Словарь философских терминов

 

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. άγνωστος – недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин «А.» ввел англ. естествоиспытатель Т. Гексли в 1869 для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетентности философии рамками «позитивного» знания. Однако выражение позиции А. обнаруживается в предшествующей философии.

АФФЕКТ (лат. afficio. affectum — душевное волнение, переживание), сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, который порождается противоречием между его собственными влечениями, стремлениями, желаниями. Причиной аффекта может быть и столкновение требований, которые предъявляются к человеку, с невозможностью выполнить эти требования. Различают физиологический и патологический аффекты.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Филос. понимание Б. и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес метафизическому материализму, не сводит Б. к предметно-вещественному миру, вычленяя различные уровни Б. – материально-предметную реальность, объективно-идеальное Б. (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Б.личности.

 

ВЕЩЬ — предмет, опосредованный человеческим трудом; в более общем смысле—любое нечто, самостоятельно су­ществующее в пространстве-времени. Аристотель назвал так понимаемую вещь первой сущностью. Вещь, обознача­емая латинским термином «res», фигурировала в спорах средневековых номиналистов и платонистов. Философы, признающие реальность мира в целом, могут отрицать другие виды сущего (общие предметы, признаки, классы, бесконечности), но первую сущность не отрицает никто. Наряду с многозначным термином «вещь» используют и другие понятия: «предмет», «индивид», «конкрет», «партикуляр». Определить вещь-конкрет — значит прежде всего отличить ее от признака (абстракта, качества, характерис­тики). Аристотель предложил для решения этой задачи два критерия, остающиеся основными и сегодня: 1) вещь су­ществует в пространстве-времени самостоятельно, при­знак – лишь в составе вещи; наделение признака само­стоятельным существованием называется гипостазированем и считается ошибкой всеми за исключением крайних платонистов; 2) признак характеризует вещь, придает ей определенность, обратное же невозможно — вещь не может быть признаком признака. Только после различения вещи и признака становится понятным спор между номинали­стами, признающими реальность лишь индивидов, и платонистами, настаивающими на существовании и их при­знаков.

Вещь в самом общем смысле — любое нечто, все, что мо­жет быть названо, все, что может быть объектом мысли. Как самое общее философское понятие оно охватывает любые объекты мысли — и реальные, и воображаемые. Си­нонимом так понимаемой «вещи» считают «объект». Объектом обычно называют вещь, включенную в челове­ческую деятельность, актуально осваиваемую субъектом предметно — практически и познавательно. Термином «объект» чаще обозначают не реальный, а потенциальный референт познавательной и практической деятельности, т. е. по существу любое нечто.

Все эти значения вещи связаны между собой и, взятые вместе, создают целостную онтологическую структуру. Ве­щи-объекты делятся на вещи-конкреты и вещи-абстракты, а конкреты, в свою очередь,— на природные вещи (пред­меты) и вещи — продукты труда.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — философская категория, отра­жающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как ин­тегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, ор­ганизация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.

Взаимодействие определяет отношение причины и следст­вия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратно­го влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, противоречие являются самыми глу­бокими источниками, основой и конечной причиной воз­никновения, самодвижения и развития объектов. Современное естествознание показало, что всякое взаимо­действие связано с материальными полями и сопровожда­ется переносом материи, движения и информации. Позна­ние вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

 

ВОСПРИЯТИЕ,целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредств. воздействия объектовреального мира на органы чувств. В. человека, «живое созерцание» (В. И. Ленин) – результат активной познават.деятельности, направленной на решение определ. задачи осуществляющейся в соответствии с социально выработанными нормами и эталонами. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает ориентировку в окружающем мире. В. связано с мышлением, памятью, вниманием и включено в процессы практич. деятельности и общения.

Процесс В. предполагает обнаружение объекта и воспри­нимаемом поле, различение в этом объекте отд. признаков и их синтез. Адекватность образа В. его объекту достигает­ся благодаря тому, что воспринимающие этот объект орга­ны (как сенсорные, таи и моторные) активно прослеживают его свойства, связи и отношения. Это находит, в частности, выражение в ощупывающем движении рук, воспринимаю­щих форму предмета, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в процессе вслушивании и т. п. Одновре­менно с приспособлением перцептивных органов к особен­ностям воспринимаемого объекта субъект своими действи­ями стремится поставить объект в такие условия, в к-рых бы последний мог восприниматься наилучшим образом и с разных сторон. Это двухстороннее «подстраивание» субъективных познават. способностей и средств (как орга­нов чувств, так и искусств. приборов) к особенностям объекта, а объекта - к особенностям воспринимающего субъекта позволяет построить наиболее адекватный чувств. образ объекта.

