Тема урока: «Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия. Двигатель внутреннего сгорания»
Ведущая идея урока: Тепловой двигатель – это двигатель, преобразующий внутреннюю энергию сгорающего топлива в механическую энергию. Физическая величина, показывающая, какую долю от энергии, полученной при сгорании топлива, составляет совершаемая двигателем полезная работа, называется коэффициентом полезного действия теплового двигателя.
дидактическая:обеспечить формирование понятия «тепловой двигатель»; формирование умений применять закон сохранения и превращения энергии для объяснения физических основ работы тепловых двигателей; усвоение формулы для расчета коэффициента полезного действия тепловых двигателей; обеспечить расширение и углубление знаний учащихся о физических принципах работы тепловых двигателей на примерах двигателя внутреннего сгорания; формирование представлений об устройстве двигателей внутреннего сгорания;
развивающая:развитие умений выдвигать гипотезу, планировать эксперимент, анализировать его результаты, делать выводы и соотносить их с выдвинутой гипотезой, развитие коммуникативных и мыслительных способностей ребят;
воспитывающая:формирование научного мировоззрения, воспитание межличностных отношений в коллективе, воспитать положительную мотивацию к учению.
Тип урока:комбинированный.
План урока:
Организационный момент | 2 мин | |
Проверка домашнего задания: физический диктант. | 5 мин | |
Изложение нового материала. | 30 мин | |
Закрепление нового материала. | 5 мин | |
Подведение итогов | 2 мин | |
Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, проверка наличие присутствующих на уроке.
2. Проверка домашнего задания:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Какой процесс называется испарением? (Испарение − это парообразование, идущее со свободной поверхности жидкости) | 1. Какой процесс называется кипением? ( Кипение – это тоже испарение , только с образованием новых поверхностей испарения внутри жидкости) |
2. При какой температуре происходит кипение жидкостей? (Температура кипения постоянна при неизменных внешних условиях) | 2. При какой температуре происходит испарение жидкостей? (Испарение жидкостей происходит при любой температуре) |
3. От чего зависит скорость испарения? (Скорость испарения зависит от рода жидкости, её температуры, площади свободной поверхности и от притока воздуха) | 3. От чего зависит температура кипения? (Температура кипения зависит от рода жидкости и внешнего давления) |
4. Назовите формулу расчета количество теплоты необходимого для парообразования и единицу удельной теплоты парообразования в СИ. (Q=Lm; ) | 4. Какую величину называют удельной теплотой парообразования? (Эта физическая величина, численно равная количеству теплоты, поглощенному 1кг жидкости при переходе ее в пар при температуре кипения) |
5. Что значит для воздуха? (для превращения в пар 1 кг воздуха при его температуре кипения необходимо затратить энергии) | 5. Что значит для спирта? (для превращения в пар 1 кг спирта при его температуре кипения необходимо затратить энергии) |
3. Изложение нового материала:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Тема нашего урока «Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия. Двигатель внутреннего сгорания».На самых ранних этапах своего развития человек искал способы приведения в движение нужных ему объектов: примитивной сохи для обработки земли, веретена прялки, жернова мельницы. Сначала он использовал свою мышечную силу и силу прирученных животных, затем появились двигатели, в которых использовалась энергия ветра и падающей воды: парус, ветряная и водяная мельницы. В ХII в. появилось огнестрельное оружие, в котором круглое каменное ядро с большой скоростью вылетало из ствола при взрыве пороха. Огромное количество теплоты, выделяющееся при таком очень быстром сгорании пороха, вызывало увеличение температуры (а значит, и давления!) продуктов сгорания, т. е. рост внутренней энергии. Именно за счет этой огромной энергии ядро и получало свою кинетическую энергию. Это устройство и было первым тепловым двигателем. В наше время тепловые двигатели широко используются в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве. Как в тепловых двигателях происходит преобразование внутренней энергии топлива в механическую работу? Газ или пар совершает работу, когда он не находится в тепловом или механическом равновесии с окружающей средой. Это означает, что начальное давление газа должно быть больше внешнего давления. Поэтому при уменьшении давления газ может совершать работу за счет уменьшения своей внутренней энергии. Тепловой двигатель - это двигатель, преобразующий внутреннюю энергию сгорающего топлива в механическую энергию. Рисунок 1. – Тепловой двигатель Любой тепловой двигатель имеет три основных элемента (рисунок 1): нагреватель, рабочее тело и холодильник (чаще всего окружающая среда). В тепловом двигателе сжигают топливо (порох, газ, бензин, уголь). Выделяемая теплота вызывает повышение внутренней энергии рабочего тела (пара или газа − продуктов сгорания). В рабочем объеме(цилиндре, стволе) сила давления пара или газа при его расширении совершает положительную работу: толкает пулю, поршень, ракету, лопатку турбины, а рабочее тело покидает рабочий объем. Уходящее рабочее тело обладает еще значительной внутренней энергией (вспомните, какой горячий глушитель работающего мотоцикла или автомобиля), то есть мы используем лишь частьтой внутренней энергии, которую рабочее тело получило отсгоревшего топлива. Непременным условием работы любого теплового двигателя является наличие нагревателя, имеющего более высокую температуру рабочего тела, и холодильника с более низкой температурой. Существуют различные виды тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, газовая и паровая турбины, реактивный двигатель. В каждом из них энергия топлива сначала переходит в энергию газа (пара), который затем, расширяясь, совершает работу. В процессе совершения этой работы часть внутренней энергии газа идет на нагревание, на работу против сил трения и т. д. Совершая работу, тепловой двигатель использует полезно лишь некоторую часть той энергии, которая выделяется при сгорании