Определение радиусов горизонтальных кривых
Радиус горизонтальной кривой для случая двухскатного поперечного профиля проезжей части вычисляют по формуле
, м, (2.3)
где V – расчетная скорость для дороги принятой категории, км/ч;
μ – коэффициент поперечной силы по условиям удобства пассажиров;
μ = 0,2 – 7,5 × 10-4 × V, (2.4)
in – поперечный уклон проезжей части в долях единицы;
Минимальный радиус горизонтальной кривой для односкатного (вираж) поперечного профиля проезжей части при соблюдении условия ( in = iв) вычисляют по формуле
, м, (2.5)
Поперечный уклон проезжей части с двухскатным поперечным профилем зависит от категории дороги и типа покрытия:
- на автомобильных дорогах II – V технической категории поперечный уклон проезжей части принимают равным 0,020 (20 ‰);
- на автомобильных дорогах I технической категории – 0,025 (25 ‰).
Вычисленные по формуле значения радиусов горизонтальных кривых округляют в большую сторону с точностью до 10 м.
Минимальный радиус кривых в плане при наличии виража определяют по формуле (2.6).
, м, (2.6)
iв – поперечный уклон виража в долях единицы;
Максимальный уклон виража (iв ) по нормам ТКП [2] составляет:
- в северном дорожно-климатическом районе - 40 ‰;
- в центральном - 45 ‰;
- в южном - 50 ‰.
(Деление территории Республики Беларусь приведено в приложении).
В таблице 2.3 приведены основные технические параметры элементов автомобильных дорог.
Т а б л и ц а 2.3
Наименование элементов | Значение элементов для категорий | |||||
I-а | I-б, I-в | II | III | IV | V | |
Число полос движения Ширина полосы движения, м Ширина обочины, м в том числе: - укрепленной полосы, м; - остановочной, м Наименьшая ширина разделительной полосы, м, в том числе укрепленной полосы, м Ширина дорожного полотна, м - 4 полосы движения - 6 полос движения | 4; 6 3,75 3,75 - 2,5 2 + с 0,75 28,5 36,0 | 4; 6 3,50 3,00 0,5 2,5 2 + с 0,50 25,0 32,0 | 3,50 3,00 0,75 - - - 13,0 | 3,50 2,50 0,50 - - - 12,0 | 3,0 2,0 0,50 - - - 10,0 | 2,75 1,25 - - - - 8,0 |
П р и м е ч а н и е. с – ширина ограждения.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
3.1 Проектирование варианта плана трассы.
Проектирование плана трассы включает:
1) выяснение препятствий трассированию и определение контрольных точек;
2) проложение вариантов плана трассы;
3) подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений;
4) разбивка пикетажа и составление ведомости углов поворота, прямых и кривых;
5) составление чертежа "План трассы".
В курсовом проекте исходной информацией для проектирования плана трассы являются карта местности масштабом 1:5000, начальный и конечный пункты.
Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками.
Варианты плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий
Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет примерное положение трассы. Для обеспечения возможности выноски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой (рис. 3.1).
После этого измеряют углы поворота трассы (α1 , α2) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2 ), расстояние от начала участка трассы (точка А) до ближайшей вершины угла - (П1), и от вершины угла до конца трассы (точка В) - (П3), а также биссектрисы закруглений Б1 , Б2 .
Рисунок 3.1- Схема замены криволинейного плана трассы ломаным очертанием