Процесс познания, отправным пунктом и необходимым компонентом к-рого является В. предмета в нек-рой совокупности его свойств и отношений, включает как разли­чение и обособление вещей в пространстве и времени, так и их связывание и соотнесение. Для В., напр., формы пред­мета, его величины и др. признаков характерно, что, не­смотря на изменения положения предмета, мы восприни­маем его форму относительно неизменной, т. е. константно; последнее является результатом включённости имеющегося у субъекта опыта в акт живого созерцания. Это является необходимым условием процесса узнавания, а также познания. Процесс В. в его развитой форме осуществляется с помощью системы манипуляций, т. е. особых действий, направленных на выделение в объекте его информативного (с т. зр. задач деятельности) содержания, по к-рому человек сличает данный объект с уже имеющимися у него перцептивными моделями. Эти действия позволяют осуще­ствить операции идентификации, отнесения объекта к определ. классу и др.

В. как вид познания предполагает осмысление, понима­ние, истолкование сенсорных данных. Процесс В.— это постоянное решение задач по распознаванию объектов, своеобразный вид мышления — «визуальное мышление». Вместе с тем ограниченность В., связанная с его субъек­тивной непосредственностью, создает возможность для возникновения противоречия между В. и пониманием пред­мета. Адекватное знание о предмете дает мышление, оперирующее абстракциями.

В. человека развивается в процессе его практич., социально-исторически обусловленного взаимодействия с внеш. миром. Человеч. В. отражают мир не только в меру биологич. особенностей органон чувств, но и посредством спец. приборов, неизмеримо усиливающих и расширяю­щих перцептивные возможности чувств. отражения.

 

ВРЕМЯ, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выра­жающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. В. не существует само по себе, вне материальных измене­ний; точно так же невозможно существование материаль­ных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.

В домарксистской философии В. преим. рассматривалось как внеш. условие бытия материи, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от к.-л. процессов в ми­ре. Так, напр., Ньютон различал абс. В. как внешнее условие бытия и относит. В., выражающее длительность конкретных состояний и процессов и измеряемое посредст­вом различных периодич. процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца пли вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.) Подобное толкование В. господст­вовало в естествознании и натурфилософии 17 —19 вв. Ему противостояло понимание В. как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоно­сов, Гольбах, Дидро, Чернышевский). В теологии и различ­ных системах объективного идеализма В. рассматривалось как преходящая и конечная форма бытия вещей и противо­поставлялось вечности, присущей богу или абс. духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель, неото­мизм). В субъективно-идеалистич. концепциях В. толко­валось как форма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априорная форма чувств, созерцания (Кант); как фор­ма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного «Я» (экзистенциализм).

Диалектико-материалистич. концепция В. как формы бытия материи была разработана классиками марксизма-ленинизма и нашла многочисл. подтверждения в совр. науке. Осн. свойства В. тесно связаны с др. атрибутами материи и определяются ими. В. объективно и независимо от человеч. сознания. Существование мира вечно, что обус­ловлено абсолютностью материи как субстанциальной основы всех явлений. Вечность присуща лишь всей при­роде в целом, тогда как всякая конкретная форма мате­рии ограничена и преходяща во В. Всем временным отношениям в мире свойственна определенная длительность, представляющая собой последовательность и рядоположенность сменяющих друг друга моментов и состояний. Универсальность длительности обусловлена наличием в каждом изменении последовательно реализующихся этапов, конеч­ностью скорости распространения материальных воздей­ствий. Длительность В. существования всех конкретных тел выступает как единство прерывного и непрерывного. Сохраняемость материи и непрерывная последователь­ность её изменений, происходящих в виде близкодействия в причинной связи, обусловливают общую непрерывность и связность В., отсутствие в нём разрывов. Вместе с тем В. как форма бытия материи складывается из множества последовательностей и длительностей существования конк­ретных объектов, каждый из к-рых имеет своё начало и конец. В силу этого В. присуща определ. прерывность, выражающая периоды существования конкретных ка­честв. состояний. Однако эта прерывность всегда относи­тельна, поскольку при смене качеств. состояний состав­ляющая тело материя не уничтожается, а лишь переходит в др. формы, продолжая непрерывно существовать.

В. одномерно, асимметрично и необратимо, все изменения в мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправ­ленность В. обусловлена асимметрией причинно-следст­венных отношений, общей необратимостью процесса раз­вития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и циклов изме­нения систем. Совр. физика доказала, что В. различных процессов в телах относительно замедляется по мере приб­лижения скорости их движения к скорости света. Замедле­ние временных процессов в системах возможно также под действием мощных гравитац. полей.