топлива. Физическая величина, показывающая, какую долю от энергии, полученной при сгорании топлива, составляет совершаемая двигателем полезная работа, называется коэффициентом полезного действия теплового двигателя: , где − количество теплоты, полученное в результате сгорания топлива; − работа, совершаемая двигателем. Вследствие того, что всегда меньше , коэффициент полезного действия любого теплового двигателя . Для того чтобы двигатель работал, рабочее тело (газ) должно получить теплоту, которую выделило сгорающее топливо. Топливо может сгорать прямо в цилиндре, внутри самого двигателя, отсюда и происходит название двигателя − двигатель внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания − очень распространенный вид теплового двигателя. Они работают на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе. Рисунок 2. – Двигатель внутреннего сгорания Попытаемся разобраться в принципе действия широко применяемых в автомобилях, самолетах, танках, тракторах, моторных плавающих судах и т. д. бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Двигатель состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный при помощи шатуна 6с коленчатым валом 7. На валу укреплен тяжелый маховик 8, предназначенный для уменьшения неравномерности вращения вала. В верхней части цилиндра имеются два клапана 1и 2, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через клапан 1 в цилиндр поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи 3, а через клапан 2 выпускаются отработавшие газы. В цилиндре такого двигателя периодически происходит сгорание горючей смеси, состоящей из паров бензина и воздуха. При сгорании горючей смеси образуются газы, температура которых достигает . Горючие газы оказывают на поршень большое давление. Расширяясь, газы толкают поршень, а вместе с ним и коленчатый вал, совершая механическую работу. При этом они охлаждаются, так как часть их внутренней энергии превращается в механическую энергию. Бензиновый двигатель работает циклически. Его цикл состоит из нескольких процессов, называемых тактами. Если за цикл совершается 4 такта, то двигатель называется четырехтактным, если 2 − двухтактным. Рассмотрим более подробно схему работы такого двигателя. Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называют ходом поршня. Рисунок 3. – Принцип работы ДВС Один ход поршня, или один такт двигателя, совершается за пол-оборота коленчатого вала. При повороте вала двигателя в начале первого такта поршень движется вниз (рисунок 3, а). Объем над поршнем увеличивается. Вследствие этого в цилиндре создается разрежение. В это время открывается клапан 1 и в цилиндр входит горючая смесь. К концу первого такта цилиндр заполняется горючей смесью, а клапан 1 закрывается. При дальнейшем повороте вала поршень движется вверх (второй такт) и сжимает горючую смесь (рисунок 3, б). В конце второго такта, когда поршень дойдет до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь воспламеняется (от электрической искры 3) и быстро сгорает (рисунок 3, в). Образующиеся при сгорании газы давят на поршень и толкают его вниз (рисунок 3, г).Под действием расширяющихся нагретых газов (третий такт) двигатель совершает работу, поэтому этот такт называют рабочим ходом. Движение поршня передается шатуну, а через него коленчатому валу с маховиком. Получив сильный толчок, маховик затем продолжает вращаться по инерции и перемещает скрепленный с ним поршень при последующих тактах. Второй и третий такты происходят при закрытых клапанах. В конце третьего такта открывается клапан 2, и через него продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу. Выпуск продуктов сгорания продолжается и в течение четвертого такта, когда поршень движется вверх (рисунок 3, д). В конце четвертого такта клапан 2 закрывается. Итак, цикл двигателя состоит из следующих четырех процессов (тактов): всасывания, сжатия, рабочего хода, выпуска (выхлопа). В автомобилях используют чаще всего четырехцилиндровые двигатели внутреннего сгорания. Работа цилиндров согласуется так, что в каждом из них поочередно происходит рабочий ход, и коленчатый вал все время получает энергию от одного из поршней. Имеются и восьмицилиндровые двигатели. Многоцилиндровые двигатели в лучшей степени обеспечивают равномерность вращения вала и имеют большую мощность. Некоторые автомобили снабжаются дизельными двигателями. Он отличается от бензинового в основном способом зажигания горючей смеси. Воздух в цилиндре очень сильно сжимается и нагревается до . В конце такта сжатия в цилиндр впрыскивается горючее (нефть, мазут, дизельное топливо). Смесь воспламеняется вследствие высокой температуры в цилиндре. Таким образом, дизельный двигатель не требует свечи и использует более дешевое топливо, а не дорогой очищенный бензин. А так как сжатие в цилиндре более сильное, то за рабочий ход производится большая работа, а значит, КПД у него выше (до 44 %). Недостаток его в увеличенных размерах: большая степень сжатия требует большего объема цилиндра. Применение двигателей внутреннего сгорания чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолеты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы. Мощные двигатели внутреннего сгорания устанавливают на речных и морских судах. | Записывают название темы. Записывают определение. Записывают определение и формулу. |
4. Закрепление нового материала:
Вопрос | Ответ |
За счёт чего увеличивается внутренняя энергия рабочего тела в тепловом двигателе? | За счёт теплоты сгорания топлива. |
Во что преобразуется внутренняя энергия в любом тепловом двигателе? | В механическую. |
Какой двигатель называют тепловым? | Тепловой двигатель − это двигатель, преобразующий внутреннюю энергию сгорающего топлива в механическую энергию. |
Цикл двигателя состоит из следующих четырех процессов… | Всасывания, сжатия, рабочего хода, выпуска (выхлопа). |
Что такое КПД теплового двигателя? | Физическая величина, показывающая, какую долю от энергии, полученной при сгорании топлива, составляет совершаемая двигателем полезная работа, называется коэффициентом полезного действия теплового двигателя. |
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: изучить §12. Выполнить задания № 1−3 из упражнения 6.