Разбивка пикетажа и составление ведомости прямых и кривых
Разбивка пикетажа включает нанесение пикетов и плюсовых точек на трассе с помощью измерителя и установление пикетного положения вершин углов поворота. Обычно начало хода (НХ) принимают равным нулю (ПК0).
Протяженность участков ломаной трассы измеряют по топографической карте и с учетом масштаба определяют их длину.
Пикетное положение первой вершины (ВУ1) определяют по формуле
ВУ1 = НХ + П1 (3.12)
Пикетное положение второй вершины (ВУ2) определяют по формуле
ВУ2 = ВУ1 + П2 – Д1 ; (3.13)
Пикетное положение конца хода (КХ) определяют по формуле
КХ = ∑Пi - ∑Дi . (3.14)
На каждом закруглении при известных значениях a, R, L вычисляют остальные элементы закругления с точностью до 0,01м, пикетные положения основных точек закругления.
Затем определяют длины оставшихся прямолинейных участков трассы, оставшихся после вписывания закруглений.
П1 = НЗ1 – НХ; П2 = НЗ2 – КЗ1; П3 = КХ – КЗ2;
По топографической карте местности определяют дирекционный угол (ДУ) – угол, измеренный по часовой стрелке, между северным направлением вертикальной линией километровой сетки карты и направлением прямой (рис. 3.2).
Рисунок 3.3 - Схема к вычислению дирекционного угла:
1 – вертикальная линия километровой сетки на карте; 2 - нижний край карты; 3 – направление магнитного меридиана; 4 – направление истинного меридиана.
Для выноски трассы на местность вычисляют магнитный азимут. Магнитный азимут (А) - угол, измеренный по часовой стрелке, между северным направлением магнитного меридиана и направлением прямой.
(3.6)
где - угол между вертикальной линией сетки карты и магнитным меридианом, указан внизу карты местности.
По полученной величине азимута А1 , вычисляют значение магнитных азимутов остальных линий.
Азимут линии определяют по формуле
(3.7)
В формуле (3.7) знак «+» принимают, если трасса поворачивает вправо на угол , и знак «-», если она поворачивает влево на угол .
Румб (магнитный) – острый угол между ближайшим концом меридиана (северного или южного) и направлением прямой. По величине азимутов вычисляют румбы линии.
Если азимут находится в пределах:
- от 0 до 90 градусов, то румб линии по направлению будет - северо-восток (СВ), а величина угла равна азимуту (А);
- от 90 до 180 градусов, то румб линии по направлению будет - юго-восток (ЮВ), а величина угла равна (180 - А );
- от 180 до 270 градусов, то румб линии по направлению будет - юго-запад (ЮЗ), а величина угла равна (А - 180);
- от 270 до 360 градусов, то румб линии по направлению будет - северо-запад (СЗ), а величина угла равна (360 - А).
Далее составляется ведомость углов поворота, прямых и кривых. Форма такой ведомости приведена в табл. 3.1.
Т а б л и ц а 3.1
Me пп | а | ВУ | R | Т | К | Б | Д | L | t | Р | Ко | |||
лево | право | ПК | + | |||||||||||
НЗ | НКК (НПК) | ККК (НПК) | КЗ | Длина прямой | Румб | ||||
ПК | + | ПК | + | ПК | + | ПК | + | ||
В первой строке в графе 1 ставят НХ (начало хода) и его пикетное положение (гр. 4, 5), в последней строке - аналогично КХ (конец хода). В промежуточных строках приводят данные по каждому закруглению. Если есть переходная кривая, то графа 8 не заполняется. При отсутствии переходной кривой не заполняются графы 11-15 и 18-21. Суммируют столбцы 7, 10, 11, 12, и 15, получают .
Правильность составления ведомости прямых и кривых проверяют:
по длине трассы
(3.8)
по домерам
(3.9)
Составление чертежа «План трассы»
На чертеже формата А4хn наносят ломаную линию трассы, вписывают все закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На плане трассы обозначают номера вершин углов поворота. На каждом закруглении приводят основные параметры: радиус, угол поворота, тангенс, длину кривой, биссектрису и другие. Наносят ситуацию в полосе не менее 100 м в каждую сторону от трассы автомобильной дороги (рис. 3.3).
На чертеже обозначают номера пикетов и километры, показывают направление магнитного меридиана «Север-Юг», временные репера, схему закрепления трассы. Временные репера обозначают значком . Рядом с ним указывают номер репера и отметки. Верхнее число показывает отметку репера с точностью до 0,001м, а нижнее - отметку земли у репера с точностью 0,01м.
Рисунке 3.3 - Фрагмент оформления чертежа «План трассы»