Любая материальная система существует и развивается по своему собств. В., к-рое зависит от характера циклич­ных изменений в её структуре и внеш. среде, скорости движения, мощности гравитац. поля. Собств. В. системы находится также в определ. соответствии с внеш. В. су­ществования больших по размерам материальных систем (Солнечная система, галактики, метагалактики и др.). Напр., в живых организмах существуют биоритмы различ­ных функциональных подсистем, органов и клеток, завися­щие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и др. внеш. факторов. Биосфера и человеч. общество развиваются во В. существования Земли и Солнеч­ной системы. Вместе с тем общество имеет собств. времен­ные отношения и темпы развития, к-рые убыстряются по море развития производит. сил и науки.

Исследование временных аспектов изменения и раз­вития материальных систем — одна из важнейших задач совр. науки. Диалектико-материалистич. учение о В., будучи обобщением достижений научного познания, раскрывает универсальные свойства В., выявляет общие закономерности их познания в процессе развития и смены научных теорий.

 

ДВИЖЕНИЕ — понятие философского дискурса, на­правленное на описание и объяснение онтологических ха­рактеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательную про­грамму, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей. В раз­витии концепций движения можно выделить два крупных этапа, первый из которых связан с натурфилософией, где движение трактуется как разновидность изменений и про­цессов, а второй — с формированием различных исследова­тельских программ внутри механики, где движение пони­мается как смена состояний тела относительно других тел или же относительно какой-то системы координат, как изменение положения во времени и в пространстве. Эти различные исследовательские программы — Р. Декарта, X. Гюйгенса, И. Ньютона, Г. Лейбница — основывались на различной трактовке движения и его связи с простран­ством, временем и материей.

ДЕИЗМ (от лат. deus – бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении в постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, отрицающему существование бога. Д. выступает с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения.

Родоначальником Д. считается лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине», 1624). К Д. примыкали мыслители различных направлений – как идеалисты, так и материалисты. Наивысшее развитие Д. получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке – Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Ален. Высказанный Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии», 1779). Во Франции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Руссо. С критикой Д. выступали франц. материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве филос. рационализма (Лейбниц, Лессинг). Идеи Д. своеобразно преломились в сочинении Канта «Религия в пределах только разума» (1793). Среди рус. прогрессивных мыслителей Д. получил распространение в кон. 18 – нач. 19 вв. (И. И. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д. сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17-18 вв.

В совр. бурж. философии Д. не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательства бытия его создателя.

ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεχτιχή (τέχνη) – искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι – веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Д. есть филос. теория, метод и методология науч. познания и творчества вообще. Теоритич. принципы Д. составляют существенное содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоритич., мировоззренч. и методологич. функции. Основные принципы Д., составляющие ее стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДУАЛИЗМ(от лат dualis - двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму. Термин «Д.» был введен нем. философом Х. Вольфом и обозначает признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель Д. – Декарт (хотя он не использовал этот термин), который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю); проблемы взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психическую и физическую проблемы) Декарт решал позиций психофизиологического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологического Д., который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологического Д. развивал Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, не зависимым от внешнего мира законам – в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка.

Отвергая все формы Д., диалектический материализм утверждает материалистический монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ, неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания. Так, напр., видимое движение Солнца вокруг Земли принимается в определ. условиях за истинное, действит. движение. 3. имеет объективные основания, обусловленные ограниченностью социальной практики и познания или абсолютизацией отд. сторон практич. познават. деятельности. 3. обществ. сознания закрепляются классовыми и групповыми интересами людей и выполняют определ. социальные функции. Нередко основаниями 3. являются исторически обусловленные пред­рассудки, а также формы мышления и языка.

Выявление 3. осуществляется через преодоление видимости его истинности. Непосредств. основание этого – установление содержат. противоречия между наличным знанием л действительностью, разрешение к-poгo требует качеств. преобразования этого знания, отрицания приня­тых в качестве истинных предпосылок и определений пред­мета. Преодоление выявленных 3. осуществляется в про­цессе выдвижения принципиально новых идеи и разработ­ки более адекватных методов исследования предмета. От­рицание 3. — внутр. момент и условие процесса развития объективной науч. истины. Истина достигается только че­рез выявление и преодоление 3. как её диалектич. проти­воположности. «Истина и заблуждение, подобно всем ло­гическим категориям, движущимся в полярных противо­положностях, имеют абсолютное значение только в преде­лах чрезвычайно ограниченной области» (Энгельс Ф., Маркс К.).

Отказ от 3. означает разрыв с исторически сложившейся познават. или социальной традицией. Преодоление 3. обществ. сознания, как правило, протекает в драматич­ных условиях, когда субъект (социальная группа, класс) вступает в глубокие противоречия с сообществом (классом), стоящим на страже наличных социальных и познават. представлений и предрассудков. Преодоление 3. в обществ. сознании нередко оказывается тесно связан­ным с преобразованием исторически конкретной формы обществ. бытия и обществ. отношений. Критика 3. осво­бождает человеч. сознание от историч. ограниченности, от господства над ним всякого рода догм, устаревших пред­ставлении.

