомерно организованной профессиональной ориентации студентов.

Иногда сам факт поступления в педагогическое учебное заведение изменяет отношение к избранной профессии, вызывает у студентов готовность к самовоспитанию. Однако полагаться только на такое счастливое стечение обстоятельств нельзя. Полноценного социального педагога невозможно подготовить без специальной работы по выявлению и формированию у студентов и профессионально-педагогической направленности.

Сила и действенность профессиональной направленности личности социального педагога определяются педагогическим призванием. Структурным компонентом педагогического призвания являются профессиональные интересы. Развитие профессионально-педагогических интересов может происходить следующим образом: 1-й этап – безразличное отношение к педагогической деятельности; 2-й этап – неосознанное тяготение или влечение к педагогической деятельности (уровень “любопытства”); 3-й этап – осознание объекта и содержания педагогической деятельности; 4-й этап – не только ясное осознание объекта и содержания педагогической деятельности, но и устойчивая склонность и стремление заниматься последней; 5-й этап – потребность в социально-педагогической деятельности (уровень педагогического призвания). По-видимому, названные этапы отражают динамику субъективного отношения личности к профессии социального педагога.

Мотивационно-ценностное отношение студентов к социально-педагогической деятельности упрочивается, если они, опираясь на первоначальные научные представления о психологии и педагогике конфликтов, привлекаются к их анализу. С этой целью будущим социальным педагогам предлагается система заданий следующих типов: аналитические, проективные, конструктивные, моделирующие и оценочные.

Аналитические задания: наблюдение и запись в дневник действий, поступков, эмоционального состояния, отношений педагога и учащихся, учащихся между собой в конфликтной ситуации; описание своего состояния (какие чувства, переживания вызвал у вас возникающий конфликт); фиксирование развития конфликтной ситуации или выхода из нее; подробная характеристика и классификация взаимоотношений педагога и учащегося, оценка характера и причин их поведения; описание качеств личности педагога и учащегося, проявившихся в конфликтной ситуации; сравнение ежедневных записей и выделение характерных, устойчивых качеств личности педагога, отдельных учащихся, групп учащихся, класса в целом.

Проективные задания: студентам предлагается на основе собранных фактов, имеющейся информации описать идеальную модель желаемого поведения педагога и учащихся в конфликтной ситуации в интересах ее разрешения. От более подготовленных студентов требуется определить объективные и субъективные условия возникновения и протекания конфликтной ситуации, сравнить реальные условия и их идеальную модель поведения, оценить влияния этих условий на разрешение конфликта; если потребуется, оказать помощь в сборе материала наиболее слабым студентам в микрогруппах (4-5 человек).

Конструктивные задания: опишите способы разрешения наблюдаемой вами конфликтной ситуации; самостоятельно изучите предложенный список психолого-педагогической литературы, сделайте выборку способов разрешения конфликтов опытными педагогами-практиками.

Моделирующие задания: постройте идеальную модель одного из способов разрешения конфликтной ситуации, продумайте 3-4 других возможных варианта решения (сделайте запись в дневник); проанализируйте вместе с педагогами, учащимися ваши варианты решения и сделайте выбор одного из них (наиболее сильным студентам выбрать 3-4 возможных варианта решения, в слабо подготовленным – 1-2 ).

Оценочные задания: проанализируйте и оцените результаты разрешения конфликта: определите, какие воспитательные цели были достигнуты в результате выбора этого способа решения, какие – нет, почему?; отрефлексируйте свое поведение в процессе возникновения, развития и разрешения конфликта, оцените испытываемые вами при этом (удовлетворенности или неудовлетворенности).

В итоге выполнения этих заданий будущие социальные педагоги овладевают обобщенным алгоритмом и анализа конфликтных ситуаций (табл. 5).

 

Таблица 5

Суть конфликтной ситуации факты, обстоятельства столкновения, взаимодействия, требования, характер поведения
Объективные и субъективные условия возникновения и протекания конфликта   Гипотеза о причинах возникновения и путях разрешения. Выбор конструктивного способа разрешения, обоснование выбора
Обсуждение и осмысление результатов, осмысление, постановка задач перед конфликтующими сторонами, накопление опыта разрешения конфликтной ситуации

 

Практико-ориентированная образовательная технология позволяет: а) создать условия для активного включения в выполняемую деятельность всех студентов; б) дает возможность будущим социальным педагогам проигрывать различные роли в моделируемых ситуациях; в) учит целенаправленно анализировать конфликтные ситуации и конфликты; г) помогает обрести умения практически применять механизмы воздействия для предупреждения и разрешения и конфликтов среди учащихся.

Опыт применения адаптивных образовательных технологий приводит к выводу, что педагогические вузы располагают потенциальными возможностями для профессиональной подготовки социальных педагогов к работе по предупреждению и разрешению конфликтов среди подростков. Вместе с тем констатировано, что в учебных программах психолого-педагогических дисциплин этот вопрос остается на периферии, а кафедры педагогики и психологии нередко сами не осознают важности формирования у студентов конфликтологической компетентности.

Установлено, что назрела необходимость “опережающего” формирования у будущих социальных педагогов практической готовности предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие между подростками. “Опережающая” теоретическая подготовка предполагает понимание сущности возникающего конфликта, причинно-следственных зависимостей, учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей участников конфликта, определение механизма воздействия на учащихся в момент конфликта либо конфликтной ситуации. Эта работа будет более результативной, если определяющая теоретическая подготовка моделирует реальную практическую деятельность социального педагога, конструировать развивающую или тормозящего зарождающийся конфликт.

Потенциальные возможности для формирования ценных профессиональных качеств будущих педагогов заложены в программах педвузов. Исследуя эти возможности, мы исходили из утверждения В.А.Сластенина о том, что психолого-педагогическое образование является стержнем подготовки социального педагога.