Функция речи.

Речь - основное средство общения, основа мышления. С помощью слов люди выражают свои желания, эмоции, согласовывают действия. Речь позволяет влиять на поведение человека, его мысли. Нарушения речи снижают социальную активность человека, влияют на выбор профессии.

С помощью слов дети усваивают новые понятия, строят отношения с окружающими. Дефекты речи сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют его обучение в школе. При значительных нарушениях речи детей направляют в специализированные школы.

Развитие речи - это сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов зубочелюстной системы.

В процессе формирования речи выделяют доречевой и речевой периоды.

Начиная с первых месяцев жизни дети издают звуки, называемые гулением. Такие рефлекторные голосовые реакции связаны с эмоциональными переживаниями. На 3-м месяце в гулении начинают улавливаться гласные звуки («а», «о», «у», «э»), наиболее легкие для произнесения.

В 5 мес ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, пытается подражать ему, начинает произносить отдельные слоги: «па-па-па», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Многократное повторение простейших слогов позволяет закрепить эти навыки.

В 6 - 7 мес. гуление преобразуется в лепет. Диапазон лепетных звуков расширяется, они становятся более разнообразными. Гуление и лепет являются подготовительными этапами к речевому периоду.

В 7 - 8 мес. дети начинают подражать взрослым, перенимают ритм и интонацию речи.

В 9 мес. ребенок реагирует не только на звук, но и способен к действию в ответ на просьбу: «Сделай ладушки» и др. Не понимая значения слов, дети реагируют на слово в знакомой ситуации общения с родителями.

К 1-му году жизни слово начинает приобретать сигнальное значение, дети начинают соотносить его с конкретными предметами. Например, слово «чашка» обозначает лишь одну знакомую чашку определенного цвета и рисунка.

Доречевой период заканчивается, когда ребенок начинает произносить первые слова, чаще всего они состоят из двух слогов - «ма-ма», «па-па». Ребенок прислушивается к звучанию слов, пытается произнести простейшие из них.

Словарь ребенка постепенно увеличивается в зависимости от физического развития, состояния здоровья, внимания со стороны взрослых. При благоприятном речевом окружении, постоянном общении со взрослыми развитие речи ускоряется, обогащается словарный запас.

В 1 год он составляет 8 - 50 слов, в 2 года – 300 – 400, в 3 года – 800 - 1000, в 4 года – 1400 - 2000, в 5 лет - 2000 - 3000.

Вначале ребенок овладевает существительными, обозначающими конкретные предметы, затем глаголами, междометиями, прилагательными, наречиями, союзами и т. д.

С 2 лет ребенок начинает строить предложения, т. е. формировать грамматический строй, изменяя слова и правильно соединяя их в речевые цепи.

В 3 года ребенок овладевает грамматическими категориями и строит более длинные предложения. В этот период в речи могут появляться ошибки, которые обычно самоустраняются с накоплением речевого опыта.

С увеличением словарного запаса выявляются искажения речи: перестановка звуков, их пропуски или замена, вставка лишних слогов. Этот период характеризуют как период активного словотворчества.

К 5 годам заканчивается формирование фонетической стороны. Ребенок осваивает произнесение сложных слов и предложений. Правильная функция речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми и полноценное речевое окружение способствуют правильному формированию речи.

К 7 годам словарный запас становится достаточно большим. Наиболее стремительное развитие речи отмечается в возрасте от 2 до 5 лет. Отклонения от этих средних сроков могут насторожить родителей и заставить их обратиться за специализированной помощью.