 

ИДЕАЛИЗМ(франц. idéalisme, от греч. ίδέα - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И. противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материального. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в.

Философский термин «И.» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле И. в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

Внутри И. выделяют две главные формы: И. объективный и И. субъективный. Для объективного И. характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для субъективного неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Исторический прообраз объективного И. можно усмотреть уже в религиозно-художественных построениях др.-индийских упанишад (материальный мир – покрывало майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала – брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В средне-вековой философии его представлял схоластич. реализм, в новое время крупнейшие мыслители – Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ. идеалистов 18 в. Беркли и Юма.

В пределах главных двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. реализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

 

ИЗМЕНЕНИЕ— категория философского дискурса, кото­рая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в про­странстве и времени выделяют изменения в пространстве (ме­ханическое движение) и изменения во времени. Различия в трактовке времени определяют понимание характера измене­ний — обратимых и необратимых, направленных и ненаправ­ленных, спонтанных, самоорганизованных и организуемых. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то инвари­антным, устойчивым, и, наоборот, инвариантные структуры предполагают вариативное, изменчивое. Уже в античной философии наряду с линией Парменида, де­лавшего акцент на устойчивости и неизменности бытия, су­ществовала линия Гераклита, настаивающего на универсально­сти изменений и текучести вещей. Согласно Гераклиту, все на­ходится в непрерывном изменении и движении, поскольку все определяется борьбой противоположностей, в ходе которой вещь переходит в свою противоположность: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти противоположности, переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти». Изменения, по Ге­раклиту, подчиняются всеобщему закону — Логосу. Выход из альтернативы философских позиций был найден в допущении многих структурных, неизменных и устойчивых элементов, об­разующих соединения друг с другом и формирующих много­образие чувственно-воспринимаемого мира изменчивых вещей. Изменения во времени пространственных отношений вечных, структурных элементов при неизменности каждого элемента воспринимаются органами чувств как перемены, происходящие в мире вещей. Анаксагор видел в изменении вещей соедине­ние и разделение гомеомерий — мелких частиц. Древнегречес­кие атомисты (Левкипп, Демокрит) исходили из признания бес­численного множества вечных, неделимых и неизменных эле­ментов — атомов, лежащих в основе всего многообразия чув­ственно данного и текучего мира. Тем самым они не отрицали ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни измен­чивости, ни множественности вещей, понимая их как вторич­ный, производный феномен. Согласно Эмпедоклу, не суще­ствует ни возникновения, ни изменения, а лишь смесь элемен­тов вещей, являющаяся результатом притяжения разнородных элементов друг к другу благодаря силе Любви, и разрушение первичной смеси под влиянием сил Вражды. Противопостав­ление инвариантного и текучего миров приобрело у Платона форму противопоставления изменчивого мира чувственных ве­щей — предмета неустойчивых мнений — и мира неизменных, статуарных эйдосов (идей) — предмета теоретического, всеоб­щего и необходимого знания.

Аристотель строит различные классификации изменений — привходящих и непривходящих, осуществляющихся вследствие чего-нибудь и становящихся чем-то. Связывая изменение с существовани­ем противоположностей и с противопоставлением, он выде­ляет такие виды изменений: 1) изменение по противоречию, или возникновение (genesis); 2) уничтожение, или изменение из субстрата в несубстрат (phthora). При этом Аристотель от­мечает, что видов изменений столько, сколько видов сущего. Однако он отделяет движение от изменения, т. к. изменение связано с противопоставлением сущего и не-сущего, а не-сущее не предполагает движения. Аристотель выделяет четыре вида изменений: 1) сути, или возникновение и уничтожение; 2) качества, или изменение состояния данной вещи; 3) количества, или рост и убывание; 4) места, или пространственное перемещение.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие И. объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религии и религиозно-философские учения.

И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

 

ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория И. характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познават. деятельность. Понимание И. как соответствия (принцип корреспонденции) знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция в понимании И. была продолжена в новое время преимущественно в материалистич. филос. учениях.

В идеалистич. системах И. понимается или как вечно неизменное и абс. свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Нем. класс. идеализм начиная с Фихте внес в трактовку И. диалектич. подход. По Гегелю, И. есть диалектич. процесс развития знания, в к-ром достигается соответствие понятия предмету мысли.

Т. зр. сторонников субъективно-идеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел) или как соответствия идей стремления личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений (Мах). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чуств. опытом. Конвенционализм (А. Пуанкаре) исходит из того, что дефиниция И. и ее содержание носят условный характер. Представители экзистенциализма трактуют И. субъективно-идеалистически – как форму психологич. состояний личности. Общая черта различных концепций И. в совр. зап. философии – отрицание объективности содержания знания (в особенности общественно-историч. знания). Признание объективности И. принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма. Объективной И. является такое содержание человеч. представлений, «…которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества».

