Определение радиусов горизонтальных кривых

 

Радиус горизонтальной кривой для случая двухскатного поперечного профиля проезжей части вычисляют по формуле

, м, (2.3)

где V – расчетная скорость для дороги принятой категории, км/ч;

μкоэффициент поперечной силы по условиям удобства пассажиров;

 

μ = 0,2 – 7,5 × 10-4 × V, (2.4)

 

in – поперечный уклон проезжей части в долях единицы;

Минимальный радиус горизонтальной кривой для односкатного (вираж) поперечного профиля проезжей части при соблюдении условия ( in = iв) вычисляют по формуле

, м, (2.5)

Поперечный уклон проезжей части с двухскатным поперечным профилем зависит от категории дороги и типа покрытия:

- на автомобильных дорогах II – V технической категории поперечный уклон проезжей части принимают равным 0,020 (20 ‰);

- на автомобильных дорогах I технической категории – 0,025 (25 ‰).

Вычисленные по формуле значения радиусов горизонтальных кривых округляют в большую сторону с точностью до 10 м.

Минимальный радиус кривых в плане при наличии виража определяют по формуле (2.6).

, м, (2.6)

iв – поперечный уклон виража в долях единицы;

Максимальный уклон виража (iв ) по нормам ТКП [2] составляет:

- в северном дорожно-климатическом районе - 40 ‰;

- в центральном - 45 ‰;

- в южном - 50 ‰.

(Деление территории Республики Беларусь приведено в приложении).

В таблице 2.3 приведены основные технические параметры элементов автомобильных дорог.

 

Т а б л и ц а 2.3

Наименование элементов Значение элементов для категорий
I-а I-б, I-в II III IV V
Число полос движения Ширина полосы движения, м Ширина обочины, м в том числе: - укрепленной полосы, м; - остановочной, м Наименьшая ширина разделительной полосы, м, в том числе укрепленной полосы, м Ширина дорожного полотна, м - 4 полосы движения - 6 полос движения 4; 6   3,75 3,75   - 2,5   2 + с   0,75   28,5 36,0 4; 6   3,50 3,00   0,5 2,5   2 + с   0,50   25,0 32,0   3,50 3,00   0,75 - - -     13,0   3,50 2,50   0,50 - - -     12,0   3,0 2,0   0,50 - - -     10,0   2,75 1,25   - - - -     8,0

 

П р и м е ч а н и е. с – ширина ограждения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

3.1 Проектирование варианта плана трассы.

Проектирование плана трассы включает:

1) выяснение препятствий трассированию и определение контрольных точек;

2) проложение вариантов плана трассы;

3) подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений;

4) разбивка пикетажа и составление ведомости углов поворота, прямых и кри­вых;

5) составление чертежа "План трассы".

В курсовом проекте исходной информацией для проектирования плана трассы являются карта местности масштабом 1:5000, начальный и конечный пункты.

Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками.

Варианты плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий

Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет примерное положение трассы. Для обеспечения возможности выно­ски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой (рис. 3.1).

После этого измеряют углы поворота трассы (α1 , α2) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2 ), расстояние от начала участка трассы (точка А) до ближайшей вершины угла - (П1), и от вершины угла до конца трассы (точка В) - (П3), а также биссектрисы закруглений Б1 , Б2 .

 

 

 

Рисунок 3.1- Схема замены криволинейного плана трассы ломаным очертанием