Мир объективной действительности не может сразу и в полном объеме быть познан людьми. Поэтому «И. есть процесс»: на каждом историч. этапе человечество располагает относительной И. – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Его истинность обусловлена уровнем развития материальной практики, духовной культуры, совершенством специализированных средств наблюдения, эксперимента и т. п. Признание относительности И.связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Утверждая объективность И., диалектич. материализм указывает и на абс. значение исторически относит. этапов раскрытия И. Совокупность подтвержденных экспериментом, производств. деятельностью и социальной практикой знаний есть не просто непротиворечивая конструкция сознания или полезное в прагматич. отношении представление, но отражение с той или иной степень. глубины и точности объективных характеристик бытия. Поэтому подобное знание преодолевает конкретно-историч. условия своего произ-ва, продолжает жить в новых теориях, вобравших в себя его объективное содержание. Т. о., истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной И.: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеч. познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

Абсолютная И.есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учет всех условий, в к-рых находится объект познания, выделение главных, существ. свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения И., в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, науч. дискуссии, критику и преодоление фетишистских форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологич. и науч.-теоретич. форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практич. и мировоззренч. предпосылок теоретич. построений.

 

КАЧЕСТВО — философская категория, выражающая суще­ственную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержа­ние категории качества неоднократно изменялось на протя­жении истории философской мысли. Первое достаточно яс­ное истолкование категории качества восходит к Аристоте­лю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «...сущ­ность связана с качеством, а качество имеет определенную природу». В Средние века под скры­тыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества от­части отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в ча­стности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вы­зывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снеж­ном коме, я называю качествами». Локк раз­деляет все качества на первичные — присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные — не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, зву­ки, вкусы и т. п).

В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество опре­деляется как начальная ступень познания вещей. Как онто­логическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, те­ряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Именно такое понимание качества вошло в марксис­тскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К не­существенным свойствам предмета относят те, которые пред­мет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущ­ности, отличной от других, и детерминирует его свойства, про­являющиеся в отношениях с другими предметами.

 

КАЧЕСТВО, СВОЙСТВО И КОЛИЧЕСТВО. Различие меж­ду предметами и явлениями уже на уровне чувственного по­знания непосредственно отображается с помощью свойств, которые выражают отдельные их особенности, признаки и отношения. Сравнение и измерение свойств и отношений предполагает выделение качественно однородного и одина­кового в вещах, а именно тождественных их свойств и отно­шений. Поскольку первичным в познании является ощуще­ние, а в нем неизбежно содержится качество, то анализ ко­личества начинается именно с выявления качественно од­нородных свойств вещей. Эти свойства в науке называют величинами, и они могут быть сравнимы или измеримы. В пер­вом случае между ними устанавливается отношение, выража­емое терминами «больше», «меньше» или «равно». Во втором случае выбирается определенная общая единица измерения (напр., длина, масса, температура и т. п.) и значение соответ­ствующей величины определяется ее отношением к единице измерения, т. е. числом. Это число может оказаться целым дробным или даже иррациональным. Важнейшая цель познания заключается в открытии законов которые выражают инвариантные, устойчивые, регулярные связи между величинами, характеризующими определенные процессы в мире. Количественно эти связи отображаются с помощью различных математических функций, определяю­щих зависимость одних величин (функций) от других незави­симых величин (аргументов). Если с помощью элементарной математики постоянных величин можно было изучать фик­сированные связи между ними, то с введением переменных величин стало возможным исследовать разнообразные функ­циональные отношения, а тем самым математически отобра­жать движение и процессы. Создание дифференциального и интегрального исчислений дало в руки ученых мощное средство для количественного исследования различных процессов, и прежде всего изучения движения земных тел в механике и небесных тел в астрономии. В дальнейшем математика создала еще более эффективные методы количественной анализа: она не ограничилась изучением величин, а перешла к исследованию более общих абстрактных структур, среди которых анализ величин занимает весьма скромное место хотя в прикладных исследованиях по-прежнему он продолжает играть важную роль. Не случайно поэтому иногда математику определяют как науку о косвенных измерениях вели чин.

 

КОЛИЧЕСТВО — философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т. е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свой­ство или отношение, по которому рассматриваемые вещи срав­ниваются, и абстрагироваться от других их свойств. Посколь­ку количественная сторона мира стала предметом исследо­вания математики, то в дальнейшем философские пред­ставления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существо­вали в математике.

Простейшей формой количества является целое положитель­ное число, которое возникает в процессе счета предметов. Изучая отношения между числами такого натурального ряда, пифагорейцы первыми обратили внимание на то, что такие отношения определяют закономерности между свойствами предметов внешнего мира. Отсюда они пришли к признанию божественной роли числа. Однако открытие несоизмеримо­сти диагонали квадрата с его стороной вызвало глубокий кри­зис в пифагорейской школе, т. к. с помощью целых чисел ока­залось невозможным установить простейшие отношения меж­ду геометрическими величинами. Хотя в дальнейшем это про­тиворечие было внешне преодолено остроумной теорией пропорций Евдокса, оно продолжало оказывать влияние на обобщение и развитие понятия числа. Первое развернутое определение количества, явно ориенти­рованное на опыт древнегреческой математики, было дано Аристотелем. «Количеством называется то, что может быть разделено на части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, и ве­личина — если измеримо».

Это определение в тех или иных вариациях повторялось дру­гими философами и до сих пор не потеряло своего значения, хотя в нем недостаточно ясно выражена связь между коли­чеством и качеством.

 

МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. materialis – вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии (что первично: материя или сознание) в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. д. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления М. идеализму.

Виды материализма: наивный (или стихийный) у древних греков и римлян; метафизический (или механический) в 17-18 вв.; диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Наряду с основными видами М. существовали промежуточные – переходные от одного основного вида М. к другому (напр., М. Древнего Востока; М. эпохи Возрождения, М. рус. революционных демократов 19 в. и др.).

Изменение формы М. совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития М.

МАТЕРИЯ (лат . materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория диалектического материализма.

 

МЕТАФИЗИКА (от греч. μετά τά φυσιχά, букв. – после физики), наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В марксизме – противоположный диалектике филос. метод, отрицающий качеств. саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «М.» нередко употреблялся как синоним философии.

Термин «М.» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Как самостоятельный метод М. обнаруживается у Платона. В раннегреч. философии «мудрость» была синкретичным созерцанием истинной картины космоса, поэтому собственно филос. метод не отличался от научного, т. е. от теории. Не предпринимая формального расчленения «мудрости», Платон дал в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям («идеям») по иерархич. «лестнице» понятий и исходящего обратно к чувственному миру. Аристотель построил классификацию наук, в к-рой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией» или «теологией» (учение о боге). В отличие от «второй философии», или «физики», «первая философия» (названная впоследствии М.) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. Не связанная ни с субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с чел. деятельностью (как науки «практические»). М., по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеч. Жизни и источник наслаждения.

Антич. М. явилась образцом М. вообще, однако на протяжении истории зап.-европ. философии существенно меняются как оценка метафизич. знания, так и положение М. в системе филос. наук . Ср.-век. философия признавала М. высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Схоластика считала, что М. – доступное богопознание, осуществляемое по аналогии с познанием высших родов сущего (благо, истина и т. п.). Ср.-век. М. дала детальную трактовку таких проблем, как соотношение свободы и необходимости, природа общих понятий и др., и существенно обогатила понятийный и терминологический словарь философии.

М. нового времени вышла из границ, очерченных теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения; сделала объектом своего исследования природу. Формально оставаясь «царицей наук», М. испытала влияние естествознания, достигшего в этот период выдающихся успехов (особенно в математике и механике), и в определенной мере слилась с ним. Основная черта М. нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, превращение ее в М. познания (в античности и в ср. века она была М. бытия). М. рационализма развивалась в тесной связи с традиц. онтологией. М. эмпиризма резко выступила против гипостазирования понятий и догматического возведения их в статус бытия, характерного для ср.-век. схоластики. М. 17 в., получившая классическое выражение в системах Декарта, Спинозы и Лейбница, в 18 в. переживала кризис, обусловленный отъединением от нее ряда наук, вырождением метафизического учения в догматическое систематизаторство (напр., в системах Вольфа и Баумгартена), а также разрушающей критикой со стороны скептицизма, сенсуализма, механического материализма Просвещения.

В нем. классич. философии происходил сложный процесс окончательного разрушения старой М., противоречиво связанный с реставрацией М. как умозрительной картины мира. Кант критиковал догматичную М. прошлого, признавая необходимость и ценность М. как науки и считая ее завершением культуры человеч. разума. Он усматривал свою задачу в изменении метода М. и определении сферы ее приложения. Разделив рассудок и разум, Кант показал, что ошибки старой М. порождаются некритич. распространением деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Согласно канту, М. возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Однако он не построил такой системы, ограничившись исследованием противоречий, в к-рые неизбежно впадает разум, пытающийся сформировать законченную картину мира. Кант ввел разделение М. на М. природы и М. нравов, толкуя последнюю как такую сферу, где противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также четко размежевал М. и естествознание, указав, что предметы этих дисциплин совершенно различны.

На основе кантовских идей (в частности, его учения об активности субъекта в познании) Фихте и Шеллинг пытались построить положительную М. Связав в своих системах мышление и бытие, М. и науку, разум и природу, они истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания: диалектика становится у них неотъемлемым свойством истинного мышления.

Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в к-рой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие – его необходимым моментом. Он переосмыслил кантовские различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику – методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперирует конечными однозначными определениями и является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности сферой рассудка. Т. о., Гегель впервые противопоставил М. и диалектику как два различных метода. Вместе с тем он оценивал свою философию как «истинную» М. и традиционно понимал ее как «науку наук».

Для философии 2-й пол. 19 в. характерно отрицательное отношение к М. вообще и ее гегелевскому варианту в частности. Критическая реакция на гегелевскую философию породила ряд течений антиметафизики: волюнтаризм Шопенгауэра (впоследствии развитый философией жизни), религ. иррационализм Кьеркегора, материалистич. антропологизм Фейербаха. С критикой М. и метафизического метода выступили позитивизм и неокантианство. В бурж. философии 20 в. позиции М. продолжают отстаивать неокантисты, реставрирующие метафизические принципы ср.-век. схоластики. Вместе с тем попытки возродить метод старой М. как один из необходимых подходов к действительности свойственны ряду др. течений бурж. философии –реализму, феноменологии, экзистенциализму, философии науки. Так, напр., Хайдеггер, выдвинувший развернутую критику М. как типа зап.-европ. культуры, пытался вернуться к «истокам», т. е. к той же М. в ее доплатоновской форме.

Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимания истории и применение его к объяснению развития человеч. познания позволило выявить сущность М. как исторически ограниченной, превращенной формы мышления и знания. Классики марксизма-ленинизма раскрыли механизм возникновения М., основанный на абсолютизации и догматации результата познания, подмене изучения объективной реальности построением абстрактных схем, и противопоставили метафизич. методу материалистич. диалектику – всеобщую категорию развития и метод познания природы, общества и мышления.

 

МЕТОД (от греч. μέυοδος – путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы филос. и науч. знания; совокупность приемов и операций практич. и теоретич. освоения действительности.

Своими генетическими корнями М. восходит к практич. деятельности человека, приемы которой должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация М. мышления в ходе развития познания привели к учению о М. – методологии.

Хотя проблема М. обсуждалась уже в антич. философии (к-рая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. познания), систематическое развитие М. познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки. С этого времени развитие, совершенствование М. выступает как важнейшая составная часть всего процесса науки.

Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются спец. М. Более широкую сферу применения имеют фундаментальные идеи и принципы, к-рые выступают в качестве методологических регуляторов определенной науки и служат основой разработки спец. научного познания. Методологические идеи и принципы, к-рые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (напр., системный подход и системный М., аксиоматич. М.).

Совр. система М. науки столь же разнообразна, как и сама наука. Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические М. Иная классификация опирается на различные М. качественного и количественного изучения реальности. Для совр. науки важное значение имеет различие М. в зависимости от форм детерминации: однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что М. одних наук все более широко используется в других, относительно менее развитых науках (напр., применение физического и химического М. в биологии и медицине). Повышение уровня абстрактности совр. науки выдвинуло важную проблему интерпретацию результатов исследования (особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации); в этой связи специально разрабатывается М. интерпретации научных данных.

Столь значит. многообразие М. науки и сама творческая природа науч. мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории науч. М. в строгом смысле слова – теории, к-рая давала бы полное и систематич. описание всех существующих возможных М. Поэтому реальным предметом методологич. анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М., выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М. в науч. исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философских М. в наукознании. Опыт развития науки свидетельствует, что эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Адекватными философскими М. являются диалектика и материализм. Методологич. цель материализма заключается в том, что он ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей в ложных явлениях природы, общества и человеческого сознания. Диалектика же является научным М. материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формирует наиболее общие законы познания. Диалектика как М. есть отражение в мышлении объективной диалектики самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистич. диалектика служит М. глубокого и всестороннего анализа противоречий развития действительности, дает ключ к целостному исследованию сложных социальных и природных процессов. В совр. условиях, требующих нестандартных подходов и решений, особое значение приобретает понимание диалектико-материалистических М. как руководства к действию.

Философские М. обычно «работают» в науке не непосредственно, а опосредуясь другими, более конкретными М. Напр., принцип историзма как универсальный М., разрабатываемый философией, преломился в биологии в виде эволюц. учения – методологич. основы совр. биологических дисциплин; в астрономии этот же принцип породил совокупность космогонич. гипотез. В социальном познании историч. материализм выполняет функцию М. для всех обществ. наук. М., имеющие общенауч. характер, - анализ, синтез, идеализация, обобщение, типологизация, индукция и дедукция и др. – также характеризуются в каждой отд. Науке. Важная особенность совр. этапа развития науки заключается в существ. возрастании роли конструктивных моментов в науч. познании. Соответственно расширяется и спец. изучение структуры формальных М.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система представлений мире, о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. – способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. В М. находит выражение система категорий культуры – обобщенная модель человеческого мира. Философия – форма теоретического развития М. В качестве субъекта реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность.

Существуют три основных типа М. – житейское (обыденное), религиозное и философское. Житейское (обыденное) М. порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа М. отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Религиозное М. дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме. В философском М. теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создает новые категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию.

М. – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует расстановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

В классовом обществе каждый класс имеет свое специфическое М., выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным.

МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположности М. – дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Главную проблему философии М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии. Разновидностью идеализма является т. н. нейтральный М. (махизм, эмпириолинизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала. Идеалистический М. сталкивается с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и логике. Метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистичного М. до понимания явлений общественной жизни.

Последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития. Согласно этому единому разъяснительному принципу, в основе качественного разнообразия явлений природы, общества и человеческого сознания лежит материальная субстанция, развивающаяся материя. Введение в философию категории практики позволило объединить в единую концепцию учение о бытии и теорию познания, довести здание материализма «доверху», придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и действия.

НАУКА, сфера человеч. деятельности, функцией к-рой является выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действительности. В ходе историч. развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «Н.» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Н.» употребляется также для обозначения отд. отраслей науч. знания.

Непосредств. цели Н. – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, состав­ляющих предмет сё изучении, на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретич. отражение действительности.

Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения ми­ра, Н. как производство знания представляет собой специфич. форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в Н. их получение — в виде теоретич. описания, схемы технологич. процесса, сводки эксперимен­тальных данных, формулы к.-л. препарата и т. п.— обра­зует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятель­ности, результат к-рых в принципе бывает известен заранее, науч. деятельность даёт приращение нового знания. Имен­но поэтому Н. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.

От эстетич. (художеств.) способа освоения действительности Н. отличает стремление к логич., максимально обобщенному объективному знанию.

Сложный характер имеет взаимосвязь между Н. и фи­лософией как специфич. формами обществ. сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отно­шению к Н. функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объе­диняет с Н. также стремление к построению знания в тео­ретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. Различные филос. направления в условиях классово антагонистич. общества по-разному относятся к Н. и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к Н. скептически (напр., экзис­тенциализм), другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в Н. (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренч. функции философии. Марксизм-ленинизм даёт последоват. решение проблемы соотношении философии и Н., принимая от Н. её метод, полностью ис­пользуя её результаты, но одновременно учитывая специ­фику предмета и социальной роли философии; это делает его подлинно науч. философией. Через философию и общую теорию обществ. Н. вся Н. связана с идеологией и полити­кой.

Н., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе к-рой лежит вера в сверхъестеств. начала.

Хотя отдельные элементы науч. знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновение Н. относят к 6 в. до н. э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условия. Формирование Н. требовало критики и разрушения мифологических систем; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития произ-ва и обществ. отношений, приводящий к разделению умств. и физич. тру­да и тем самым открывающий возможность для систематич. занятий Н. Более чем двухтысячелетняя история Н. отчётли­во обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденции её развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс сформулировал поло­жение об ускоренном росте Н.: «... Наука движется вперед пропорционально массе знании, унаследованных ею от предшествующего поколения...». Как показали совр. исследования, это положение может быть выражено в строгой форме экспоненциального закона, характеризующего воз­растание нек-рых параметров Н. начиная с 17 в. Так, объём науч. деятельности удваивается примерно каждые 10—15 лет, что находит выражение в ускорении роста ко­личества науч. открытии и науч. информации, а также числа людей, занятых в Н.

Развитию Н. свойствен кумулятивный характер: на каждом историч. этапе она суммирует в концентриро­ванном виде свои прошлые достижения, и каждый результат Н. входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность Н. обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристал­лизующей прошлый опыт познания действительности и ов­ладения её законами.

Процесс развития Н. находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положит. знаний. Он затрагивает также всю структуру Н. На каждом историч. этапе науч. познание использует определ. совокуп­ность познават. форм — фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т. е. все­го того, что объединяют понятием стиля мышления. Напр., для антич. мышления характерно наблюдение как осн. способ получения знания; Н. нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитич. подхода, направля­ющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; совр. Н. характеризует стремление к целостному и многосторонне­му охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная струк­тура науч. мышления после своего утверждения открывает суть к экстенсивному развитою познания, к его распрост­ранению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсив­ные пути развития Н., что приводит время от времени к науч. революциям, т. е. радикальной смене осн. компо­нентов содержат. структуры Н., к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов Н. Чередова­ние экстенсивных и революц. периодов развития характер­но как для Н. в целом, так и для отдельных её отраслей.